Сенсорное развитие как предпосылки математического развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Непеляк Мария Ивановна

Ранний и младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. 

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nepelyak_m.i.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

физического развития детей №4 «Родничок»

муниципального образования Ханты – Мансийского автономного  

округа – Югры городской округ город Радужный

 «Сенсорное развитие

как предпосылки математического развития

детей младшего дошкольного возраста

Доклад на заседании методического объединения воспитателей групп раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) ДОУ города

Непеляк М.И., воспитатель

2014г

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Вашему вниманию представлен доклад на тему «Сенсорное развитие как предпосылки математического развития детей младшего дошкольного возраста».

Ранний и младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. Немаловажно, что в раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируются трудом, а порой невосполнимым.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом обучения в школе с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

На математическое развитие детей младшего возраста влияет несколько факторов:

•    обогащение детей впечатлениями;

•    специальное обучение в непосредственной образовательной деятельности  с целью накопления практического опыта;

•    создание условий в группе.

Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиям геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др).

Среди задач по формированию элементарных математических представлений в раннем возрасте и последующего математического развития детей выделяются главные, которые созвучны с задачами сенсорного воспитания, а именно:

•     приобретение знаний о множестве,

•     величине,

•     форме,

•    пространстве.

        Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счет, измерение, простейшие вычисления (арифметические действия). Ко второй – специально сконструированные в дидактических целях, доматиматические виды деятельности: сравнение предметов путем наложения, уравнивание и комплектование, сопоставление и уравнивание.

        Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Они имеют сенсорную основу и поэтому доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной основы, является более сложной, т.к. способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся, не доступны для малышей и рассматриваются в старшем дошкольном возрасте.

        В процессе формирования элементарных пред математических представлений у  младших дошкольников используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, а не в «чистом» виде.

        Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для дальнейшего обучения ребенка. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно одной непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений недостаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания: в непосредственной образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения в непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в деятельности  по продуктивным видам  происходит скрытое обучение в виде накопления чувственного и информативного опыта.

Над проблемой взаимосвязи сенсорного воспитания с математическим развитием детей работаю давно. Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития,  прежде всего проанализировала особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления, и далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

Одним из условий математического развития детей младшего возраста является среда. Предметно - пространственная развивающая среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, т.к. предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.

В групповой комнате всегда открыто, в любое время, доступно для детей находятся предметы:

- разнообразные пластмассовые конструкторы;

- наборы разрезных картинок из 6—8 частей (на кубиках и плоскостные);

- матрешки, пирамидки, вкладыши;

- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки, шаблоны, линейки и трафареты;

- настольно-печатные игры типа лото, домино;

- книжки рассказов в картинках.

Важно, чтобы игрушки были из различных материалов: пластмассовые, резиновые, деревянные, глиняные,  мягкие набивные, надувные, сшитые матерчатые.

Другая сторона создаваемых обстоятельств, в которых живут дети, - это речь взрослого: воспитателя, родителя. Когда ребенок ощупывает предмет, взрослый приговаривает и своей интонацией «держит» тот смысл, в который погружает детей: «А это во-о-от какой! Длинный. А этот вот какой - короткий» .Главная забота воспитателей - это грамотно насыщать жизнь детей этой речью, этими обстоятельствами. Речевая среда в группе направлена на усвоение математических понятий в повседневной жизни: эти понятий, так же как и разнообразные прилагательные, нужно часто употреблять в речи, обращенной к детям, но не следует добиваться, чтобы дети немедленно стали употреблять их. Реализуемая в ДОУ основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет правила организации коммуникативной среды:

- Каждый ребенок учится в своем темпе. Если он не научился сегодня, это не значит, что он отстает в развитии. Научится завтра.

- Максимум внимания уделяйте слабым детям.

- Учить ребенка можно только имея с ним хороший личный контакт.

- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое и учиться новому.

- Важно воздержаться от отрицательных оценок самого ребенка и даже результатов его деятельности: пусть на одно порицание приходится пятьдесят похвал.

- Будем сравнивать результаты работы ребенка только с его собственными прошлыми результатами, но не с результатами других детей.

- Отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, чем они хотят, независимо от того, предусмотрено ли это программой.

- Ребенок имеет право не хотеть и отказываться заниматься тем, чем вы ему предлагаете.

- Играя, занимаясь с ребенком, не отвлекаться самим. Следует помнить, что, отвлекаясь, взрослые учат отвлекаться ребенка и другие.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Дидактический материал включает вариативность его использования; обеспечивает условия для разнообразных условий: прикладывания, накладывания, сопоставления, сравнения по величине, форме, цвету и т.п. Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Правильно подобранные дидактические пособия по цвету, форме, величине несут в себе большой эмоциональный заряд.

Еще одним условием математического развития ребенка является адекватность и вариативность форм развивающей работы с детьми. В общеразвивающей программе предлагаются разные формы, а именно: обучение в повседневных бытовых условиях (75% материала дети младшего возраста усваивают именно в этой форме); демонстрационные опыты; сенсорные праздники; коллективные занятия; занятия с дидактическими играми и игрушками; самостоятельная деятельность в развивающей среде.

        Решая задачи сенсорного воспитания особое внимание уделяла формированию  у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Вопросы математического развития детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет решались соответственно возрасту, содержание деятельности ( в сторону обогащения), усложнение методов и приемов изменялись в соответствии с темпам развития детей. В этом возрасте больший акцент был сделан на физическое, сенсорное, речевое развитие детей, разумеется, не в ущерб социально-эмоциональному, эстетическому, познавательному.

   В процессе работы выстроился ряд общих методических принципов:

- обучение должно происходить «маленькими шажками», постепенно, в течение длительного времени, а не по схеме «педагог дал – дети усвоили». Поэтому значительное внимание уделяется работе по ходу повседневных ситуаций;

- темпы усвоения материала естественно должны быть индивидуальны;

- объем информации, которую педагог дает детям, всегда должен превосходить то, что они могут немедленно усвоить до конца; всегда нужно давать значительно больше, чем потом спрашивать;

- требование формулирования в речи должно появляться значительно позже требования понимания смысла (примерно на год).

В рамках методических принципов, обозначенных основной общеразвивающей программой разработана система математического развития  детей на основе сенсорного воспитания, в которую включены разные формы работы. Важно задействовать все органы чувств ребенка: не только зрение, но и вкус, обоняние, осязание, слух. Свойства предметов ребенок изучает в процессе практического манипулирования с ними. Одна из форм работы – специально организованная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в которой  понятия закрепляются в интегрированном виде через детскую деятельность: продуктивную, предметно-манипулятивную, познавательно-речевую.

В режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон; есть и такие, которые повторяются несколько раз в течение дня, в разные части суток игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Время  проведения видов деятельности связываю с определенными названиями частей суток, говорю с детьми об этой деятельности и времени, показывая на картинках. Работая с трехлетними детьми, в непосредственной образовательной деятельности использую личный опыт ребенка. Ознакомление с частями суток  начинаю с бесед, для большей  заинтересованности детей обязательно использую игрушку (сказочного персонажа или куклу), которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.    

До овладения счетом ребенка следует научить объединять, разделять группы предметов (производить операцию анализа и синтеза). С этой целью провожу упражнение с куклами. Так, группа кукол (синтез) разделена на группы по размеру, наличию головных уборов, цвету одежды (анализ). Если дети уже умеют производить такой анализ, начинаю учить сравнению: каких кукол много - маленьких или больших, каких мало или поровну. Для ответа не нужен счет с помощью слов-числительных. Такое сравнение много-мало, больше-меньше, поровну - вызывает у детей желание называть числа предметов сравниваемых совокупностей, появляется возможность обучить счету, умению ответить на вопрос: «Сколько предметов и каких?».

Для сформированности у детей понятия числа, предметно-пространственную развивающую образовательную среду группы организовываю так,  чтобы они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы, звуки, движения. Имея представления о множествах, позднее они могут замечать общее свойство любых сравниваемых групп предметов, отвлекаясь от известных свойств и качеств, объединяли бы или различали разные предметы только по количеству.

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Но, как известно, мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. В связи  с этим стремлюсь сделать непосредственную образовательную деятелбность по сенсорному воспитанию (ранний возраст), максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Дидактические игры и упражнения наиболее доступны и полезны в математическом развитии младших дошкольников, все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Названные игры провожу в свободной деятельности детей.

Доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется  не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий не стабильна, а выстраивается в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в группе: по отдельным темам может быть «сжата» или «растянута».

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не  ставлю целью запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Иногда малыш треугольник  называл «угольником» или «крышей», но занимаясь с детьми, употребляя названия форм и цветов правильно, дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение  зафиксировано только в словесной форме.

Период раннего возраста до трех лет характеризуется активным развитием речи. Дети называют слова-числительные в беспорядке (один, три, пять), хотя иногда и в общепринятой последовательности (один, два, три), однако это не означает, что они овладели счетом, и не дает основания делать вывод об их математических способностях.

К трем годам ребенок при восприятии пространства постепенно начинает овладевать словесной системой отсчета, в активный словарь входит «пространственная» терминология: далеко, близко (поближе-подальше, ближе-дальше). Соединение движений и слова способствует усвоению ребенком пространственных категорий. Для развития навыков ориентировки в пространстве проводила такие игры и упражнения: «Украсим кукле комнату», «У куклы новоселье». Широко использовала игры со строительным материалом, что дало возможность закрепить у детей знания о направлениях и отношениях в размещении предметов.

Повседневное общение с ребенком, а также специально организованная деятельность дали возможность ввести сначала в пассивный, а к концу года в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро — нескоро, сейчас — потом, день — ночь, сегодня - завтра - вчера, лето - зима и т.д.

При обращении со знакомыми предметами в знакомых игровых ситуациях ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне. Эти три уровня играют большую роль в развитии восприятия, т.е. в выявлении признаков различия и сходства предметов, по которым они могут быть классифицированы или объединены в группы. В процессе обследования предметов с помощью органов чувств включается речь, что помогает выявить и обозначить существенные группировки, а затем опознать повторно.

Исходя из результатов  проведенной работы, можно отметить, что в процессе математического развития малышей особо важным является вопрос об увязке сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи разработанной системы, с работой, проводимой в продуктивных видах детской деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.).

Работа строится на знакомом ребенку содержании. Новый опыт, приобретаемый в разнообразных учебных ситуациях, ребенок соотносит с уже имеющимся. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста

   Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

«Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».         Актуальность.  В основной общеобраз...

«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».

Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...