Формирование читательской культуры дошкольников с задержкой психического развития
статья на тему

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Авторы:

                                                               Москаленко А.Н., воспитатель, 1 к.к.

Грошева О.В., педагог-психолог, 1 к.к.

Формирование читательской культуры дошкольников с задержкой психического развития.

Успешная, здоровая личность -  цель современной педагогики. Что необходимо для ее формирования? Как взрастить в человеке нравственность? Как создать благоприятные условия для формирования подлинной самоактуализации личности? Каким образом чтение, может повлиять на развитие человека и для чего нужно формировать читательскую культуру? С какого возраста нужно прививать любовь к литературе? Вопросов много. Что же можем дать ребенку мы, в нашем детском саду?

Основной целью деятельности БМКДОУ № 19 является создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанником дошкольного детства, обеспечивающих адекватное развитие личности воспитанника в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, формирование общей культуры, развитие творческого потенциала воспитанников.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. 

Мы работаем с детьми с ЗПР. Особенностью таких детей является:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы - проявляется в неумении сосредоточиться на выполнении учебных заданий;
  • нарушение внимания, которое ведет к снижению продуктивности, быстрой утомляемости, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля;
  • повышенная отвлекаемость;
  • трудность в освоении нового материала, представления детей о предметах оказываются неточными и неполными;
  • сниженная познавательная активность.

Очень хочется, чтобы книга вошла в мир ребенка как можно раньше, сделала его интересным, полным необычайных открытий. Но на сегодняшний день мы столкнулись с проблемой, дети не интересуются книгами, не знают сказок и не любят их слушать. Перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя.

Постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы является одной из перспектив развития познавательных способностей детей с ЗПР, которые являются составной частью их дальнейшего успешного обучения в школе. Чем богаче будет восприятие ребенка, мышление, память и другие психическое процессы, тем активнее ребенок сможет применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Для ребенка с ЗПР легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Теремок», «Репка» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Петушок и бобовое зернышко», «Кот петух и лиса» и др.). В этом случае ребенок может воссоздать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные. Дети так же неспособны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации. Грамотное использование детской художественной литературы в коррекционной работе доступный, увлекательный, эффективный для детей и взрослых способ взаимодействия. 

При выборе художественной литературы мы учитываем наличие красивых, красочных иллюстраций, для того, чтобы можно было открыть книгу на странице с яркой картинкой, задать вопросы и вызвать у ребенка интерес к дальнейшему чтению. Сюжет произведения всегда с хорошим окончанием, даже если в сюжете присутствует зло, то добро всегда победит.

Для усвоения ребенком произведения, читаем его, рассматриваем иллюстрации художников к прочитанному произведению, просим ребенка прокомментировать его и нарисовать свою иллюстрацию. После прочтения произведения мы задаем детям вопросы, побуждая их к размышлению о поступках героев, перечитываем это же произведение еще раз через несколько дней. Например, из самой простой сказки «Репка» по наводящим вопросам воспитателя ребенок может сделать самостоятельно вывод, что даже самая маленькая мышка может сыграть большую роль в общем деле, помочь людям, и даже злейшему врагу – кошке.

Мы заботимся об их нравственных качествах, учим задумываться о том, «Что такое хорошо и что такое плохо?». Проигрываем сюжет в театрализованной деятельности. Читаем книги в специально отведенное для этого время. В детском саду проводим дни или недели, посвященные какой-нибудь одной теме, например, неделя русской народной сказки, неделя Ш.Пьеро и т.д.

В нашем детском саду существует библиотека и такая форма работы с родителями, как «Книга на дом». Каждый ребенок может взять домой понравившуюся книгу для чтения ее с родителями, а также принести из дома свою. Родителям рекомендуем читать книгу перед сном, желательно чтобы в чтении принимали участие все члены семьи по очереди. Так возрождаем семейные чтения. А также мы им советуем показывать свою любовь к чтению. Книга, лежащая на прикроватной тумбочке, читающие родители - прекрасный пример для подражания.

Так, постепенно формируя в ребенке умение, эмоционально воспринимать прекрасное, сопереживать, сочувствовать, мы воспитываем духовно развитую, гармоничную личность, способную в полной мере реализовать все лучшее, что заложено в нем природой. Мы наблюдаем изменения в наших детях: раньше они приносили в детский сад роботов, пистолеты, машинки, фигурки героев зарубежных мультфильмов, а сейчас стали приносить книги, с просьбой почитать. У ребенка появляется положительный герой, который может сопровождать его все детство, побуждать к честным, хорошим, добрым поступкам всю его жизнь.

Ведь книги были издревле. Они служат людям не только, как принято сейчас говорить, «носителем информации», но и источником мудрости, способом углубиться в иное время, мир, в жизни и души людей. Книги учат любить и переживать, мыслить и веселиться. Недаром раньше дети тайком от родителей ночами с фонариком читали истории о поисках кладов, о морских приключениях, о героях войны, об отважных первопроходцах.

Картонный переплет вместо пластика, тихий шелест перелистывания страниц вместо мерцающего экрана и красивые картины художников, написанные для этой книги. Мы всегда были самой читающей страной в мире. Читали в транспорте и дома, в очереди и на пляже и самым дорогим подарком всегда была книга. Это и называется духовность. И мы, педагоги, делаем все для того, что бы наши воспитанники жили в стране, которая снова будет самой читающей.

Литература:

1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.

2. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

3. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

4. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. В 2 книгах. Издательство: АСТ, Астрель (2009)  702 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...