Главные вкладки

    Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Агапова Альбина Анваровна

     

    Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sirs_programma03.doc152.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №47 «Гнездышко»

    Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС

                                                     г. Нижневартовск

    Содержание

    Стр.

    Паспорт программы

    1.

    Пояснительная записка

    3

    2.

    Цели и задачи программы

    5

    3.

    Содержание программы

    6

    4.

    План реализации программы

    9

    5.

    Ресурсы программы

    13

    6.

    Мониторинг программы

    14

    7.

    Литература

    18

     Паспорт программы

    Наименование программы

    Программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе информационно-коммуникационной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»  

    Направленность программы

    Развитие и формирование высших  психических функций  ребенка, т.е. развитие  навыков обучения

    Основание для разработки программ

    * Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2014-2015 годы»                                                          

    * Программа «Развитие образования МБДОУ ДСКВ №47 на 2014-2015 годы»

    Заказчик программы

    Педагогический совет МБДОУ ДСКВ №47  протокол №___ от 12.10.2014г.

    Составители программы

    Учитель – дефектолог

    Целевая группа

    Дети  старшего дошкольного возраста

    Цель программы

    • развитие интеллекта,  индивидуальных способностей, природного потенциала;
    • формирование жизненных ориентаций и ценностей;
    •  развитие    информационной культуры у старших дошкольников.

    Задачи программы

    • формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка.
    • внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
    • обеспечить развитие информационной культуры  у старших дошкольников;
    • развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
    • развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
    • развивать мелкую моторику рук.
    • развивать воображение и творческие способности.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    1. Развитие образной, ассоциативной памяти;
    2. Развитие пространственных представлений; 
    3. Развитие наглядно-образного мышления;
    4. Повышение уровня усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
    5. Повышение уровня интеллектуальной готовности к школе.

    Срок действия программы

    С 2014 года (ежегодно)

                         Пояснительная записка

        В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих  трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС приоритетно задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.

       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в  последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

    Усложнение научно – технического прогресса 

      Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

    Усложнение дефектов речи

    Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

    1.  Дефицит внимания;

    2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

    3.  Низкий уровень познавательной активности. 

    4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

    5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

    6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

              В практической деятельности учителей-логопедов и дефектологов  сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны  методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью,  но информационно -компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя дают множество возможностей:

    • доставлять воспитанникам  необходимый практический материал в доли секунды; 

    • активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;

    • задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;

    • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;  

    • увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

    • а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

    По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям:

    - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; 

    - постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; 

    - компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе; 

    - компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

    Цель работы логопеда в ДОУ - оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи  детям дошкольного возраста с различными логопедическими заключениями; охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие. 

    Задачи логопеда и дефектолога определяются  исходя из цели:

    - Осуществлять диагностику речевого развития детей.

    - Определять уровень сформированности компонентов речи детей.

    - Наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести.

    - Способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы ДОУ.

    - Предупреждать нарушения устной и письменной речи;

    - Взаимодействовать с ПМПк и ПМПК.

    - Распространять логопедические знания среди педагогов и родителей. 

       Работа учителя – логопеда  и учителя – дефектолога строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.

    Организационное направление: основная цель – создание условий для процесса коррекции речи детей. 

    Диагностическое направление. Цель  – выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

    Использование  в этом направлении средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углубленной диагностики детей, и подведения итогов обследования.  

    Мicrosoft Power Point – работа с презентациями (применяется для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т.д.); 

    Мicrosoft Excel –работа с таблицами,  удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития; 

    Paint – работа с рисунками (используется при диагностики понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно-пространственного восприятия)

    Коррекционно-развивающее направление. Цель - коррекция речевых нарушений и подготовка детей к школе

      Для формирования мотивации  воспитанников к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. 

     Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:  

    • развитие слухового внимания;

    • активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

    • коррекция просодической стороны речи;

    •  развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;

    •  уточнение, обогащение и активизация словаря;

    •  коррекция и развитие грамматического строя речи;

    •  развитие связной речи;

       Практика показывает, что трудности современных детей с ОВЗ в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых  формах нарушения речи. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится практически на каждом занятии.        Для этого подобраны файлы по следующим темам:

    • Звуки дома

    • Звуки деятельности человека

    • Звуки, которые издают животные и птицы

    • Чей это звук

      Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и  визуальный канал восприятия информации детьми почти все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.

     Для активизации артикуляционного аппарата  и организации минуток отдыха и релаксации подобраны мультимедийные презентации и звуковые файлы.

      Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также у дошкольников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций. 

     Кроме того,   в настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. 

           Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений.

    Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы:

    Программа «Игры для Тигры»

           Данная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 

     "Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой и других. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонетика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение. 

    Проект "Развитие творческих способностей на основе информационных технологий” – СИРС (автор Буров А.Н.)

     CИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека (дошкольника, школьника, студента, специалиста и руководящего работника). 

    Уникальность СИРС заключается в комплексном подходе к интенсивному развитию интеллектуальных и творческих (креативных) способностей детей (одаренных детей, детей с задержкой психического развития и детей с ограниченными возможностями здоровья).

    СИРС 3,  Логопед   предназначен для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия детей и взрослых (дикция).

    СИРС Логопед  содержит также пальчиковые и язычковые упражнения, для подготовки, которых использовались многочисленные видеосъемки, а также методические рекомендации, построенные на основе принципов построения коррекционной работы.

    В настоящее время во многих логопедических учреждениях для коррекции речи детей используются исключительно дидактические методики без учёта современных достижений в области психофизиологии и компьютерных технологий.

    Современные компьютеры позволяют визуализировать на экране монитора звук, фонему, слово в виде зрительно воспринимаемого образа. Таким путём оказывается возможным организовать по зрительному каналу эффективную обратную связь в процессе обучения, что особенно важно для лиц с тотальным поражением слуха, парциальным поражением слуха, нарушениями проводящих отделов слухового анализатора, которые закономерно вызывают нарушение моторного компонента речи.

    В процессе обучения видимый образ слова, который формирует обучающийся, легко подгоняется под образ слова логопеда.

    Электронная информационная среда (АРМ Логопеда) — интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия. АРМ Логопеда является продолжением реализации проекта “Развитие творческих способностей на основе информационных технологий” по разделу, связанному с развитием процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия.

    Большое внимание уделялось подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей. Система упражнений строится по схеме:

    фонема – фонема в слове – фонема в словосочетании – фонема в предложении – фонема в скороговорке.

    В коррекционном курсе дополнительное внимание уделяется характерным ошибкам и приёмам коррекции. Предложена наиболее оптимальная последовательность коррекции с учётом лингвистических и психофизиологических факторов.

    Электронная информационная среда АРМ Логопеда содержит также пальчиковые и язычковые упражнения, для подготовки которых использовались многочисленные видеосъёмки, а также методические рекомендации, составленные на основе принципов построения коррекционной работы, которые используются после анализа результатов обследования произношения ребёнка.

    Разработанные методические рекомендации по применению данной электронной информационной среды позволяют эффективно оптимизировать процесс обучения произношению.

    АРМ Логопеда – совокупность методических и программных средств, которые обеспечивают автоматизацию функций пользователя, позволяющую оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные запросы. АРМ Логопеда как инструмент рационализации и интенсификации деятельности обеспечивает выполнение в автоматизированном режиме информационно-справочного обслуживания, учёта и анализа состава обучаемых.

    Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» (АРМ Логопеда) содержит базу данных обучаемых и результатов обучения детей, модули программного обеспечения, предназначенные для обучения и коррекции произносительных навыков, а также модуль

     Редактор занятий, модули язычковых и пальчиковых упражнений.

    Работа поддержана грантом РГНФ № 06-06-431-А.

    Все этапы сопровождения  состоят из логических  связанных  тем, охватывающие теоретическую  и практическую подготовку младших школьников   с различными нарушениями и реализуется в различных формах: подгрупповые, групповые занятия.   Согласно  утверждённому  расписанию. 

        Каждый из этапов логопедического воздействия характеризуется  своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Для постановки звука использую практические и  наглядные методы. При автоматизации тех или иных звуков использую игровой метод в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Используется  речевой материал в виде чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц, стихов.

       Выработка  плана  коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование  работы  входит составление  рабочей  программы  или  индивидуального  маршрута.

       На  занятиях   применяется    упражнения для развития мелкой моторики с помощью карандашей и проговариванием  чистоговорок,  массажных мячиков, мелкими камешками,  шнурование. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные  и дыхательные  упражнения. Проводятся игры  на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Синий-зелёный», «Перевёртыш» и др.

    В кабинете логопеда  имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические,  игровые специализированные пособия. 

    Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают  информационно-коммуникативные технологии  и бланковые методики.

    Учебно-дидактический комплекс «СИРС»- Система Интенсивного Развития Способностей у дошкольников и детей с ОВЗ разработанный  под руководством Бурова А.Н. (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры специальной психологии НТПУ).  

         Учебно-дидактический комплекс  включает следующие разделы: диагностический, учебный, тренировочный. Программа СИРС состоит из четырёх комплексов, но в своей работе я использую два: СИРС -1, который предполагает быстрое чтение, развитие памяти, развитие понятийного  мышления и  СИРС -3 - логопедия: дифференциация звуков, упражнения для пальцев, упражнения для языка. Например.  СИРС-3 раздел дифференциация звуков: в слогах;   в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в скороговорках.  Материал  используется  по определённому звуку  и  букве.

    Раздел - упражнения для пальцев. Из данного раздела упражнения выбираются в соответствии с лексической темой. Они представлены с полным описанием последовательности выполнения,  речевым  материалом и  показом  действий.

    Реализация программы «СИРС» создаёт условия для:

    1) удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

    2) повышения эффективности коррекционно-развивающих  занятий, способствующих активной деятельности детей, что даёт возможность  вносить в коррекционный  процесс новые формы и методы обучения.

    В качестве основных  достоинств учебно-дидактического  комплекса, на мой взгляд, что существенно  дополняет  традиционную  работу  учителя- логопеда,  можно  назвать  следующее:

    -компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;

    -деление материала по разделам и по группам  позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития.

    -преимущество программы в том, что все результаты диагностики и тренировки автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребёнка, где хранятся в виде таблицы.

    - данный комплекс позволяет вносить свои изменения.  Например:  использование лексических тем или речевой материал подбирать в соответствии с данной темой коррекционно-развивающего обучения.

       В основе курса лежат следующие принципы:

    1.  Принцип безопасности.

    2. Принцип многократного повторения материала для формирования у  

    ребенка не просто умения, но и навыка.

    3.  Принцип положительного подкрепления.

       Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы: «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС)

    -  Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

    -   Умение ориентироваться по клеткам или по образцу.

    Обучение навыкам:

    - чтения вслух,

    - классификации знаний;

         -  устного счета;

    - системного, понятийного, наглядно-образного мышления;

        -  креативности;

    -   пространственных представлений;

    -  чувства стихосложения.

    - Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.

    Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, непрерывный  мониторинг уровня развития способностей.

    Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно - значимыми умениями и навыками.

    Прогнозируемый результат:

    -внедрение в  образовательный процесс новой  информационной технологии (СИРС);

    -повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:

    -быстрое и качественное усвоение новых знаний;

    -развитие  творческих способностей (креативности);

    -высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

    -высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,  проявляющийся  в  четкой  ориентации  на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними;

    -увеличение   объема запоминаемой информации в 2- 3 раза;

    -повышение скорости чтения;

    -повышение уровня подготовки детей к школьному обучению;

    -развитие информационной культуры  у старших дошкольников.

    Структура развивающих занятий

           Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

        Занятие состоит из трех частей:

    1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика /3 мин./.

    1. часть – состоит из 5 блоков заданий.

    1. Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия (СИРС) /10 мин./:

    Развитие памяти содержит:

    • Тренажеры для развития зрительной памяти;
    • Тренажер для развития ассоциативной памяти;
    • Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.

    Развитие пространственных представлений:

    • Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
    • Тренажеры для работы с развертками куба.

    Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования 

    • Танграм – с помощью 7 геометрических элементов

    Развитие понятийного мышления

    • Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)
    • Тренажер словарь
    • Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)

        Развитие приемов умственной деятельности

    • Прогрессивные матрицы Равена

        Развитие процессов звуко - буквенного  анализа, синтеза,  

        Развитие навыков устного счета

    2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. /4 мин./

    3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. /5 мин./

    4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. /2 мин./

    5. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. /1 мин./

       3 часть – прощание /5 мин/.

       В процессе занятий применяются  здоровьесберегающие технологии- проводятся физминутки,  направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.

      Электронное пособие "Логопедические упражнения" серии "В помощь логопеду"

    Содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного произношения детьми 4–7 лет звуков, их общего и речевого развития, поддержания интереса к логопедическим занятиям. 

    Речевой материал основан на рифмованных миниатюрах, максимально насыщенных автоматизируемым звуком. Анимированные картинки облегчают усвоение и запоминание материала, делают занятие наглядным и интересным.

    Просветительно-профилактическое направление. 

    Цель - распространение знаний о коррекционно - педагогической деятельности среди родителей и педагогов ДОУ

    В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

    Мicrosoft Роwег Роint - презентации ( используются на педагогических советах, семинарах, проектах и т.д.)

    Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей)

      Родители современных детей молодые люди, для которых компьютер и интернет такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телевизор и телефон. Поэтому мы  стараемся активно использовать эти  возможности для пропаганды логопедических знаний среди родителей.  

        Предлагаем использовать информацию с сайтов, адресованных родителям и содержащим материал по детской психологии и логопедии, общаться на педагогических форумах и читать блоги педагогов. Также задать любой вопрос или получить консультацию у специалистов МДОУ можно напрямую, через сайт детского сада или электронную почту специалиста. Такая форма работы помогает родителям глубже проникнуть в суть проблем, которые возникли у его ребенка, адекватно оценить их и вовремя начать работу по коррекции.

      Для самообразования активно используем возможности интернет-ресурсов: где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации. 

     Возможности интернета мы  используем не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами: участвуем в различных сетевых интернет-проектах, состоим в сетевых методических объединениях педагогов.

    Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда и дефектолога ДОУ, в условиях введения ФГОС:

    - позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности ребёнка;

    - повышает эффективность коррекционной работы; 

    - помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия; 

    - даёт возможность задействовать все анализаторные системы;

     - сокращает сроки коррекционной работы;

    - помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;

    - повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям; 

    - предупреждает появление у логопатов расстройств письменной речи, а, следовательно, снижает риск дезадаптации дошкольников;

    - формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;

    - активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи.

    Активное использование информационно-коммуникационных технологии в работе позволяет сделать вывод, что компьютер и разные гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

                              Проект: «Дошкольник»

    Цель проекта: формирование  первичных навыков чтения и развитие логического мышления у дошкольников.

    Задачи:

    • Развить начальные умения в чтении;
    • Развить умения конструировать;
    • Развить логическое мышление дошкольников.

    Средства для достижения цели:

    • тренировочные тексты ЭУМК «Быстрое чтение» с учетом возрастных особенностей (для дошкольников) для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции. 
    • для развития наглядно-образного мышления и креативности  на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежики т.д.) с помощью  7 геометрических элементов ЭУМК «Танграм». ЭУМК содержит  автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется  несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также  в зависимости от скорости  и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.      
    • логическое мышление  развивается с применением программ «Понимание. Пазлы» ,   программы «Лабиринты».

    Проект реализуется в объеме 12 часов. 2группы по 0,5 ч.

    Содержание занятий

    Дата проведения

    Танграм. Диагностика.

    3.03

    Танграм

    10.03

    Танграм

    17.03

    Танграм

    24.03

    Диагонстика. Пазлы. Лабиринт.

    31.03

    Пазлы. Лабиринт.

    7.04

    Пазлы. Лабиринт.

    14.04

    Диагоностика. Чтение по буквам и по слогам. Чтение в строку.

    21.04

    Чтение по буквам и по слогам. Чтение в строку.

    28.04

    Чтение по буквам и по слогам. Чтение в строку.

    5.05

    Чтение по буквам и по слогам. Чтение в строку.

    12.05

    Чтение по буквам и по слогам. Диагностика.

    19.05

                        Проект: «Правильная речь»

    Цель: устранить дефекты в речи отдельных воспитанников.

    Задачи:

    - Выявить детей с дефектами речи;

    - Разработать индивидуальные программы с ЭУМК «Логопед» для устранения этих дефектов;

          -Привлечь к работе воспитанников.

    Средства для достижения цели.

      - Тренажер процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия детей (дикция). Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей. Система упражнений строиться по схеме: фонема – фонема в слове – фонема в словосочетании – фонема в предложении – фонема в скороговорке.  В коррекционном курсе дополнительное внимание уделяется характерным ошибкам и приемам коррекции. Предложена наиболее оптимальная последовательность коррекции с учетом лингвистических и психофизиологических факторов.

        ЭУМК Логопед  содержит  пальчиковые и язычковые упражнения, для подготовки, которых использовались многочисленные видеосъемки, а также методические рекомендации, построенные на основе принципов построения коррекционной работы, которые используются после анализа обследования произношения ребенка.

      ЭУМК Логопед  

       Комплекс предназначен для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия детей (дикция).

       Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей. Система упражнений строиться по схеме: фонема – фонема в слове – фонема в словосочетании – фонема в предложении – фонема в скороговорке.

          В коррекционном курсе дополнительное внимание уделяется характерным ошибкам и приемам коррекции. Предложена наиболее оптимальная последовательность коррекции с учетом лингвистических и психофизиологических факторов.

      ЭУМК Логопед  содержит также пальчиковые и язычковые упражнения, для подготовки, которых использовались многочисленные видеосъемки, а также методические рекомендации, построенные на основе принципов построения коррекционной работы, которые используются после анализа обследования произношения ребенка.

    План реализации проекта.

    Месяц

    Мероприятия

    сентябрь

    Опрос родителей, выяснение нуждающихся воспитанников в логопедической помощи

    октябрь

    Совместное с  специалистами –логопедом и дефектологом выяснение индивидуальных проблем  воспитанников

    ноябрь

    Совместное с  специалистами  -логопедом  и дефектологом  составление индивидуальных планов по работе с программой

    декабрь

    Индивидуальная работа с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога. Диагностика.

    январь

    Индивидуальная работа с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога

    февраль

    Индивидуальная работа с с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога

    март

    Индивидуальная работа с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога.

    апрель

    Индивидуальная работа с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога.

    май

    Индивидуальная работа с воспитанниками, нуждающимися в помощи логопеда и дефектолога. Диагностика результатов.

                                      Список   литературы: 

    1. Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005г.
    2. Буров А.Н. «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС». – Новосибирск, Прайс-курьер, 2007г.
    3. Береславский Л.Я. «Интеллектуальная мастерская». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.  
    4. Гатанова Н.В «Развиваю память». – СПб: Издательство «Питер», 2000г.
    5. Ищенко И. П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4–6 лет. – Киев, 1993г
    6. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Дубна, 2000г.
    7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996г.
    8. Третьяков П.И. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по образованием по результатам.
    9. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей  дошкольников.
    10. Тихомирова Л.Ф.  «Развитие познавательных способностей детей». – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2001г.
    11. Практический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №12 2009г.
    12. Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №6 2008г.
    13. Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4 2007г.
    14. Лазарев В.С., Алферов Ю.С. «Управление школой: теоретические основы и методы».- М: Центр социальных и экономических исследований, 1997г.
    15. Кларин М.В.  «Инновации в мировой педагогике». Рига 1995г.
    16. Поташник М.М. «Качество образования: проблемы и технология управления». Москва 2002г.
    17. Савенков А.И. «Путь к одаренности» Москва 2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

    Программа "Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий СИРС"

    К ПРОГРАММЕ« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»с использованием инновационной компьютерной «Системы интенсивного развития интеллектуальных способн...

    ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

    Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

    Программа развития интеллектуальных способностей детей "Юный математик"

    Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет по...

    Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей....

    Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

    Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...