Программа развития интеллектуальных способностей детей "Юный математик"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Мамлеева Ольга Викторовна

Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiemoy.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития интеллектуальных способностей детей «Юный математик»

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

В соответствии с приоритетным направлением ДОУ осуществляю психологическую поддержку одаренных детей. В целях обеспечения развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников мною была разработана программа работы кружка “Юный математик” для детей 5-6 лет. Использование современных развивающих пособий стимулирует творческую активность.

Основные задачи работы с детьми:

  • Активизация творческого мышления и его качеств (любознательности, гибкости, скорости);
  • Формирование познавательных умений (умение добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, сравнивать давать оценки, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения, планировать свою деятельность;
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения);
  • Развитие коммуникативных навыков.

Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.

Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

В процессе работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников я убедилась в эффективности использования следующих методических материалов:

  • Логические блоки Дьенеша;
  • Интеллектуальные игры Никитина Б.П. “Сложи узор”;
  • Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).

Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

Логические блоки Дьенеша.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • цветом – красные, желтые, синие;
  • размером – большие и маленькие;
  • толщиной – толстые и тонкие.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. На занятиях я использую следующие варианты игр: “логические цепочки” с одним и более условием, “карточки-схемы” для выкладывания по образцу, классификация по заданному признаку и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Развивающие кубики “сложи узор” Б.П.Никитина

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. В игре с кубиками выполняют три вида заданий. Сначала учатся по узорам-образцам складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Третье задание – придумать новые узоры, т.е. выполнить творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.

В этой игре развивается сообразительность, пространственное воображение, способность детей к анализу, синтезу – важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, способность к комбинированию, а также усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Детям очень нравится играть в разноцветные кубики, а в процессе игры можно быстро добиться результатов.

Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).

Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

Этапы освоения игры:

  • Ознакомление с набором фигур, преобразование их в изображение из двух-трех.
  • Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам.
  • Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).

Эти головоломки развивают у детей воображение, геометрическое мышление, помогают овладеть навыками пространственного воображения, кроме того, стимулируют работоспособность, целенаправленность и усидчивость.

Такого рода деятельность способствует накоплению опыта ребенка, который содержит, эталоны и символы, условные заместители, модели, средства и способы взаимодействия, а значит активно влияет на интеллектуальное развитие детей, что составляет важнейшую базу для успешного обучения в школе.

ТРИЗ – одно из эффективных средств развития творческого мышления у дошкольников. Я использую следующие игры из системы ТРИЗ: “загадочные животные”, “черное и белое”, “проблемные ситуации”. Такие занятия помогают развитию творческого воображения, умения устанавливать закономерности, креативности и чувство юмора.

На занятиях я использую следующие, на мой взгляд, эффективные приемы:

  • “умные вопросы” – такой прием помогает учить детей использовать уже имеющиеся знания об окружающей действительности; совершенствовать речевую активность; углублять знания детей; содействовать формированию интеллектуальной компетентности в определенной области знаний позволяют “мини-сообщения” детей по разным темам;
  • “карточки-модели” с символическим изображением “методов исследования” ( по А.Савенкову) стимулируют проявление познавательной активности; учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем;
  • ребусы позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях; развивать логическое мышление;
  • “путаница”, “что перепутал художник” – развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.

У детей с признаками одаренности отмечаются проблемы в коммуникативной сфере: трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно поэтому на занятиях я считаю необходимым использование следующих приемов: тренинг “деревья”, коммуникативные игры: “ива”, “тихий голос”, психогимнастические этюды, что помогает создавать эмоционально-комфортную обстановку на занятии; формировать навыки невербального взаимодействия со сверстниками, развивать эмпатию.

В нашем детском саду подобраны и другие разнообразные игры и пособия промышленного производства интеллектуально-познавательной направленности: серия игр “Учись играя” (“ассоциации”, “логика”, “закономерности”, “наблюдательность” и др.), магнитные конструкторы и геометрические мозаики, разнообразные развивающие лото (“биологическое”, “зоологическое”, “математическое” и др.), развивающие игры “Уникуб”, “Волшебный круг”, развивающий планшет с карточками-схемами “Логико-малыш”, игры со счетными палочками, подборка игр для развития мелкой моторики и ориентировки на листе и многие другие. Такие игры позволяют разнообразить и варьировать приемы и формы работы с детьми на занятиях в кружке, стимулировать познавательную самостоятельность, предоставлять детям возможность выбора игрового материала, развивать интерес к интеллектуальным играм, формировать настойчивость в поиске решения задач, чувство юмора и любознательность.

Систематическая работа с детьми способствует формированию интеллектуально-творческого потенциала и, соответственно, высокого уровня интеллектуальной подготовки к школе. А в качестве результата интеллектуального развития выступает интеллектуальная компетенция.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию к концу дошкольного возраста:

  • проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей;
  • знает об основных природных явлениях и закономерностях;
  • знаком с универсальными знаковыми системами – алфавит и цифры;
  • умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта;
  • способен к практическому и умственному экспериментированию и знаковому опосредованию;
  • владеет логическими операциями (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

Программа "Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий СИРС"

К ПРОГРАММЕ« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»с использованием инновационной компьютерной «Системы интенсивного развития интеллектуальных способн...

Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС

Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей....

Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...