Программа "Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий СИРС"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

К ПРОГРАММЕ

« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

с использованием инновационной компьютерной 

«Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС)»

  

     Программа «Развитие интеллектуальных способностей  у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС) - результат выполнения проекта Федеральной Целевой Программы "Одаренные дети» в течение 2008 - 2009 гг.

     Актуальность данной темы: потребность в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным информационно - коммуникационным технологиям.

      Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени – дошкольному образованию.

      Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.  Информационные технологии  дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться.

    Современные тенденции социального развития в рамках образовательных учреждений и  условиях  Севера интеллектуальное производство – один из решающих факторов экономического развития.  Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. Дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для развития интеллектуально – познавательной активности детей.   Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству.  Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему. Самое главное – у него должны  быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые является основой для успешного овладения школьными знаниями.

   Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемые индивидуальные игровые занятия с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС).

   С помощью Компьютерной Системы интенсивного развития способностей (общеразвивающих  и специальных) для старших дошкольников – у детей появилась возможность легко развить потенциал интеллектуальных и творческих (креативных) способностей, что способствует получению максимальных жизненных достижений. А также позволяет эффективно обеспечивать коррекционно - развивающую поддержку  дошкольников «группы риска».

   Уникальность нашей программы заключается в комплексном и непрерывном подходе к интенсивному, опережающему развитию старших дошкольников имеющих нарушения зрения, задержки психического развития и признаки одаренности, позволяет подготовить  дошкольника к успешному обучению в школе.

      С медицинской точки зрения программу «СИРС»,  можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях при выполнении гигиенических нормативов работы с компьютерами в соответствии с санитарными требованиями к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организация режима работы в дошкольных образовательных учреждениях».

 

Цель  компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей:  

·        развитие интеллекта,  индивидуальных способностей, природного потенциала;

·        формирование жизненных ориентаций и ценностей;

·         развитие    информационной культуры у старших дошкольников.

 

    Программа «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС) способствует  решению следующих задач:  

·        формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка.

·        внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;

·        обеспечить развитие информационной культуры  у старших дошкольников;

·        развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

·        развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

·        развивать мелкую моторику рук.

·        развивать воображение и творческие способности.

   Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний, где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

   Задания даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении желательно не нарушать их последовательность.

  Занятия проводятся индивидуально и подгруппой детей. Длительность одного занятия – от 10 до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раз в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждое задание «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика», «Обучение грамоте».

    Диагностические занятия: 1, 5, 10, 15. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям задания, и предлагается одно новое.

   Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

 

   В основе курса лежат следующие принципы:

1.  Принцип безопасности.

2. Принцип многократного повторения материала для формирования у  

ребенка не просто умения, но и навыка.

3.  Принцип положительного подкрепления.

   Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы: «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС)

*      Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

*      Умение ориентироваться по клеткам или по образцу.

Обучение навыкам:

Ø чтения вслух,

Ø классификации знаний;

Ø устного счета;

Ø системного, понятийного, наглядно-образного мышления;

Ø креативности;

Ø пространственных представлений;

Ø чувства стихосложения.

*      Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, непрерывный  мониторинг уровня развития способностей.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно - значимыми умениями и навыками.

 

Прогнозируемый результат:

·        внедрение в  образовательный процесс новой  информационной технологии (СИРС);

·        повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:

*    быстрое и качественное усвоение новых знаний;

*    развитие  творческих способностей (креативности);

*    высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

*    высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,  проявляющийся  в  четкой  ориентации  на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними;

*    увеличение   объема запоминаемой информации в 2- 3 раза;

*    повышение скорости чтения;

·        повышение уровня подготовки детей к школьному обучению;

·        развитие информационной культуры  у старших дошкольников.

 

Структура развивающих занятий

 

       Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

    Занятие состоит из трех частей:

 

1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика /3 мин./.

 

2 часть – состоит из 5 блоков заданий.

*  1. Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия (СИРС) /10 мин./:

Развитие памяти содержит:

ü Тренажеры для развития зрительной памяти;

ü Тренажер для развития ассоциативной памяти;

ü Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.

Развитие пространственных представлений:

ü Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;

ü Тренажеры для работы с развертками куба.

Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования

ü Танграм – с помощью 7 геометрических элементов

Развитие понятийного мышления

ü Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)

ü Тренажер словарь

ü Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)

    Развитие приемов умственной деятельности

ü Прогрессивные матрицы Равена

    Развитие процессов звуко - буквенного  анализа, синтеза,  

    Развитие навыков устного счета

*  2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. /4 мин./

*  3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. /5 мин./

*  4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. /2 мин./

*  5. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. /1 мин./

 

3 часть – прощание /5 мин/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий

Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...

Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС

Программа развития интеллектуальных способностей старших                 дошкольников на основе СИРС...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Отчёт по ДПОУ Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»

Отчёт по ДПОУРазвитие  интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»...

Отчёт по кружковой работе Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год

Отчёт по кружковой работеРазвитие  интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...