«Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством педагогического проекта с учётом требований ФГОС ДО».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Коновалова Ольга Константиновна

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konovalova.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста  в театрализованной деятельности  посредством  педагогического проекта с учётом требований ФГОС ДО».

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9.02 по 13.02 2015 года

     2 сессия с 16.02   по 20.02  2015 года

Выполнила: Коновалова  Ольга

 Константиновна

воспитатель

ГБОУ СОШ пос. Ленинский

м.р. Красноармейский

                                        2015г.


                                             Оглавление

I. Вводная часть ........................................................................................ 3

1. Актуальность темы  исследования……………………………………………3

2. Цель и задачи ИР……………………………………………………………..5                                                                  

3. Ожидаемые результаты………………………………………………………6                                          

II. Основная часть                                                                                    

2.1.Теоретическое описание формы работы по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности………………………………………………………………………6

2.2 Описание изменений в образовательном процессе по развитию творческого потенциала дошкольников в театрализованной деятельности  посредством педагогического проекта с учётом требований ФГОС ДО…...7

2.3. Содержательно-технологический блок: ………………………………….9

2.4. Контрольно-оценочный блок …………………………………………….10

2.5. Результативность работы…………………………………………………..13

III. Заключение …………………………………………………………15

         Выводы по ИР                                                                                              

IV. Информационные источники ……………………………………..16

                                         

                                        I Вводная  часть. 

     Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей.

    Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной. За последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи, которое затрудняет общение и отрицательно влияет на мыслительную деятельность.

   Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т.е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

     В связи с этой проблемой в системе дошкольного образования происходят изменения в нормативно – правовых документах федерального уровня в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года. «Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации» от 1 января 2014 года определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях.  ФГОС ДО указывает  необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие творческого  и речевого потенциала дошкольников.

        Актуальность темы исследования состоит в том, что у детей выявлена задержка речевого развития – в общении друг с другом мало проявляют речевую активность или совсем не вступают в разговор, словарный запас ограничен, ребенок сам не строит рассказ, а копирует с небольшими изменениями или вовсе без изменений.

   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого  и речевого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и  воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей.

  Искусство театра  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

    В дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающую систему", что определяет усилия взрослых не на обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития

детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к развитию творческого потенциала дошкольников является технология проектирования.    Проектирование, как одна из технологий обучения это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни .

    Исходя из вышесказанного, можно сформулировать профессиональную проблему: поиск средств, методов работы для формирования творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством педагогического проекта.                                 

 С моей точки зрения, наиболее интересным является метод проектов. Почему?  Потому что при умелом руководстве педагога дети определяют проблему и практически самостоятельно ищут пути  ее реализации.  А то, к чему они приложили усилия, свои руки, что почувствовали, поняли, нашли решение – это запомнится на всю жизнь и будет работать.                        

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка, содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность  и  развивать творческий потенциал  у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

   Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность посредством педагогического проекта.

  Цель исследования:  формирование творческого потенциала старших дошкольников в театрализованной деятельности  посредством педагогического проекта.

 Объект: развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.                

 Предмет: проектная деятельность как путь развития творческого потенциала      у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу, соответствующую заданной теме;
  2. Разработать тематическое содержание проектной деятельности;
  3. Внедрить педагогическую технологию ( проектная деятельность)  через развитие творческого потенциала детей.
  4. Оценить эффективность применения метода проекта для развития творческого потенциала старших дошкольников через театрализованную деятельность.

Гипотеза: определить эффективность метода проекта для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

-проявляют интерес к театрализованной деятельности, у них

созданы основы творческого потенциала;

-дети применяют подручные средства для создания костюмов;

-дети используют невербальные средства общения (жесты, мимика);

-дети преодолевают робость; уверенны в себе;

-выражают свои чувства, понимают чувства других;

- у детей активизируется словарный запас, речь становится связной, выразительной;

-у детей развиваются коммуникативные навыки.

                           II Основная часть:

2.1 Теоретическое описание формы работы по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

«Театрализация – это волшебный мир, в котором

                            ребенок радуется, играя, а играя, познает  окружающее»

                                                                                                   О.П. Радынова

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

           Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность посредством педагогического проекта. Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка, содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность  и  развивать творческий потенциал  у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

 Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.

2.2 Описание изменений в образовательном процессе по развитию творческого потенциала дошкольников в театрализованной деятельности  посредством педагогического проекта с учётом требований ФГОС ДО.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные  стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому что, это самый  доступный вид  для развития детского творческого потенциала. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

    Систему педагогического проекта  разрабатываю на основе развивающих программ и методик: Н.Ф.Сорокиной «Театр – творчество – дети», «Организация театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г. Чуриловой; и системы творческих игр и этюдов А.Е.Антипиной, М.Д.Маханёвой и других авторов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей, где театральная игра – это шаг к искусству, к началу творческой деятельности.

        Работу  стараюсь проводить в занимательной, интересной форме, по возможности использую сюжетное построение. Включаю проблемные ситуации, требующие от детей активных поисков. Чтобы внимание детей было постоянно задействовано, требуется много времени на разработку более интересного содержания занятия и изготовление атрибутов.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития активности и творческого потенциала детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

                2.3 Содержательно- технологический блок.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

                          2.4 Контрольно-оценочный блок.

Проанализировав контрольный вариант оценивания, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ.

Таким образом, чтобы приобщить детей к развитию творческого потенциала, я применяю следующие методы работы.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища»………

Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел» помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка».

 Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения»…..

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только проектная деятельность, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Свои занятия я строила по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

                          2.5. Результативность работы:

Эффективность проектной  деятельности доказывает ряд выполненных задач, поставленных  в начале исследования:

 - у детей появился интерес к театру, созданы основы творческого потенциала.

-научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.

- дети стали использовать  невербальные средства общения (жесты, мимика);

- значительно расширился словарный запас детей; речь стала связной, выразительной,

 - дети научились не только выражать свои чувства, но и понимать чувства других;

- стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

-у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам.

                                               Заключение.

  За время работы по этой программе у детей появились знания о театрализованной деятельности. Я считаю что,  в настоящее время всё чаще поднимается вопрос  о необходимости  использования   педагогических ресурсов  для эффективного  развития ребёнка.

   На мой взгляд, театрализованная деятельность  - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах

 В результате проведенных мной исследований можно сделать следующее выводы: в процессе театрализованных игр дети обучаются выразительному чтению, пластики движения, игре на музыкальных инструментах; создается творческая атмосфера которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка как личности.

 Театрализация является стержнем в моей работе. Привлекаю родителей в подготовке спектаклей, стараясь сблизить семью с жизнью  детей в детском саду.

Я, как педагог, занимаюсь театрализованной деятельностью , получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.

   


                                  

                     Список использованной литературы:

1.Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

3.Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2010.

5.Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

6. Закон РФ об образовании

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

8. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

9.Методики программ Н.Ф.Сорокиной «Театр – творчество – дети», «Организация театрализованной деятельности дошкольников» Э.Г. Чуриловой; и системы творческих игр и этюдов А.Е.Антипиной, М.Д.Маханёвой

10. Интернет ресурсы : http://www.mon.gov.ru; http://samregion.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Педагогическая поддержка как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

В данном материале представлены разработаная и апробированая  система  работы по развитию  творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в  изобразительной деятельност...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Презентация мастер-класса на тему :"Сюжетная аппликация как способ развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста".

Цель мастер-класса:Дать представление педагогам о нетрадиционном приеме работы в сюжетной аппликации....

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр....