Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
консультация по теме

Бурмистрова Марина Юрьевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ре­бенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в про­цессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обучение грамоте45 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Обучение шестилетних детей грамоте  ведется по аналитико-синтетическому звуковому методу. Основное в этом методе — это изучение произношения слова, слышание ребенком звуков и слогов в слове, воспроизведение их в слове и отдельно, обозначение основных звуков буквами (после выделения их из слов) и чтение слов из знакомых букв.

      Ознакомление со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], (М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'| на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из  картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки. Так же необходимо изготовить схемы разбора на слоги  и схему разбора предложения

     

Шпаргалка для воспитателей.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что...

- Наша речь состоит из предложений.

- Предложение — это законченная мысль.

- Предложения состоят из слов.

       - Слова состоят из звуков.

- Звук — то, что мы слышим и произносим.

- Буква   - то, что пишем и читаем.

- Звук на письме обозначается буквой

- Звуки бывают гласные и согласные.

 Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э.  Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы —  четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё – ЙО.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяют по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосов связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Л, М,Н, Р. Твердость и мягкость согласных звуков определяются  на слух:

  • согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ,ТЬ, ФЬ, ХЬ;
  • всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
  • всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

       Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие гласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

При выполнении  заданий по обучению грамоте  у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения.

Структура занятии по обучению грамоте:

1. Настроить ребёнка на занятие (пальчиковая ига, игра в противоположности и др.)

     2. Познакомить с темой занятия (используется загадка, в отгадке которой есть изучаемый звук. Или ребёнку предлагают прослушать ряд слов и определить одинаковый звук в начале слова)

     3. Артикуляция звука перед зеркалом.

     4. Характеристика звука

     5. Работа над звуком

     6. Физминутка, пальчиковая игра (при их проведении можно использовать чистоговорки)

     7. Знакомство с буквой

     8. Печатание буквы, штриховка.

     9. Звуковой анализ, деление слов на слоги, составление схем предложений. (Обязательно два вида деятельности)

     10 Итог занятия    

Обучение грамоте должно строиться на следующих  дидактических принципах: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

  1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они приводятся в игровой форме и интересны ребенку.
  2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).
  3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25минут.
  4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

Практическая часть.

1.задание. Деление слов на слоги, выкладывание схем. 

-  Предметы можно разделить на части? (да)

- Слова также можно поделить на части.

- внимательно послушайте как я буду произносить слова не сразу, а по частям:

   Бо-ты, ры-ба, ва-за, ша-ры.

Тыльную сторону ладони воспитатель подносит к подбородку. При произнесении слова по частям рука дважды касается подбородка.

- Повторяйте за мной: ва-за, ра-ма, ва-та.

 Все хором вместе с воспитателем произносят медленно по частям эти слова, поднеся руку к подбородку.

- повторите слово: ва-за.

- Сколько раз ваша рука коснулась подбородка? (два раза)

- Сколько частей в этом слове? (две)

- Вот эти части, на которые можно разделить слова, называются слогами, каждый слог обозначается полосочкой (воспитатель показывает способ выкладывания схемы деления слова на слоги).

 - А теперь я буду называть слова, а вы будете делить их на слоги и выкладывать схемы.

-  Ка-ша, да-ча, ми-ша, жа-ра.

2.задание. Звуковой анализ, выкладывание схем.

Выставляется картинка  на доске. Сейчас мы с вами будем делать звуковой анализ слова ДОМ. Какой первый звук в слове ДОМ, какой схемой его обозначим?

                      Какой второй звук в слове ДОМ, какой схемой его обозначим?

                      Какой третий  звук в слове ДОМ, какой схемой его обозначим?

3.задание. Составление предложений, выкладывание схем.

У воспитателя в руках мяч.

- Что это? (мяч)

Воспитатель стучит мячом об пол.

- Что делает мяч? (прыгает)

- Мы с вами составили предложение из двух слов. Первое слово «мяч», второе – «прыгает».

-Давайте составим схему предложения. Первое слово в предложении обозначаем полосочкой с хвостиком.

- Какое первое слово в предложении? (мяч)

- Второе слово обозначаем простой полоской.

- Какое второе слово? (прыгает)

- Сколько слов в нашем предложении?

- А теперь составьте предложение из двух слов и выложите схему предложения.

4.задание. Определение места звука в слове. 

Определите место звука «д» в следующих словах: дом, обед, секунда, дождь, посуда, драп, команда, обида, друг, победа, след, веранда, пруд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....