Кружок "Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Батенёва Светлана Константиновна

Программа кружка. Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Берёзка»


                                                               Воспитатель:

                                                                Батенёва С.К.                          

г.Когалым 2012 г.

Программа кружка

«Умелые ручки»

Руководитель: Батенёва Светлана Константиновна -  воспитатель

Пояснительная записка.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор,  способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

            Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть. Но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.

            Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

            Поэтому именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала тесто.

            Тесто – удивительно пластический материал для лепки. Он нежный, мягкий, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в тоже время -  хрупкий при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. Это «жаворонки»- булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году и к Рождеству. Для приготовления теста лучше всего подходит пшеничная мука, а в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твердое. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Экологически чистый продукт и детям доставляет наряду с познавательными навыками массу удовольствий, радостных мгновений.

Цель:

Развивать художественно-творческие способности детей, используя нетрадиционные технологии изображения и на их основе закреплять знания и представления об окружающем мире, совершенствовать речь, психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение).

Обучающие 

  • Учить самостоятельно, находить приёмы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка , аппликация, рисование), так и при их объединении;
  • Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;
  • Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
  • Учить сотрудничеству при выполнении коллективных работ.

Развивающие: 

  • Развивать у детей наблюдательность;
  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер;
  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии;
  • Расширять систематизировать и обогащать содержание изобразительной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей личностную позицию в процессе самостоятельного творчества;
  • Воспитывать умение организовывать вместе с воспитателем выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», выступать в роли экскурсовода);
  • Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность

Принципы:

1. Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения.

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

-        конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки

-        Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

-        Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

            -беседа, рассказ.

            -объяснение, пояснение

            -вопросы

            -словесная инструкция

3.Наглядный:

-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)

 -показ выполнения работы (частичный, полностью)

 Механизм реализации программы

  Начинаем с самого доступного – знакомимся с приемами, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору:

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

  - откручивание

  - отщипывание

 - разрезание прочной нитью

- разрезание и надрезание стекой

  - формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

  - раскатать в ладонях или на столе

  - сплющит

  - вдавить

 - вытянуть

 - согнуть

3. Учимся соединять детали

 - прижать

  - примазать

- загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

  -дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

  -процарапывание различными инструментами

 -оформление рельефом (оттиском)

Ресурсное обеспечение

 В детском саду созданы благоприятные условия для организации кружка.

            Информационно – методическое обеспечение

                        Методическая литература:

1.Бондарь Е. Ю. «Сот поделок из яиц». Ярославль «Академия развития» 2000г.

2.Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития» 1998г.

3.Дегтярева Т. «Умные поделки». Москва «Лист»1999г.

4.Кискольт И. «Соленое тесто». «АСТ - пресс» Москва 2001г.

Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития» 1997г.

5.Романовская «Поделки из солёного теста» Москва АСТ.

6.Федотов Г. «Послушная глина» Москва «АСТ - ПРЕСС» 1997г.

7.Хазенбанк В. «Сделай сам» Издательство Фольк унд Виссен Берлин 1988г.

8.Чибрикова «Нескучный дом» Москва Эксмо 2007г.

 

Материально – техническое обеспечение

                        Помещения для занятий:

Групповая комната.

                        Технические средства:

1.Музыкальный центр

2.DVD плеер

3. Магнитофон.

                        Инструменты и приспособления:

1.Кусочки ткани (вытирать руки).

2.Пластиковая подставка.

3.Нож.

4.Стеки,  пластмассовые лопаточки.

5.Кисточки, краски

6.Емкость с водой

7.Шаблоны.

8.Формочки, пуговицы, природный (семена, травы…), бросовый материал (проволока, бусинки…).

9.Скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка.

                        Наглядный материал:

1.Иллюстрации

2.Декоративные панно

3.Народные игрушки

4.Образцы изделий.

Время работы: 15.30 – 16.00ч.

1.     3 неделя – среда

2,4 неделя – четверг

 

 

 



Предварительный просмотр:

           

Тема

Задачи

Методические приемы

Материал

Сентябрь

Насекомые

(гусеница, божья коровка)

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями,

Показать способ соединения частей водой.

Беседа о лете (насекомые);

Обследование, рассматривание образца

Показ способов действия лепки из теста, Пальчиковая гимнастика "Насекомые"

Цветное тесто: желтое, красное.

Фрукты (груша, яблоко, слива, виноград)

или Овощи)

Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы,

Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие. Показать способ соединения деталей с помощью стеки

Показ способов лепки;

Обследование, рассматривание образца; Пальчиковая гимнастика "Фрукты"

красное, зеленое, желтое, синее

Деревья (береза, тополь, ель)

Учить детей лепить деревья (на выбор), передавая характерные особенности каждого. Тополь: ствол лепим, соединяя тонкие, прямые столбики; ель: плотно прилегающие морковки

Частичный показ способов выполнения, присоединения деталей;

Пальчиковая гимнастика "Деревья"

коричнево, белое, зеленое

Октябрь

Лягушки  хохотушки

Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получении овальной формы;

Показать способ украшения, путем вдавливания или надреза (рот, перепонки);

Соединять детали с помощью воды.

Показ способов выполнения; Пальчиковая гимнастика "Лягушки - хохотушки"

зеленое, белое.

Как мы в лес по грибы ходили

Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички);

Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой.

Показ способов выполнения; Пальчиковая гимнастика "Грибочки"

белое, оранжевое, коричневое

Хрюшка или хрюшка на пляже

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями, в соединении деталей между собой с помощью воды.

Загадка, пальчиковая гимнастика "Поросята"

розовое

Ноябрь

Собачка

Закреплять умение лепить в последовательности: вначале крупные детали, затем мелкие; Совершенствовать навыки в скатывании теста круговыми движениями, сплющивать (ушки), делать надрезы.

Стихотворение

коричневое

Совушка - сова

Учить детей лепить птиц от овала;

Уметь делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев;

Использовать стеку

Частичный показ способов выполнения;

Пальчиковая гимнастика "Совушка - сова"

серое

Декабрь

Снегири

Учить детей лепить птиц из теста , используя два цвета: красный - живот, черный - голова, спина. Крылья;

Присоединять детали с помощью воды;

Закреплять умение использовать вилочку для нанесения оперения.

Показ способов присоединения деталей, прорисовки оперения;

Чистоговорка пальчиками "Снегири

черное, красное.

Снегурочка

Учить лепить фигурку человека;

Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки;

Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти;

Прочно закреплять детали.

Рассматривание иллюстраций, образца;

Частичный показ способов изготовления;

Пальчиковая гимнастика "Снежинки

Светло - розовое, голубое, белое, коричневое

Дед Мороз

Закреплять умение раскатывать тесто по конусу. Слегка сужая конец для рук. Шеи;

Показать способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки;

Частичный показ;

Показ способа изготовления бороды;

Пальчиковая гимнастика "Дед Мороз"

светло - розовое, красное, черное, белое.

Январь

Мышка с сердечком

Показать прием оттягивания теста (мордочка), делать надрез (рот);

Совершенствовать навык прикрепления деталей с помощью стеки (ушки);

Стихотворениие

Совместная деятельность со взрослым-изготовление сердечка.

серое, красное.

Февраль

Домашние животные

Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор - высокий);

Использовать усвоенные приемы в

Загадки о животных;

Частичный показ способов лепки.

желтого, красного, коричневого цвета, бесцветное.

скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику;

Звездолет

Воспитывать интерес к космосу;

Учить изображать ракету;

Закреплять умение лепить конусовидную форму, соединять детали для композиционного решения.

Стихотворение Е. Пожиленко

желтое, красное.

Март

Цветы

или Ваза с цветами (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздика)

Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ, использовать трафарет расческу для прорисовки лепестков гвоздики;

Совершенствовать навыки в составлении композиции.

Рассматривание разных видов цветов, частичный показ способов выполнения, стихотворение К. Жанэ

красное, розовое, зеленое, белое, синее, оранжевое.

Что на дне морском?

Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы;

Добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы;

Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета;

Делать ракушки, используя расческу;

Рассматривание разных видов рыб;

Показ способов изготовления;

Пальчиковая гимнастика "Рыбка плавала в пруду"

белое, желтое, зеленое, коричневое, оранжевое, розовое.

Апрель

Девочка на скамейке

Закреплять умение лепить фигурку человека, соблюдая соотношение частей;

Лепить конусовидную форму, скреплять части водой;

Создавать сюжетную композицию; придавать выразительность образа дополнительными деталями (искусственные волосы и др.)

Обследование;

Частичный показ способов лепки;

Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики"

светло розовое, голубое,

Рог изобилия

Совершенствовать навыки лепки округлых и овальных форм,

Делить конусовидную форму на равные части, составлять композицию.

Рассматривание образца;

Пальчиковая гимнастика "Наши пальчики" (см. приложение)

красное, желтое, синее, зеленое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...