Главные вкладки

    Конспект психологического занятия в подготовительной группе по программе развития эмоционального интеллекта " Я и древо семьи"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Гранчук Елена Александровна

    Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект - феномен довольно новый для дошкольного образования. Но уже доказан факт того, что успешность человека зависит на 20% от IQ и на 80% от EQ(эмоционального интеллекта). Развитие самосознания, эмоциональной компетентности, обучение навыкам продуктивного взаимодействия позволяет достичь высоких результатов в  успешной социализации дошкольников. Цели достигаются  средствами арт-терапии. Столь живое понятие как эмоциональный интеллект живо откликается на столь теплый и природосообразный метод как арт-терапия. Предлагаю один из конспектов занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_znakomstvo.docx22.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия «Я и древо семьи».

    Психологическое занятие в подготовительной группе по развитию эмоционального интеллекта.

    Цель: Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности  к  своей семье. 

            

    Задачи:

    Обучающие:

    • Обобщать и закреплять представления детей о семье, о своем месте в жизни;
    • Учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;
    • Развивать воображение и творческие способности детей.
    • Обучить приемам самовыражения в различных формах.

    Развивающие

    • Способствовать  гармонизации  осознания ребёнком своего Я, развитие самосознания.
    • Развивать умение понимать себя и других;
    • Развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;

    Воспитательные

    • Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
    • Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

    Материалы:  Древо жизни, нарисованное на бумаге с окошками для рисования лиц членов семьи, проектор, экран, презентация.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Приветствие «Эхо».

    Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его в ладоши, остальные повторяют.

    Ребята, Вы хотите попасть сегодня в страну Чувствундию? Для того, чтобы туда попасть, надо вспомнить правила этой страны:

    Дети отвечают, затем психолог даёт им картинки, и они вывешивают их на доску:

    • Если хочешь что-то спросить - подними руку.
    • Если кому-то нужна помощь, то помоги.
    • Один говорит, другие слушают.

    Разминка-ритуал входа (авторская)

    Мы в страну Чувствундию

    Все пойдем, все пойдем!

    Знания мы новые

    Там найдем, там найдем!

    Новые эмоции мы узнаем

    И смешные рожицы покривляем!

    Хлопаем, топаем мы все вместе

    Покружись, оглянись - мы на месте!

            На проекторе - ворота страны, и появляется принцесса Эмоция. Здравствуйте, ребята, у нас в стране проблемы мы не знаем, как помочь нашей Машуле-капризуле.  Послушайте историю про неё: Жила была Машуля-капризуля. Утром, как обычно она капризничала и ворчала: чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

    -«Ну сколько можно ворчать?» - вздохнула грустно мама. - Одевайся, скорее, пойдем  в детский сад, а то я на работу опоздаю.

    - Не пойду, не хочу, не буду!

    Папа заглянул в комнату и сказал приветливым голосом: «Доброе утро, мои дорогие!» Мама ответила ему «Доброе утро!». А машуля  даже ничего не ответила папе, сидела угрюмо и ничего не делала.

    - Ты почему не вежлива с родителями и почему у тебя все время такое настроение? Может у тебя проблемы  в саду.  Мы можем тебе помочь.

    - Всё надоело! Все надоели! Не хочу быть вежливой!

    И так каждый день.

    Мама беспокоилась, переживала, ей было грустно, что её Машуля-капризуля всё время огорчает всех. Но однажды мимо пролетала  Семейная Фея, которая всегда помогала жить в мире и согласии. Она услышала, что Машуле все надоели. И тогда Фея решила проучить Машулю, и она забрала у маши всю семью: и маму и папу, и бабушку, и дедушку и даже старшего брата.

    Машуля-капризуля теперь и не знает что же ей делать , ведь ей теперь стало грустно и одиноко без своей семьи, она поняла, что очень любит их, но вести себя не умеет. Машуля просит помощи у вас ребята, помогите ей вернуть семью.

    Педагог-психолог: ребята,  мы поможем Машуле? А вы уверены, что мы сможем. У вас есть знания о семье? Давайте мы сначала узнаем, хорошо ли мы понимаем, что такое семья.

    Давайте сядем в круг на ковер и Вы расскажете про ваши семьи.

    Беседа:

    Ребята по очереди рассказывают о своих семьях.

    Итог: Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.  Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

    Педагог-психолог:  Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

    -Кто встает раным –рано

    В доме с ней добро, тепло,

    Дочку, сына одевает

    Да и в садик провожает (мама)

    Он машину ловко водит,

    В стенку гвоздик заколотит,

    Маме дома помогает,

    И с детишками играет (папа) .

    Кто ребята, отвечайте,

    Вкусно готовит всегда,

    Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

    Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).

    Носит медали он на груди,

    Всем он на помощь стремится прийти,

    Бабушка кличет его молодцом,

    Стар он годами, а молод умом (дедушка) .

    Педагог-психолог: хорошо Вы знаете про членов семьи. А знаете ли Вы, что они умеют делать и что они при этом чувствуют. А для чего они всё это делают?

    Игра «Семейные дела».

    Педагог называет действия, выполняемые членами семьи. Дети изображают эти действия: например, бабушка вяжет носки, мама моет посуду, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, дочь гладит белье, сын делает уроки.

    Игра «Правильное общение»

    Ребята встают в круг, психолог по очереди бросает мяч детям и говорит неправильные формы общения: например: в магазине ребенок вы захотели игрушку и кричите  - я хочу игрушку!!! Быстро!!!Затем кидает мяч ребенку и он должен показать как будет лучше сказать.

    Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

    Знаю я, что у меня

    Дома дружная семья.

    Это мама, это я,

    Это бабушка моя,

    Это папа,

    Это дед

    И у нас разлада нет!

    Вся семья вместе, тогда и сердце на месте.

    Рассматривание на экране картинки «Родословное дерево».

    - Молодцы ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А семье кто самый главный?

    - Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами.

    - У каждого из вас есть семейный альбом. Вот посмотрите на слайды (показ слайдов) .

    - На первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?

    - А теперь отдохнём вместе (Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения)

    -Осенью, весною, летом и зимою,

    Мы во двор выходим дружною семью.

    Встанем в круг и по порядку

    Каждый делает зарядку.

    Мама руки поднимает,

    Папа бодро приседает,

    Повороты вправо, влево,

    Делает мой братик Сева.

    А я сам бегу трусцой

    И качаю головой.

    Педагог-психолог:  Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё Древо жизни? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.

    Творческое упражнение «Древо жизни»

    У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы  пустые овалы.  Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей и на стволе бабушек и дедушек. Психолог помогает детям расположить правильно рисунки  своих родственников в ячейках. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.

    Рефлексия  

    По полученным знаниям дети делают вывод  о том, что же нужно для того чтобы семья всегда жила мирно и дружно. По завершении Машуля –капризуля поняла, что больше не будет капризулей, она попросила прощения за  всё  и семья воссоединилась.

    Ритуал выхода из сказки.

    Мы в стране Чувствундии были все!

    Знаем теперь много мы о семье!

    Хлопаем, топаем мы все вместе

    Покружись, оглянись - мы на месте!

    Прощание

    Дети делают пирамиду из кулачков и говорят: «Всем, всем до свидания!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по речевому развитию на тему: «Я и моя семья»

    Цели:1.     Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках;2.     Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительны...

    НОД по развитию речи Тема: «Я и моя семья» старшая группа Воспитатель: Кузовцова В.П.

    НОД по развитию речиТема: «Я и моя семья» старшая группа     Воспитатель: Кузовцова В.П. Симферополь 2017г.  Программное содержание:- закрепить представление де...

    Опыт работы педагога по проекту развитие эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков».

    Данный материал знакомит читателя с новой методикой развития эмоционального интеллекта у детей. Статья будет полезна родителям, воспитателям ДОУ, воспитателям детских развивающих центров.Статья включа...

    Конспект занятия с детьми 3-4 лет на тему "Я и моя семья".

    конспект по социально- коммуникативной направленности...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Я и моя семья».

    Конспект  непрерывной  образовательной деятельности   по социально-коммуникативному развитию  в  средней  группе общеразвивающей направленности  на тему: «Я ...

    Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

    Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...