мини-проект "Моя особенная группа"
проект (подготовительная группа) на тему

Кузьминых Елена Григорьевна

Проек направлен на развитие связной речи, логического мышления дошкольников 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_gruppa.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

Проект на тему: "Моя особенная группа"

Красноселькуп  2014 год

Паспорт проекта

Название проекта: «Готовимся к школе».

Автор проекта: Е.Г.Кузьминых.

Исполнители проекта: Е.Г.Кузьминых.

Тип проекта:

по методу: информационно – практико – ориентированный

по содержанию: групповой

по времени проведения: долгосрочный

Сроки действия проекта: с 01.09.2014 по 31.05.2015

Актуальность темы

   Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также  необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Таким образом, актуальность темы определяется  уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

   Одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению  является уровень развития математических  способностей. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет  важное  значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.  Актуальность данного вопроса позволила включить в проект  работу с логико-математической игрой «Блоки Дьениша».

Проблема

Проект «Готовимся к школе» разработан в связи с наличием у многих детей  отклонений от нормы в речевом развитии: нарушение логико - временных связей в повествовании, неточное употребление многих обиходных слов, преобладание в активном словаре существительных и глаголов, недостаточная  сформированность грамматических форм языка, неумение строить распространённые предложения.   В процессе освоения логико - математических игр возникают следующие проблемы, дети не всегда способны включаться в мыслительную деятельность, имеют недостаточный опыт самостоятельного познания. Не всегда осознанно ищут способы достижения результата.

Объект исследования: речевое и  математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  развитие связной речи через овладение навыками связного высказывания, математическое развитие через логико-математические игры с «Блоками Дьениша».

Цель: Развитие навыков связного высказывания в процессе обучения  рассказыванию по картине. Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений и способов познания.

Задачи:

  1. Самостоятельное составление детьми логических задач на классификацию по совместимым свойствам;
  2. Предвосхищение результата решения логической задачи на разбиение по совместимым свойствам и проверку его в ходе практического разбиения блоков;
  3. Определение места числа в числовом ряду;
  4. Называние вариантов состава чисел;
  5. Выявление зависимостей в процессе измерения, деления целого на части и формулирование результатов с помощью дополнительных вопросов.
  6. Создание условий для формирования у дошкольников устойчивого желания говорить, выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, вступать в речевое общение;
  7. Уточнение словарного запаса детей и его расширение;
  8. Обучение практического усвоения детьми грамматических категорий;
  9. Обучение детей использованию в  речи сложных предложений и их грамматического оформления.
  10. Содействие развитию навыков связного речевого высказывания.

Гипотеза: Развитие навыков связного высказывания способствует развитию связной речи.

Освоение логико-математических игр с «Блоками Дьениша» способствует математическому развитию детей.

Новизна проекта  Ведущей задачей педагога в развитии речи детей 7 года жизни является развитие монологической речи, в частности самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности. Речевые умения позволяют детям в процессе коммуникации со сверстниками обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность, договариваться о распределении ролей и координации действий в игре. В связи с этим в рамках проекта «Готовимся к школе» планируется  работа по формированию навыков связного высказывания и, как следствие, развитию речи.   В данном проекте  предполагается использовать высказывание, как единицу речи для формирования у детей речевых умений и навыков. Подход к высказыванию как е единице речи открывает – переход от простого высказывания к связному развернутому высказыванию. Немаловажным условием для развития детей 7 года является активизация практической и умственной деятельности. В рамках проекта использование логико-математической игры «Блоки Дьениша»  позволяет эффективно воздействовать на познавательную и личностную сферу ребенка. Блоки Дьениша стимулируют стремление ребенка получить результат, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Развивают внимание, память, речь, воображение, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности преобразовании игровой ситуации. В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.

Практическая  значимость проекта определена в трёх аспектах:

  1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, и материал по формированию навыков связного высказывания.
  3. Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

1) аналитические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта по данной проблеме.

2) словесные методы: (беседы индивидуальные и групповые, чтение художественной литературы)

3) наглядные методы (схемы, сюжетные картины для рассказывания).

4)проблемно – игровые методы (логические и математические игры, проблемные ситуации, творческие ситуации, сюжетные логико-математические игры).

Технология внедрения инновационного  проекта

Материалы развивающей среды

Совместная деятельность с взрослым

Самостоятельная деятельность

- Блоки Дьенеша (5-6 наборов).

- Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (9-10 набор).

- Альбом «На золотом крыльце сидели»

- Альбом «Спасатели приходят на помощь»

- Альбом «Поиски затонувшего клада»

- Альбом «Праздник в стране блоков»

- Альбом «Посудная лавка»

-Макеты, экспозиции, схемы к проведению игр.

- Анализ и сравнение объектов по 2-3-4 свойствам, нахождение одинаковых и разных блоков. Игра в домино.

- Разбиение и  группировка по трем признакам.

- Ориентация на знаки – символы, шифрование и расшифровывание информации.

- «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем: создание новых конструкций.

- Разбиение блоков по двум совместимым свойствам на 4 группы.

- Ориентация по знакам на плоскости листа: игры-лабиринты «Доставка продовольствия в затопленные районы», «Гонцы передают важные сообщения».

- Измерение в уме свойства блоков игра «Доставка грузов».

- Придумываем свои логические игры на классификацию  по совместимым свойствам.

- Составление альбома придуманных игр «Логическая копилка».

- Составление картинок, преобразование, придумывание своих картинок с использованием Блоков Дьенеша.

- Мы – архитекторы, строительство сказочного города, сооружение башен, арок, дворцов, мостов.

- Мы – художники, рисуем картины по эскизам.

- Работаем волшебниками: создаём фабрику волшебных блоков и запускаем её.

- Придумывание разных логических игр.

Игрушки (подборка персонажей по темам)

- дикие животные

- домашние животные

- набор детской посуды

- муляжи овощей и фруктов

- - настольный театр: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Смоляной бочок».

Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал:   серии картинок по сюжетам Н. Радалова: «Тигр и зайчики», «Зайчики и уточки», «Зонтик» и др.

- сюжетные картины О.Р. Гофман: «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «Мы строим дом», «Семья», «Семья на прогулке», «Вечер в семье».

- времена года – «Река замерзла», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «В зимнем парке».

- картина В.М. Васнецова «Богатыри»

- карточки с изображением птиц, собак, диких и домашних животных, времен года.

- карточки для работы с предлогами.

- маски для инсценировок

- беседы по картинно-графическому плану

- рассматривание картин и беседы по содержанию

-пальчиковая гимнастика: «Осень», «Листопад», «Яблонька», «Птички прыгают, летают», «Зайка беленький сидит», «Машина каша», «Посуда».

- дидактические упражнения «Собери предложение», «Угадай по признаку, действию», «Кто такой?», «Где живут продукты?», «Дополни предложение», «Скажи какой?».

- игры: «Будь внимательным», «Сосчитай», «Сосчитай листочки», «Кто, где живет?», «Чье это?», «Скажи наоборот», «Кто кем приходится?».

- рассказ детьми по картине: по частям, цельно.

- коллективное составление плана

-беседа по содержанию текста с опорой на иллюстрации

- повторение чтения текста с установкой на запоминание

- рассказывание текста по цепочке

- отгадывание загадок

-размещение серии картинок в нужной последовательности на доске, комментирование своих действий

- составление детьми высказываний по отдельным картинкам - фрагментам (по цепочке)

- составление рассказов

- составление рассказов по серии картинок

- составление рассказов описаний

- языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций

- воспроизведение содержания неоконченного рассказа по вопросам

- самостоятельное рассказывание с элементами творчества (дети придумывают свои варианты развития сюжета рассказа)

- составление завязки рассказа

-Разыгрывание сказок с использованием настольного театра.

-Разыгрывание сценок с использованием масок.

-Рассматривание и самостоятельное составление рассказов по сюжетным картинкам.

Макет "Школа" для организации сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра "Школа"

Принятие ролей, умение взаимодействовать согласно заданной теме

План реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственные

Констатирующий

(подготовительный)

(с 01.09.14 по 30.09.14)

1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с новыми требованиями.

2. Постановка цели проекта, определение задач, составление модели предметно-развивающей среды группы.

сентябрь 2014 года

Е.Г.Кузьминых.

Формирующий

(основной)

(с 01.10.14 по 30.04.15)

1.Пополнение предметно-развивающей среды центр речевого развития наглядным и демонстрационным материалом для рассказывания, центр «Занимательной математики» схемами  для игр с блоками Дьениша, карточками символов.

2.Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды для развития мотивации к обучению в школе («Уголок школьника»).

 

октябрь - апрель 2015г.

Е.Г.Кузьминых

Заключительный

(контрольный)

(с 01.05.15по 31.05.15)

1.Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели. 

2.Систематизация материалов работы  по теме проекта. 

май 2015г.

Е.Г.Кузьминых

Предполагаемый результат: Повышение уровня связного высказывания и общего уровня речевого развития.  Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.

Продукт проектной деятельности: пополнение предметно-развивающей среды группы макетами,   схемами работы с блоками Дьенеша, игрушками (специальная подборка персонажей по темам), настольный театр «Заюшкина избушка», «Теремок», «Смоляной бочок», маски для инсценировок  (дед, баба, внучка, медведь, мышка, лягушка, волк, лиса, колобок, овощи и фрукты), альбом придуманных игр «Логическая копилка», макет «Школа».

Перспективы
- развитие интеллектуально-творческих способностей детей, через освоение логико-математических представлений и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).
- повышение уровня связного высказывания и, следовательно, повышение общего уровня речевого развития детей
- пополнение  предметно – развивающей среды материалами по речевому и математическому развитию;
- систематизация дидактического материала по теме проекта.

Список литературы.

  1. Детство: образовательная программа дошкольного образования СПб.: ООО «Издательство» Детство-Пресс», Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2014
  2. Гарифулина Г.А. Формирование навыков связнеого высказывания.- Волгоград: Учитель, 2014
  3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
  4. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
  5. Носова Е.А, Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. - СПб. Акцидент, 1996, 1998; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Особенности группы кратковременного пребывания

В данном материале представлена консультация для родителей на тему: Особенности группы кратковременного пребывания...

Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...

На тему: "Особенности групп кратковременного пребывания".

Режим и адаптация детей в группе кратковременного пребывания....

особенности работы в маскулинно-ориентированных группах, особенности работы в фемининно-ориентированных группах

Мускулинность – мужественность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола -  то, чем...

Особенности группы кратковременного пребывания

В чёс заключаются особенности ГКП? Для чего она нужна? Чем отличается группа кратковременного пребывания? Об этом вы узнаете в этой статье....