Интеллектуальный турнир "Умники и Умницы" - 2015
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Зеленская Наталья Александровна

Интеллектуальный турнир

«Умники и умницы»

 

20 марта 2015 г. в нашем дошкольном отделении прошло необычное мероприятие – отборочный тур интеллектуального марафона «Умники и умницы», организованный в рамках работы социально-психологической службы образовательного комплекса ГБОУ Школа №1474.

  Интеллектуальный марафон – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Основной целью интеллектуального марафона являлось: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания, способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развитие творческого мышления.

Интеллектуальный марафон, организованный 20 марта 2015 года, являлся отборочным туром для участия детей в интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» среди команд дошкольных отделений образовательного комплекса ГБОУ Школа №1474, поэтому перед нами стояла непростая задача – организовать и провести марафон в нетрадиционной форме, подобрав задания так, чтобы увидеть не только интеллектуальную компетентность детей, но и оценить их умение работать в команде.

В марафоне участвовали две команды «Знайки» (дети группы №7) и «Умейки» (дети группы №5). Для оценивания результатов была организована работа членов жюри, в лице:

- старший воспитатель – Жигарева Е.Б.;

- учителя-дефектологи – Корчагина М.Д., Сиканова Н.С., Царькова М.М., Малышева Н.Н.;

- воспитатель по физической культуре – Кузнецова В.И.;

- музыкальный руководитель – Подкапаева Л.В.

Марафон начался с представления команд, каждая из которых подготовила свои эмблемы и девизы.

Первым заданием стала разминка, в которой детям надо было решить задачи в стихотворной форме. Обе команды с успехом справились этим нелегким заданием. Далее следовали задания, направленные на логическое мышление, воображение, творчество, внимание. Например,

- «Цепочка» (составить цепочку из геометрических фигур, но с определенным условием: рядом не должно быть фигур одинаковой формы, величины и цвета);

- «Найди отличия» (найти отличия в похожих картинках и нарисовать столько кружочков, сколько нашли отличий);

- «Запретное число» (физкультминутка);

- «Четвертый лишний» (каждому члену команды нужно было определить «лишнее» слово и зарисовать картинку к нему);

- «Дорисовывание фигур» (дорисовать фигурки так, чтобы получились несколько картинок, объединенных общим сюжетом);

- «Шифровка» (разгадывание ребусов). 

Перед жюри стояла непосильная задача – определить команду-победителя и сформировать группу детей, которая будет участвовать в интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» среди дошкольных команд образовательного комплекса ГБОУ Школа №1474, который планируется провести в начале апреля.

Решением жюри победа была присуждена обеим командам!

«Знайки» и «Умейки» набрали равное количество баллов и были награждены самыми ценными для детей подарками – развивающими играми! 

Хотелось бы выразить личную благодарность всем принявшим участие в мероприятии:

- воспитателям групп Башуткиной М.В. и Андреевой Т.А., учителям-дефектологам Малышевой Н.Н. и Корчагиной М.Д. за творческий подход в подготовке детей к интеллектуальному турниру;

-  музыкальному руководителю Подкапаевой Л.В. за музыкальное сопровождение мероприятия;

- всем членам жюри за добросовестную и непростую работу по оценке результатов деятельности детей;

- учителю-дефектологу Сикановой Н.С. за фотосъемку.

 

Педагог-психолог Зеленская Н.А. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бланк оценки результатов

интеллектуального турнира «Умники и умницы»

Задание №

Команда

«Умейки»

Команда

«Знайки»

Критерии оценки

Разминка

3 балла получает команда, правильно отгадавшая загадки, соблюдавшая правила игры

2 балла получает команда, назвавшая приблизительно 50% и более правильных ответов, правила игры соблюдались не всегда

1 балл получает команда, назвавшая менее 50% правильных ответов, правила игры не соблюдались.  

Игра с блоками

Дьенеша

«Цепочка»

3 балла получает команда, составившая более длинную правильную цепочку за установленное время;

2 балла получает команда, составившая правильную цепочку из меньшего количества фигур, а также, если в цепочке имеются ошибки;

1 балл получает команда, которая выполнила задание с большим количеством ошибок.  

Задание

«Найди отличия»

3 балла получает команда, правильно выполнившая задание.

2 балла получает команда, пропустившая изображенные отличия или неправильно отметила отличия в прямоугольнике.

1 балл получает команда, которая выполнила задание неправильно.

Задание

«4-й лишний»

3 балла получает команда, правильно выполнившая задание (правильность выбора слов, умение обосновать);

2 балла получает команда, допустившая 1-2 ошибки (как в выборе слов, так и в умении обосновать);

1 балла получает команда, которая выполнила задание неправильно.

Задание

«Дорисуй фигуры»

3 балла получает команда, представившая большее количество оригинальных и творческих рисунков, а также соответствующих теме и объединенных одним сюжетом;

2 балла получает команда, представившая  меньшее количество оригинальных и творческих рисунков, соответствующих теме и объединенных одним сюжетом;

1 балл получает команда, представившая неоригинальные и формальные рисунки.

Задание

«Шифровка»

3 балла получает команда, первая и правильно отгадавшая зашифрованное слово;

2 балла получает команда, отгадавшая слово второй.

1 балл получает команда, не справившаяся с заданием.

Итог:

Отметьте детей, которые проявили свои способности наиболее ярко:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://novorab.ru/Content/uploadfiles/image/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA_!.jpg

http://lenagold.ru/fon/clipart/o/osel/osel05.jpg

http://plantspic.ru/wp-content/uploads/2013/04/nicubunu_Lemon.png

http://www.designokna.ru/images/qw.jpg

http://bukashka.org/wp-content/2010/01/dom1.jpg

http://www.wikihunt.ru/images/c/ca/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8F.jpg

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2012/10/bukva_bi.jpg



Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуального турнира

«Умники и умницы»

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания, способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развитие творческого мышления.

Приветствие:

Ведущий:

День необычный у нас.

Мы искренне рады приветствовать Вас

Для умной игры собрались детвора

Её начинать нам настала пора!

Пора все увидеть, пора все узнать!

Героев дня – участников турнира

Доверено которым ныне,

Себя и группу свою представить

А в будущем страну – в турнирах мира!

И так, ура – участникам турнира!

Представление команд:

Девиз команды «Умейки»:

Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на «ты»

«Почему? » - вопрос любимый,

Помогает нам расти.

Мы приветствуем команду группы №5

Команда «Знайки»

Пускай пока малы мы ростом,

Хотим так много мы узнать,

Быть знайкой далеко не просто,

Но как приятно познавать!

Мы приветствуем команду группы №7

Ведущий: Оценивать результаты нашей игры будут члены жюри:

- учитель-дефектолог группы №6 – Сиканова Наталья Сергеевна

- учитель-дефектолог группы №7 – Малышева Наталия Николаевна

- учитель-дефектолог группы №5 – Корчагина Марина Дмитриевна

- инструктор по физкультуре – Кузнецова Валентина Ивановна

- музыкальный руководитель – Подкапаева Лариса Васильевна

Давайте поприветствуем их и подарим свои аплодисменты и, конечно же, улыбки.

Ведущий: настала пора начать наш турнир. Для того, чтобы подготовиться к заданиям проведем разминку. Сейчас вы будете слушать математические загадки, а отвечать будете с помощью карточек, которые лежат у вас на столах. Вслух ответы кричать нельзя, надо просто поднять карточку с правильным ответом. Постарайтесь договориться, чтобы карточку поднимал кто-то один из вашей команды.

1. Разминка «Математические загадки»

Материал: карточки с цифрами.

Известно, что кошки

Не  носят сапожки,

Но мама купила

Кошке сапожки.

Сколько сапожек мама купила,

Что б кошка лапок не замочила? 

(4 шт.)

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько  стало щенят?) (2)

В снег упал Антошка,

А за ним Иринка.

А за ней Сережка,

А за ним Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?  

(1+1+1+1+1=5)

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Карандаш один у Маши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?(2)

Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один  в кадушку влез.

Два в раскрытое окно,

Сколько было их всего? (6)

 (3+1+2=6)

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет. (4)

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

Сколько было всех ежей?

Посчитай-ка поскорей! (3)

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый  моховик.

Сколько я грибов нашла?(5)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

(1+1+1+1=4)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибков? (3)

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто и печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо совсем позабыла.

Две штучки  -  для внучки,

Две штучки для деда,

Две штучки для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала да сбилась.

А печь-то совсем уже протопилась.

Помогите старушке –

Сосчитайте ватрушки!  (6)

(2+2+2=6)

Ведущий: Молодцы! Думаю, что вы готовы к предстоящим заданиям! Слушайте внимательно! Итак, первый раунд!

2. Игра с блоками Дьенеша «Цепочка»

Материалы: 2 набора блоков Дьенеша.

Ведущий: У вас на  столах есть много геометрических фигур! Посмотрите, они разные! Чем они отличаются? (формой, цветом, размером, толщиной). Правильно, молодцы! Внимание, задание! Оно называется «Цепочка». Постарайтесь построить как можно более длинную цепочку из фигур, но так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы и цвета.

Жюри оценивает результаты с помощью флажков.

3. «Найди отличия»

Членам команды предлагаются листы с картинками, в которых «спрятались» отличия. Задача команд – найти отличия и зарисовать в прямоугольнике столько кругов, сколько они нашли отличий.

(5 отличий)

4. КОНКУРС «Запретное число»

Ведущий: Для победы в этом конкурсе потребуется внимание, мы будем играть в игру «Запретное число». Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши. Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается.

5. «4-й лишний»

Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и зарисовать его. Начинает первый член команды. После того, как он зарисовал слово, лист и карандаш передается следующему члену команды. И так по кругу, пока лист не вернется к тому, кто выполнял задание.

- воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка);

- шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш);

- роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля);

- земляника, клубника, береза, малина (береза);

- молоток, топор, стул, лопата (стул).

6. «Дорисовывание фигур»

Ведущий говорит детям, что художник начал рисовать картину и не закончил ее. Он хотел нарисовать волшебный лес. Объясняет детям, что им надо дорисовать начатые художником фигурки так, чтобы получилась картина сказочного леса.

7. «Шифровка»

Каждой команде предлагается карточка с зашифрованным словом. Ключом шифровки являются первые буквы слов, изображенных на картинках. Если их вписать в пустые клетки, то слово будет расшифровано.

(Слово: Молодцы)

Ведущий: Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры я хочу спросить у вас (участники и зрители) для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали ребусы, головоломки.

Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)

Наш марафон пришел к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить
Не грех команду наградить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

сценарий Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра проводилась в рамках областного семинара "Одаренные дети  - будущее России"...

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы» с участием родителей в подготовительной группе

Итоговое мероприятие для детей с участием родителей, интеллектуальная игра...

Интеллектуальное занятие в подготовительной группе "Умники и умницы".

В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Имеется отл...

"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Способствует развитию логического мышления способом моделирования...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе: Интеллектуальная «Умники и Умницы»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе:Интеллектуальная «Умники и Умницы» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.Тема интеллектуальная игра «У...