Презентация на тему: "Коллектив, как фактор развития и воспитания детей"
презентация на тему

Колосова Светлана Валерьевна

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:  «Коллектив, как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Актуальность и выбор темы исследования определяются следующими факторами: во-первых, для ребенка коллектив был и остается важнейшим фактором воспитания, он нуждается в нем, это среда, где можно удовлетворить, в первую очередь, потребности в общении, совместной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коллектив как фактор развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель : МАДОУ №10 «Аистенок» Ст. Михайловской Колосова С.В.

Слайд 2

Методологический аппарат работы

Слайд 3

Задачи исследования: 1.Изучение проблемы развития детского коллектива в психолого-педагогических исследованиях. 2. Раскрытие структуры, сущности и функций коллектива. 3. Выявление и описание практических рекомендаций по развитию детского коллектива

Слайд 4

Глава 1.Теоретические основы развития детского коллектива 1.3 Социометрическая структура детского коллектива 1.2 Стадии развития коллектива 1.1 Сущность и характеристика коллектива: взгляды исследователей

Слайд 5

Характерные черты коллектива 1.постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив); 2.включение дошкольников в разнообразные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий; 3.формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива; 4.выработка правильного общественного мнения; 5.появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе; 6.мажорный стиль жизни: постоянная готовность воспитанника к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающие из представления о ценности всего коллектива; 7.организация действенной работы органов самоуправления.

Слайд 6

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его воспитательными функциями. Выделяют три группы функций: Организационные функции (включение дошкольников в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений Воспитательные функции ( формирование нравственности детей, их отношения к миру и к себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера) Стимулирующие функции (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в самовоспитании у детей, корректировка их поведения)

Слайд 7

Функции коллектива

Слайд 8

Этапы развития детского коллектива Методика А.С Макаренко Первая стадия – это становление коллектива, где отношения детей определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. На второй стадии усиливается влияние актива. Третья стадия характеризуют расцвет коллектива. Методика Л.Н Лутошкина Л. Н. Лутошкин рассматривает несколько иначе развитие коллектива, предлагая эмоциональную классификацию уровней развития коллектива, состоящую из пяти этапов, а именно: “Песчаная россыпь”, «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Данная методика рассматривает развитие коллектива от формального объединения до высокоразвитого коллектива. Эта методика помогает на современном этапе выявить, насколько развит и сплочен детский коллектив.

Слайд 9

Социометрическая структура детского коллектива Понять взаимоотношения в коллективе нам помогает социометрическая структура детского коллектива. В своей работе мы выявили, что каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в групповом дошкольном коллективе. Педагогу необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни.

Слайд 10

Рекомендации психологов “Внимательно наблюдать за отношениями в детском коллективе”. “Важно опираться на лидеров”. “Не надо влюблять воспитанников в себя”. “Выяснять причины детских слез”. “Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность”. “Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям”. «Особую работу следует вести с “отвергнутыми” детьми».

Слайд 11

Вывод к работе Управляя развитием коллектива, педагогу необходимо внимательно следить и обеспечивать появление и рождение “новообразований” в организации деятельности, в общении, в коллективных отношениях, в общественном мнении традиций, ценностей, перспектив и идеалов, в самооценке каждого члена коллектива. Только появление совокупности названных новообразований дает основание судить о действительном его развитии и подъеме на более высокую ступень. Важно помнить и о том, что главным источником формирующего, созидающего воздействия коллектива на личность является многогранная активность воспитанников в жизненно важной для них деятельности на самостоятельной, творческой и самодеятельной основе, участие в подлинно человеческих взаимоотношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

Семья – главный фактор в гендерном воспитании детей.

Статья о роли семьи в гендерном воспитании детей....

Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Данным вопросом занимались такие ученые и исследователи как Жан-Жак Руссо, Селестен Френе, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко.В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представл...

Формирование педагогической культуры родителей как фактор повышения эффективности развития и воспитания детей с ЗПР»

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир соц...