«Принципы и характеристики развития».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». В психологических словарях термин “развитие” трактуется следующим образом. “Развитие” определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_razvitiya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие представлений об основных принципах и характеристиках развития детей дошкольного возраста у педагогов ДОУ №11.

Задачи:

- рассказать о принципах развития ребенка;

-рассказать о характеристиках развития.

«Принципы и характеристики развития».

Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». В психологических словарях термин “развитие” трактуется следующим образом. “Развитие” определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, “надстраиванию” новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером.

Принципы развития:

1.Принцип устойчивого динамического не равновесия, как источник развития системы;
2.Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы;
3.Принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры;
4.Принцип цельности, как критерий развития функции.

Первый принцип - без неустойчивости нет развития. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Устойчивая - развиваться не может, это ведёт к тупику. Впервые этот принцип сформулировал Бауэр в биологии - 1935 г. “ именно неравновесное состояние системы означает её высокий потенциал”. В области физиологии: доминанта Ухтомского. Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения. В психологии: школа Узнадзе - он подчёркивал факты, которые говорят об асимметрии. Второй принцип - об условиях развития - приспособления к среде обитания. Генотип почти не изменился за сорок тысяч лет. Третий принцип - развитие системы идёт от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности и иерархической интеграции. Результат дифференциации - формирование новой автономной системы либо становление новых взаимоотношений между людьми. Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

 Синкретизм — нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления.

Четвёртый принцип - цельность - интегральная, функциональная характеристика, связанная с единством цели и средств достижения. Цельность показывает меру связанности элементов целого (взрослый может подчинить своё поведение определённой цели (в отличие от ребёнка)).

Характеристики развития: гетерохромность (неравномерность созревания всех психических структур), куммулятивность (включение новой стадии развития в предыдущую), дивергенция (расширение круга интересов), конвергенция (концентрация и развитие какой-либо сферы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный принцип, как способ развития познавательной активности детей.

Преимущества обучения детей на модульной основе.1.Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.2. Педагогический процесс становиться бо...

Характеристика развития форм общения младших дошкольников

Речь-неотъемлимая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.     Для того чтобы речь служила средством общени...

общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринно...

Общая характеристика развития здорового ребенка второго года жизни.

Второй год жизни ребенка - это перемены, новый опыт, стремительное развитие. Что может делать малыш,  чему может научиться? О достижениях детей второго года жизни, сенсорном и речевом развит...

Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка

Большая часть принципов, лежащих в основе  большинства  существующих методик воспитания в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому попробуем сформулировать  так называемые ...

Консультация для педагогов "Основные принципы обучения и развития маленьких детей с КИ".

Консультация поможет Вам  в работе со слабослышащими детьми по развитию речи....

Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка

Большая часть принципов, лежащих в основе  большинства  существующих методик воспитания в том виде, в каком они существуют, не годятся. Поэтому попробуем сформулировать  так называемые ...