Консультация для воспитателей « Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс»
консультация на тему

Казанкова Вера Викторовна

     С 1 сентября  2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку. Введение ФГОС – это путь к модернизации модели взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Родители должны стать партнерами и союзниками, а не сторонними наблюдателями и будут нести ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, а не перекладывать все на плечи детского сада. Родители должны стать реальными участниками образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Консультация для воспитателей

« Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс»

Подготовила воспитатель

Казанкова Вера Викторовна

                                         

г. Новокуйбышевск, 2015 г

Пояснительная записка:

     С 1 сентября  2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку. Введение ФГОС – это путь к модернизации модели взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Родители должны стать партнерами и союзниками, а не сторонними наблюдателями и будут нести ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, а не перекладывать все на плечи детского сада. Родители должны стать реальными участниками образовательного процесса.

Актуальность:

        Изменения, которые происходят сегодня в дошкольном образовании, направлены на улучшение его качества.     Детский сад – первый социальный  институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Работа с родителями в детском саду велась всегда. Но все традиционные формы не позволяют в полной мере разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы и консультации исходят от педагогов и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. На собраниях родители чаще в роли пассивных слушателей и исполнителей. К наглядной пропаганде родители обращаются чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

     Выше перечисленные формы работы с родителями отводят ведущую роль в организации работы с семьей -  педагогам. Все это указывает на то, что в становлении личности ребенка приоритет за общественными учреждениями.

Но каким бы квалифицированным не был педагог, как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждении, без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе невозможно достигнуть поставленной цели. За воспитание детей несут ответственность родители. Их права и обязанности закреплены документами:

-в статье 38,43 Конституции Российской Федерации

-в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации

-в статье 44 Закона Российской Федерации « Об образовании» 

          Родители и педагоги дошкольного учреждения, для полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, должны пересмотреть свое взаимодействие, разработать  новые формы работы, основанные согласно ФГОС на  принципе  социального партнерства.

Цель: вовлечение родителей подготовительной к школе группы  в образовательный процесс.

Задачи:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника в  подготовительной к школе группе;

-создать атмосферу взаимопонимания, общность интересов, эмоциональной поддержки;

-поддерживать уверенность родителей в собственных силах;

-повышать профессиональную компетентность педагога.

         Для решения поставленных задач в своей педагогической деятельности  нужно, на наш взгляд,  следовать  определенным принципам взаимодействия с родителями группы.

Принципы взаимодействия:

-доброжелательный стиль общения

(воспитатель не должен использовать в общении с родителями требовательный тон, доброжелательное взаимодействие значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие)

- индивидуальный подход

(воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой родителей, уметь успокоить их, посочувствовать и помочь найти выход из той или иной ситуации)

-сотрудничество, а не наставничество

(родители сегодня грамотные и знают, как им надо воспитывать своих детей, поэтому нужно только создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, а не поучать их)

-педагог должен добросовестно относиться к подготовке

( образовательной  деятельности, которую проводит, следуя принципу – качество, а не количество, потому что плохо проведенное мероприятие,  негативно повлияет на имидж группы, дошкольного учреждения)

-динамичность

(детский сад и группа должны находиться в режиме развития, а не функционирования,  реагировать на изменения социального состава родителей, их потребностей и воспитательных запросов, менять формы и направления работы с семьей)

Родители должны быть уверены  в том, что их ребенку в дошкольном учреждении хорошо, комфортно. Поэтому педагог обязан  видеть в ребенке личность, положительные черты, создавать условия для их проявления.

         Педагогу нужно  постоянно стремиться узнать что-то новое и следовать древней мудрости: « Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».  Для этого нужно посещать семинары, на которых можно познакомиться с инновациями по  взаимодействию с родителями, следить за новинками печати, методической литературы, посещать методические объединения, конференции, курсы повышения педагогической квалификации, элективные курсы.

          Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов можно,   если детский сад станет открытой системой. В этом случае педагогический процесс должен стать гибким, свободным,  дифференцированным. Каждый родитель имеет возможность прийти в детский сад, понаблюдать за своим ребенком, увидеть,  как он общается, как к нему относятся дети. Открытость дошкольного учреждения  создает такие условия, при которых родители проявляют  себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказывают о своих радостях, тревогах, успехах.

        Вовлечению родителей в образовательную деятельность в нашем дошкольном учреждении помогает консультативная поддержка, которую осуществляют педагоги, психолог, учитель-логопед, заведующий и другие специалисты по запросу родителей. Данная работа проходит в форме тематических консультаций, через распространение буклетов, памяток, папок-передвижек, показ презентаций, видеороликов по различным вопросам воспитания и развития детей. Кроме этого организуются лектории, теоретические и практические семинары. Была оказана консультативная помощь по вопросам: « Готовность детей в школу», « Организация питания», «Создание условий в детском саду для закаливания и оздоровления детей» и др.

         Родители нашей группы участвуют в подготовке праздников, развлечений. Начинается участие с обсуждения сценария, того, каким быть мероприятию. Также родители  учат с детьми  песни, стихи, готовят костюмы,  принимают участие в обыгрывание ролей. Это дает им возможность быть в курсе дел и стать непосредственным участником образовательного процесса. Данная работа родителей действенный способ убеждения в том, что они являются первыми и главными педагогами своих детей.

          Часто в нашем дошкольном учреждении проходят дни « Открытых дверей».  Это форма вовлечения родителей, которая предоставляет им возможность совершить экскурсию по детскому саду, посетить группу, посмотреть образовательную деятельность с детьми, самим выступить в роли педагога, рассказать детям о своей профессии, показать свои умения и навыки.

        Родители нашей группы постоянно участвуют в выставках творческих работ, сделанных своими руками. Участие в таких мероприятиях обогащает семейный досуг, объединяет взрослых и детей в общих делах. Результат совместного творчества способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих мам, пап.

        Проводятся в нашем дошкольном учреждении  дни »Добрых дел». И наши родители всегда  принимают в данном мероприятии активное участие. Они помогают готовить участок к летней оздоровительной компании, осенью сгребают листву и окапывают деревья, а зимой расчищают участок от снега, строят снежные постройки, мастерят кормушки и скворечники.

        Охотно посещают родители нашей группы родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме. Такие мероприятия предполагают совместное присутствие родителей и детей. Нетрадиционные формы общения позволяют использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Собрания проводятся в полу игровой форме, чтобы детям тоже было интересно. Тематика собраний и форма проведения разные. Это: семинар – практикум « Пальцы помогают говорить», деловая игра «Здоровый образ жизни», соревнование « Здоровые дети – счастливые родители» и другие. Для вовлечения родителей в деятельность мероприятия продумываем тему. Она должна быть актуальной.    

Проводим собрания в удобное для всех родителей время. С повесткой знакомим заранее. Готовим приглашения и объявление. Общение на таких собраниях только тактичное. Все это создает условия для благоприятного и доверительного взаимодействия с родителями. Нетрадиционные родительские собрания показывают важность согласованных действий семьи и педагогов, способствуют проявлению у родителей интереса к содержанию образовательного процесс  с детьми.  

       Помимо традиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в настоящее время используется сетевое взаимодействие (сайт дошкольного учреждения, группы, электронная почта), которые позволяют родителям  быть в курсе всех событий из жизни дошкольного учреждения, выражать свои  восхищения результатами и продуктами детской деятельности, давать советы и рекомендации.

Вывод:

     Пока еще во многом инициатива идет от педагога, но уже видно, что родители начали проявлять интерес к вовлечению в образовательный процесс  ДОУ.

      Изменился характер вопросов родителей к педагогу, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

      Возросло посещение родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

     Наметилось проявление у родителей интереса к образовательной деятельности, к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование педагогической литературы, участие в конкурсах, праздниках, субботниках.

     Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения привело к тому, что родители из «зрителей» и « наблюдателей» стали активными участниками встреч, помощниками педагогов.

     У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока  не стали участниками образовательной деятельности.

      От совместного участия родителей и педагогов в жизни дошкольного учреждения выигрывают все, но особенно наши дети. Они  с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи.

      Мы   будем продолжать искать новые формы вовлечения родителей своих воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

2.Закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г;

3.Конституция РФ  (принята 12.12.1993 г,  после поправок от 30.12.2008 г №6-ФКЗ и 30.12.2008 г №30.12.2008 г № 7-ФКЗ;

4.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. От 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 03.07.2013);

5.Осипова Л.Е « Родительские собрания в детском саду» М « Изд-во Скрипторий», 2008 г;

6.Агавелян М.Г. Данилова Е.Ю.  « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» М. ТЦ Сфера, 2009;

7.Дронь А.В, Данилюк О.А. « Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» Изд-во « Детство - Пресс», 2011.

8.Зверева О.Л, Кротова Т.П. « Общение педагога с родителями ДОУ», М, 2006.

9.Козлова А.В,  « Работа ДОУ с семьей», Москва 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников в коррекционно-образовательном процессе

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с нарушением речи необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции речи. Причём это не...

Консультация " Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников со сложной структурой дефекта"

Немаловажную роль в воспитании и развитии детей со сложной структурой дефекта играют родители, которые являются первыми педагогами. Взаимодействия педагогов с ними просто невозможно без учёта интересо...

Вовлечение семей воспитанников в совместную образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразов...