Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гнутикова Ольга Юрьевна

Безопасность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников».

Примерное содержание знаний детей по разделу «Безопасность»

Старший дошкольный возраст

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ

Ребёнок и его здоровье

Режим

Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим дня,  делать утреннюю гимнастику, гулять.

Питание

Есть аккуратно, тщательно пережевывать пищу, употреблять в пищу продукты, содержащие полезные вещества и витамины, мыть овощи и фрукты перед едой.

Личная гигиена

Соблюдать правила личной гигиены. Самостоятельно приводить себя в порядок по мере необходимости, умываться, полоскать рот, причёсываться, пользоваться носовым платком.

Двигательная активность

Иметь  представления о роли закаливающих процедур, занятий физкультурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья человека.

Тело человека

Иметь элементарные представления о работе сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, соблюдать правила заботы об этих системах.

Болезнь и её профилактика

Уметь устанавливать связи между болезнью и причинами её возникновения, знать правила общения с больными людьми. Иметь представления о свойствах  лекарственных растений.

Первая помощь

Знать элементарные правила действий при ушибах, порезах, ожогах,  уметь вызывать скорую помощь, называя свой домашний адрес.

Ребёнок на улицах города

Правила поведения на улице

Иметь представления об опасности, исходящей от транспортных средств, выполнять правила поведения вблизи проезжей части и непосредственно на дороге.

Транспорт

Иметь представления о многообразии транспортных средств (по назначению, способу и пространству передвижения). Знать правила поведения в общественном транспорте и личном транспорте родителей (в том числе уметь входить и выходить из транспортного средства, ориентируясь на дорожную ситуацию). Знать и выполнять правила передвижения на велосипеде.

Дорожные знаки и светофор

Иметь представление о многообразии дорожных знаков: информационно-указательные, запрещающие, предписывающие и т.д. Знать принцип работы светофора, правила перехода проезжей части с разной информационной обстановкой. Иметь элементарные представления о работе инспектора ГИБДД.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ

Ребёнок и другие люди.

Контакты с незнакомыми людьми

Не разговаривать с незнакомыми людьми без разрешения родителей. Не сообщать чужим людям сведения о себе и своих родных.

Насильственные действия со стороны взрослых.

В случае насильственных действий со стороны надо привлечь внимание криком, оказать сопротивление,  рассказать о случившемся взрослым.

Безопасность ребёнка в быту

Бытовые предметы и электроприборы

Уметь пользоваться бытовыми приборами, при необходимости, включать их с разрешения и под наблюдением взрослых. Знать и соблюдать правила безопасности при выполнении трудовых действий с использованием инструментов, в процессе экспериментирования. Соблюдать правила безопасности при перемещении в здании детского сада и на территории.

Пожарная безопасность

Иметь представления о причинах возникновения пожаров знать и уметь выполнять элементарные правила поведения при пожаре. Иметь представление о работе пожарного, уметь вызвать пожарную службу.

        

        Лекарства

Знать о том, что лекарственные средства можно принимать только из рук взрослых, по назначению врача.

Безопасность в природе

Ядовитые грибы и растения

Знать и отличать ядовитые и съедобные грибы, ядовитые и лекарственные травы и растения.

Животные

Не подходить к диким животным и птицам, общаться с домашними животными можно только с разрешения хозяев.

Климат и топография.

Знать правила безопасного поведения на воде. Иметь представления о пользе и вреде солнечных лучей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Формы работы

Содержание

СЕНТЯБРЬ

НОД

  • Познавательно-речевое развитие «Как мы устроены»
  • Экология «Воздух видимый и невидимый»

Беседы

  • «Как работает наш организм»
  • «Чистота – залог здоровья»
  • «Как беречь органы зрения и слуха»

Опытно-исследовательская деятельность

Измерение роста, подсчёт дыхательных движений до и после бега, ходьба с закрытыми глазами между предметами, определение предмета на ощупь, сравнение зрительных и слуховых сигналов с использованием ограничений  (искажений) восприятия.

Дидактические игры и упражнения

  • «Повтори движение»
  • «Классификация предметов»
  • «Когда это бывает»         
  • «Узнай по описанию»

Продуктивная деятельность

  • Рисование на тему: «Делаем зарядку»

«Прогулка в лесу»»

  • Аппликация: «Консервируем овощи и фрукты»

Другие формы работы

  • Составление режима выходного дня, совместно с родителями.
  • Обучение детей упражнениям для отдыха глаз.

ОКТЯБРЬ

НОД

Наблюдения, экскурсии

  • Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу, перекрёстку.
  • Экскурсия к стенду «Дорожная азбука» в здании ОУ.

Беседы

  • «Безопасное поведение на улице»
  • «Как переходить проезжую часть»
  • «Как не потеряться на улице»
  • «Что делать, если потерялся»
  • «Как общаться с незнакомыми людьми»
  • Решение ситуативных задач на тему «Мы – участники дорожного движения»

Дидактические игры и упражнения

  • «Дорожные знаки»
  • «Помоги водителю»
  • «Регулируем движение»
  • «Хорошо и плохо»

Творческие игры

  • «Регулировщики»,
  • «Школа пешехода»

Продуктивная деятельность

  • «Рисуем  нашу улицу»
  • Конструируем дома из строительного и бросового материала Аппликация на тему «Город спит»

Другие формы работы

  • Изготовление макетов домов, машин, светофора из бросового материала.

НОЯБРЬ

НОД

  • Эволюция транспорта. Составление описательного рассказа о видах пассажирского транспорта.

Наблюдения, экскурсии

  • Наблюдение за машинами на стоянке,
  • Рассматривание энциклопедий, иллюстраций с видами транспорта.

Беседы

  • «Как вести себя в транспорте»,
  • «Правила входа, выхода из транспортного средства»

Дидактические игры и упражнения

  • «Кто чем управляет»
  • «Угадай по описанию»
  • «Что лишнее»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Назови профессию»

Творческие игры

  • «Экскурсовод»
  • «Механики»

Продуктивная деятельность

  • Рисование транспортных средств
  • Составление коллажа на тему «Проезжая часть»
  • Лепка «Светофор»

Другие формы работы

  • Просмотр м/ф про смешариков из серии «Безопасность»
  • викторина «Безопасная дорога»

ДЕКАБРЬ

НОД

  • Путешествие в страну Здоровье

Наблюдения, экскурсии

  • Экскурсия в медицинский кабинет
  • Наблюдение за работой врача

Беседы

  • «Что делать, чтобы быть здоровым»,
  • «Правила личной гигиены»,
  • «Где живут бактерии»,  
  • «Как правильно принимать лекарства»,
  • «Первая помощь при ушибах, ожогах, порезах»,
  • «Рассказывание историй из личного опыта о посещении врача»

Творческие игры

  • Поликлиника
  • Ветеринары
  • Аптека

Продуктивная деятельность

  • Изготовление бланков для рецептов,
  • Лепка из солёного теста атрибутов для игры «Поликлиника» (таблетки, витамины),
  • Рисование на тему «»Приключение витаминки».

Другие формы работы

  • Игровой тренинг «Оказание первой помощи»

ЯНВАРЬ

НОД

  • История олимпийских игр.
  • Спортивные соревнования.

Наблюдения, экскурсии

  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о спортивных соревнованиях

Беседы

  • «Какие виды спорта ты знаешь»
  • «Каким спортом ты бы хотел заниматься»
  • «Рассказывание историй из личного опыта о посещении спортивных мероприятий»
  • «Как себя вести в чрезвычайной ситуации».

Дидактические игры и упражнения

  • «Кому что нужно»
  • «Назови вид спорта»
  • «Придумай упражнение для…»
  • «Проведи зарядку»
  • «Попади мячом в ворота»
  • «Попади в цель»

Творческие игры

  • «Встреча со спортивной звездой»
  • «Интервью»

Продуктивная деятельность

  • Лепка олимпийского символа
  • рисование атрибутов спортивных игр
  • аппликация «Олимпийский огонь»

Другие формы работы

  • Спортивный праздник

ФЕВРАЛЬ

НОД

  • Огонь: друг или враг
  • История укрощения огня.

Наблюдения, экскурсии

  • Экскурсия на пищеблок
  • Экскурсия к стенду по пожарной безопасности

Беседы

  • «Чтобы не было беды»
  • «Как вести себя в ЧС»
  • «Если в доме пожар»
  • «Правила безопасного передвижения по зимним улицам».

Дидактические игры и упражнения

  • «Как вызвать пожарных или спасателей»
  • «Опасные предметы»
  • «Собери пожарного на службу»
  • «Первая помощь при ожогах»

Опытно-исследовательская деятельность

  • «Горит – не горит»

Продуктивная деятельность

  • Сюжетное рисование по мотивам произведения К. Чуковского «Пожар», «Кошкин дом»,
  • Выполнение коллективной аппликации огонь в камине.

МАРТ

НОД

  • Опасность вокруг нас
  • Составление описательного рассказа об опасном предмете

Наблюдения, экскурсии

  • Рассматривание предметов опасных для детей

Беседы

  • «Один дома»
  • «Как общаться с незнакомыми людьми»
  • «Бытовые приборы: помощники и источники опасности»
  •  «Пройди – не поскользнись»
  • «Опасные сосульки

Дидактические игры и упражнения

  • «Что можно, а что нельзя»
  • «Правильно – неправильно»
  • «Что сначала, что потом»
  • Упражнение детей  в  работе со швейными принадлежностями

Творческие игры

  • Ателье
  • Повар
  • Драматизация шотландских народных песенок в переводе С. Маршака

Продуктивная деятельность

  • Придумывание моделей платьев для весеннего концерта

Другие формы работы

  • Трудовые поручения по уходу за комнатными растениями
  • Опыты с комнатными растениями.

АПРЕЛЬ

НОД

  • Составление рассказа по картине из серии «Случай на улице»

Наблюдения, экскурсии

  • Целевая прогулка к проезжей части
  • Наблюдение за поведением людей на остановке общественного транспорта.

Беседы

  • «Зачем нужны дорожные знаки»
  • «Почему они разные»
  • «Какие опасности могут ждать путешественника в пути».

Дидактические игры и упражнения

  • Решение проблемных ситуаций:
  • «Как перейти дорогу без знаков»,
  • «Что делать, если Светофор сломался».
  • «Узнай по описанию»,
  • «Собери целое из частей»,
  • «Собери себя в дорогу»

Творческие игры

  • «Школа Светофора»
  • «Путешественники»

Продуктивная деятельность

  • Рисование на тему «Мой друг-велосипед»
  • Рисование по замыслу «Я - путешественник»
  • Лепка средств передвижения по замыслу

Другие формы работы

  • Обучение детей катанию на велосипеде.
  • Составление «Правил велосипедиста»

МАЙ

НОД

  • «Необычные  растения»

Наблюдения, экскурсии

  • Целевая прогулка по территории детского сада
  • Наблюдение за деревьями и кустарниками
  • Сбор трав для гербария

Беседы

  • «Красивые, но ядовитые»
  • «Здоровое питание»
  • «Как и чем мы дышим»
  • «Правила поведения на водоёмах».

Дидактические игры и упражнения

  • «Кто больше знает о себе»
  • «Я знаю пять имён»
  • Классификация бытовых предметов.

Творческие игры

  • «Мы пешеходы»
  • «Поездка за город»

Продуктивная деятельность

  • Рисование на тему «Семья мухоморов»
  • Лепка на тему «Дары леса»
  • Аппликация коллективная «Здравствуй, Солнце»

Другие формы работы

  • Конкурс семейных проектов «Как мы заботимся о своём здоровье»

                 Работа по формированию представлений детей об основах безопасности жизнедеятельности обязательно включает чтение, обсуждение, заучивание литературных произведений соответствующей тематики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по программе основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Перспективное планирование по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева  Программные задачи.Сентябрь.Уточнить п...

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Представлен теоретический и практический материал по ОБЖ...

Консультация для педагогов по теме: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников"

В консультации раскрыты методы и приемы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников....

Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».

Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос:  "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...

Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников

Подборка материала ,содержание которого связано с обучением дошкольников правилам и навыкам безопасностижи знедеятельности....

Проект «Мой безопасный мир» (по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников) на 2022-2023 учебный год

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обе...