Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый году литературы - 2014 "Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Морева Лидия Михайловна

Целью занятия является:  воспитание чувства патриотизма, гражданственности,гордости за свою Родину; любви и интереса к русским и современным писателям и поэтам  А.С.Пушкину,М.Ю. Лермотову, А.К. Толстому, С.Есенину, З.Н.Александровой, Ю.Г.Юнусовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_literatury_konspekt_moreva.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект непосредственной образовательной деятельности,

       посвящённый году литературы - 2014 «Родина  Россия в творчестве

русских, современных писателей и поэтов»

            в подготовительной группе

                       Музыкальный руководитель Морева Л.М.

Цель: Познакомить детей с великими поэтами и писателями  России, на примере которых воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за нашу Родину.

Задачи:

1. Закрепить с детьми понятие «Родина моя - Россия».

2. Зажечь искорку любви и интереса к своей родине через поэзию  А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К. Толстого, С. Есенина, З.Н. Александровой.

3.  Формировать умение выразительно читать стихи, регулируя силу голоса и дыхания.

Предварительная работа:

•        закрепление   расположения России на карте, понятия атрибутов  – флаг, герб Российской Федерации.

•        Разучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», З.Н. Александровой «Родина», Ю. Г. Юнусовой «Тайны березки».

Наглядный материал:

  • атрибуты Российской Федерации: карта, герб, флаг
  • иллюстрация: портретов писателей и поэтов, природы России.

                          Ход НОД

Музыкальный руководитель: Ребята давайте с вами послушаем   песню «С чего начинается Родина»

                   Слушание песни « С чего начинается Родина»  

                              муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского     

 

 - Какая замечательная песня! О чём эта песня? (Дети отвечают)

 - Ребята, назовите страну, в которой мы живем.

    «Россия…. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то». Эти слова говорил русский поэт С. Есенин.

     Россия…Родина…Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает. (Воспитатель обращает внимание на герб и флаг.)

   - Ребята,  кто-нибудь может объяснить значение герба и флага?

       (Ответы детей)

   - Давным-давно в России жили  великие люди: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, С. Есенин. Они очень любили свою Родину. Любили за красоту лесов, полей, рек, озер. Эту любовь и своё душевное состояние выражали в стихах. Ведь у нас с ними Родина одна – Россия.

(Рассказ сопровождается показом портретов)

       - Я предлагаю вам послушать стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои» и попытаться понять о ком и о чём пишет поэт, и его душевного состояния. (Воспитатель показывает портрет А.К. Толстого и картины с изображением колокольчиков, лошади в степи)

                           Колокольчики мои,

                           Цветики степные!

                           Что глядите на меня,

                           Темно-голубые?

                            И о чем звените вы

                            В день веселый мая,

                            Средь некошеной травы

                            Головой качая?

                            Конь несет меня стрелой

                            На поле открытом;

                            Он вас топчет под собой,

                            Бьет своим копытом.

                            Колокольчики мои,

                            Цветики степные!

                            Не кляните вы меня,

                            Темно-голубые!

                            Я бы рад вас не топтать,

                            Рад промчаться мимо,

                            Но уздой не удержать

                            Бег неукротимый!

                            Я лечу, лечу стрелой,

                            Только пыль взметаю;

                            Конь несет меня лихой,-

                            А куда? не знаю!

     Поводом для написания данного стихотворения послужила любовь поэта к естественной красоте природы. Его привлекал ночной запах травы, цветов. Поэт любовался лошадьми, которые находились на воле в ночное время, желал  с ветерком прокатиться по степи. Здесь же поэт выражает своё душевное состояние (переживание) за то, что конь его топчет цветы и просит прощение у природы:

 «Не кляните вы меня, темно-голубые…….».

      Воспитатель обращает внимание на портрет  С. Есенина, предлагает рассмотреть картину «Пруд» и читает высказывание поэта о России:

«О, Русь! – малиновое поле

И сень упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску….»

       Воспитатель просит ответить на вопросы.

     - Как называет поэт  Россию? (Русь)

      - Как вы думаете почему?

      - Объясните выражение « И сень упавшую в реку»

      - Поэт до радости и боли любил озерную тоску, объясните, что такое озерная тоска?

     Воспитатель: Когда читаешь стихи С. Есенина, кажется, что они пахнут землей, колосом, хлебом. Каждая строка пронизана любовью к Родине.

  Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая, дайте Родину мою!»

      Музыкальный руководитель: А мы с вами выучили очень хорошую песню про Родину «Что такое Родина». Давайте споём.

                     Песня Что такое Родина» муз. Б.Фляркоского!

Музыкальный руководитель: Дети, у нас в России был ещё один замечательный поэт и писатель  Михаил Юрьевич Лермонтов  (показывает портрет).  В этом году у него отмечается юбилей в нашей стране – 200 лет со дня рождения. Послушайте его стихи. Самое известное стихотворение «Парус». 

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Музыкальный руководитель: Дети, послушайте ещё одно стихотворение М.Ю.Лермонтова

 ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".

"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-

Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море".

    Воспитатель: поэты  по-разному выражали свою любовь к родине. К примеру, С. Есенин   вот как описывает красоту русской березы.

        Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Береза в зимнем уборе». Дети рассказывают стихотворение С. Есенина «Береза».

                          Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

                          На пушистых ветках  снежною каймой

                          Распустились кисти белой бахромой.

                          И стоит береза в сонной тишине

                          И горят снежинки в золотом огне.

                          А заря, лениво обходя кругом

                          Обсыпает ветки новым серебром.

       Музыкальный руководитель: Замечательное стихотворение,  и уже современный композитор Зинаида Роот сочинила музыку к этим словам, хотите послушать, какая красивая песня получилась?

         

                      Песня «Белая берёза» муз. З.Роот, сл. С. Есенина

      Воспитатель: тему красоты русской березки и её тайнах продолжила наша современница - поэтесса  Гульфия  Юнусова  в стихотворении «Березка».

1–ый  ребенок:

Целыми днями березка  поет

Не умолкает, не устаёт.

Ствол её белый глажу рукой,

К веткам её прикасаюсь щекой,

Тайну березки пытаюсь узнать

О чем её песня, хочу я понять.

2-ый ребенок:

Зеленая прическа,  девическая грудь,

О, тонкая березка, что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

3-ый ребенок:

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум

И мне в ответ березка:

4-ый ребенок:

О, любопытный друг?

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух

Луна светила, тени сияли зеленя

За голые колени он обнимал меня.

   

     Воспитатель: Пастух, вздохнувши глубоко

                   Сказал под звон ветвей:

4-й ребенок. Прощай, моя голубка,

                       До новых журавлей.

     Беседа с детьми:

1.О чем поведала нам березка?

2. Почему плакал под березкой пастух?

3. Как вы понимаете выражения: «Прощай, моя голубка, до новых журавлей».

4. Кого называл пастух «моя голубка»?

5. Почему он прощался до новых журавлей?

                     (Ответы детей.)

      Воспитатель: Обратите  внимание ребята  на портрет А.С. Пушкина.Свою любовь к родной стране поэт выражает в стихах, описывая красоту и прелесть русской природы.Осень поэт любит за ярость убранства, за одетые в «золото» леса, зиму - за её проказы, белоснежные наряды. А как великолепно звучат его  строки о лете.

                    « Я твой люблю сей темный сад,

                       С его прохладой и цветами.

   Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят!»

  Родину поэт любил за места дорогие его сердцу и за то, без чего не мог жить.

     Воспитатель: И сегодня,  поэты нашего времени,  в своих произведениях выражают свою любовь к Родине. Сейчас ребята расскажут  стихотворение З.Н. Александрова «Родина».

       Дети рассказывают стихотворение З.Н. Александровой «Родина».

1-й ребенок:

Если скажут слово – Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь  у ворот.

2-й ребенок:

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной Охинский двор.

3-й ребенок:

В лужах первые кораблики

Над скамейкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

4-й ребенок:

Или степь от маков красная

Золотая целена

Все дети: Родина бывает разная

Но у нас она одна - Россия.

                             Итог НОД

   Воспитатель: С. Есенин, А.С. Пушкин, А.К. Толстой и другие. Свою любовь к Родине  они  отобразили  в своих произведениях.   Эти великие люди,  и  для нас - пример. Они оставили нам свое наследие – стихи, рассказы.  Они учат нас жить, переживать, беречь и любить своё Отечество!

В одном из своих стихотворений, Сергей  Есенин писал: «Любите Россию! Любите Россию! И будьте навеки России верны!». Эти слова звучат, как обращения ко всем Россиянам.

 

                          Танец «Росиночка – Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов

Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)  Родина  Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый «Дню матери» ОО «Художественное творчество» - лепка Составила :Минина О.Г. высшая квалификационная категория Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»

Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»Интеграция областей:  "чтение художественной литературы", "социализация", "коммуникация", "музыка"  Программные задачи:1. Развивать сенс...

конспект непосредственной образовательной деятельности, посвящённый дню снятия Блокады

Этот материал предназначен для знакомства детей с трудной жизнью людей в блокадном Ленинграде,с их героической стойкостью и непоколебимостью, жаждой  жизни и верой в победу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов, сказки.»

Познакомить детей с историей возникновения книги. Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, о назначении библиотеки, о правилах поведения в бмблиотеке. Воспитывать любовь и бер...