Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)

 

 

Родина  Россия в творчестве

русских, современных писателей и поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lyubov_k_rodine_cherez_poeziyu.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г. Охи

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)

Родина  Россия в творчестве

русских, современных писателей и поэтов

Воспитатель логопедической группы:

Вера Сергеевна  Данилова

Оха, 2012

Цель: Познакомить детей с великими поэтами и писателями  России, на примере которых воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за нашу Родину.

Задачи:

1.        Закрепить с детьми понятие «Родина моя - Россия».

2.        Зажечь искорку любви и интереса к своей родине через поэзию  А.С. Пушкина, А.К. Толстого, С. Есенина, З.Н. Александровой.

3.        Формировать умение выразительно читать стихи, регулируя силу голоса и дыхания.

Коррекционные задачи:

Воспитывать культуру правильного произношения звуков в словах и речи: шипящих, свистящих, сонорных.

Предварительная работа:

•        закрепление   расположения России на карте, понятия атрибутов  – флаг, герб Российской Федерации.

•        Разучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», З.Н. Александровой «Родина», Ю. Г. Юнусовой «Тайны березки».

Наглядный материал:

  1. атрибуты Российской Федерации: карта, герб, флаг
  2. иллюстрация: портретов писателей и поэтов, природы России

Словарная работа: степь,  тоска, скирда, сень, рать людская, Отечество.

Ход НОД

Воспитатель:

- Ребята давайте с вами подготовим дыхание к беседе

Дети выполняют упражнения  «Султанчики»

под сопровождение песни «С чего начинается Родина».

(постепенно усиливая дыхательную струю до приведения в движения султанчика)

Воспитатель:

-Ребята, назовите страну, в которой мы живем, покажите её на карте.

«Россия…. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то». Эти слова говорил русский поэт С. Есенин.

Россия….Родина…. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает.

(воспитатель показывает по карте Россию, обращает внимание детей на герб и флаг)

- Ребята,  кто-нибудь может объяснить значение герба и флага?

(ответы детей)

- Давным-давно в России жили  великие люди: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, С. Есенин. Они очень любили свою Родину. Любили за красоту лесов, полей, рек, озер. Эту любовь и своё душевное состояние выражали в стихах. Ведь у нас с ними Родина одна – Россия.

(рассказ сопровождается показом портретов)

- Я предлагаю вам послушать стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои» и попытаться понять о ком и о чём пишет поэт, и его душевного состояния.

(Воспитатель показывает портрет А.К. Толстого и картины с изображением колокольчиков, лошади в степи)

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,-

А куда? не знаю!

Поводом для написания данного стихотворения послужила любовь поэта к естественной красоте природы. Его привлекал ночной запах травы, цветов. Поэт любовался лошадьми, которые находились на воле в ночное время, желал  с ветерком прокатиться по степи. Здесь же поэт выражает своё душевное состояние (переживание) за то, что конь его топчет цветы и просит прощение у природы:

 «Не кляните вы меня, темно-голубые…….».

Воспитатель обращает внимание на портрет  С. Есенина, предлагает рассмотреть картину «Пруд» и читает высказывание поэта о России:

«О, Русь! – малиновое поле

И сень упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску….»

Воспитатель просит ответить на вопросы:

-Как называет поэт Русь-Россию?

-Как вы думаете почему?

-Объясните выражение « И сень упавшую в реку»

-Поэт до радости и боли любил озерную тоску, объясните, что такое озерная тоска?

Воспитатель: Когда читаешь стихи С. Есенина, кажется, что они пахнут землей, колосом, хлебом. Каждая строка пронизана любовью к Родине.

 Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая, дайте Родину мою!»

Физминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь!

Выше, выше поднимитесь.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите!

Влево, вправо повернитесь.

Рук коленями коснитесь!

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте и на месте пробегитесь.

Всё, достаточно, садитесь!

Воспитатель: поэты  по-разному выражали свою любовь к родине. К примеру, С. Есенин  описывает красоту русской березы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Береза в зимнем уборе». Дети рассказывают стихотворение С. Есенина «Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках  снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром.

Воспитатель: тему красоты русской березки и её тайнах продолжила наша современница - поэтесса  Гульфия  Юнусова  в стихотворении «Березка».

1–ый  ребенок:

Целыми днями березка  поет

Не умолкает, не устаёт

Ствол её белый глажу рукой

К веткам её прикасаюсь щекой

Тайну березки пытаюсь узнать

О чем её песня, хочу я понять.

2-ый ребенок:

Зеленая прическа,  девическая грудь,

О, тонкая березка, что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

3-ый ребенок:

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум

И мне в ответ березка:

4-ый ребенок:

О, любопытный друг?

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух

Луна светила, тени сияли зеленя

За голые колени он обнимал меня.

Воспитатель: Пастух, вздохнувши глубоко

                        Сказал под звон ветвей:

4-й ребенок. Прощай, моя голубка,

                       До новых журавлей.

Беседа с детьми:

  1. О чем поведала нам березка?
  2. Почему плакал под березкой пастух?
  3. Как вы понимаете выражения: «Прощай, моя голубка, до новых журавлей».
  4. Кого называл пастух «моя голубка»?
  5. Почему он прощался до новых журавлей?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите  внимание ребята  на портрет А.С. Пушкина.

 Свою любовь к родной стране поэт выражает в стихах, описывая красоту и прелесть русской природы.

Осень поэт любит за ярость убранства, за одетые в «золото» леса. Зиму- за её проказы, белоснежные наряды. А как великолепно звучат его  строки о лете.

« Я твой люблю сей темный сад,

С его прохладой и цветами.

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят!»

Родину поэт любил за места дорогие его сердцу и за то, без чего не мог жить.

Воспитатель: И сегодня,  поэты нашего времени,  в своих произведениях выражают свою любовь к Родине. Сейчас ребята расскажут  стихотворении З.Н. Александрова «Родина».

Дети рассказывают стихотворение З.Н. Александровой «Родина».

1-й ребенок:

Если скажут слово – Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь  у ворот.

2-й ребенок:

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной Охинский двор.

3-й ребенок:

В лужах первые кораблики

Над скамейкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

4-й ребенок:

Или степь от маков красная

Золотая целена

Все дети: Родина бывает разная

Но у нас она одна - Россия.

Итог НОД

Воспитатель: С. Есенин, А.С. Пушкин, А.К. Толстой и другие. Свою любовь к Родине  они  отобразили  в своих произведениях.   Эти великие люди,  и  для нас-пример. Они оставили нам свое наследие – стихи, рассказы.  Они учат нас жить, переживать, беречь и любить своё Отечество!

В одном из своих стихотворений, Сергей  Есенин писал: «Любите Россию! Любите Россию! И будьте навеки России верны!». Эти слова звучат, как обращения ко всем Россиянам.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ

занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый году литературы - 2014 "Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов.

Целью занятия является:  воспитание чувства патриотизма, гражданственности,гордости за свою Родину; любви и интереса к русским и современным писателям и поэтам  А.С.Пушкину,М.Ю. Лермотову, А...

Проект непосредственной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Мои любимые книги» (с использованием современных образовательных технологий: игровых, информационно-компьютерных, здоровьесберегающих)

Цель проекта:  –   Воспитание у дошкольников интереса, потребности в общении с книгой и создание условий для активного использования литературного опыта в их творческой деятельнос...