Развитие творческого потенциала дошкольников средствами театра
методическая разработка (младшая группа)

Мурзина Елена Валерьевна

развивающая среда в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metadicheskaya_razrabotka.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о результатах участия педагога Мурзина Е.В.

  в создании развивающей предметно-пространственной среды

 в младшей группе №5 ГБДОУ №31

              Младшая группа имеет списочный состав из 28 человек, в который входят 12 девочек и 16 мальчиков 2011 года рождения, у всех детей разный уровень речевого и умственного развития.

              Развивающая предметно-пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы.

            Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (книги для чтения, плакаты, магнитные доски, муляжи, макеты, магнитофон, проектор (методический  кабинет) и др.; игровым (атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Доктор», «Водители» и др. игрушки предметы оперирования (набор кухонной посуды, машинки, и др.) оборудованием; спортивным, оздоровительным инвентарем (мячи скакалки, кегли, обручи, клюшки, «рыбки», шнуровки и др.); соответствующим материалом (творчество: разнообразные виды бумаги и картона,  краски акварельные, гуашь, семена, каштана, засушенные листья и др.)обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

              Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

              Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в групповых комнатах отвечает требованиям техники безопасности (скреплено между собой, зафиксировано к стене и т. д.), позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (соразмеренно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованны так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках (зона настольных игр), па полу (игры с машинками, напольными конструкторами), стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади. Все электрические розетки оснащены заглушками.

            Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

            В групповых комнатах созданы функциональные центры, в которых материалы, располагаются в разных пространствах. Трансформация группы обеспечена раздвижными лёгкими ширмами (она позволяет детям уединится, служит и как стена для индивидуальных игр детей), мягкие модули обогащают детскою игру (это может быть ракета, дворец, автобус и т.д.), перестановкой мебели.  

             Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. 

             Созданные центры детской активности отражают различные виды деятельности (игра – на развитее мелкой моторики «Покорми куклу», общение – сказки на магнитах («Красная шапочка», «Три поросёнка»), труд – уголок дежурства, предметы оперирования (утюг, набор для стирки) и т. д. Принцип  полифункциональности  предметного мира реализуется с помощью мягких модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами (заместителями) и играми (шнуровки), ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры, которые не несут в себе определённой смысловой информации, способствует развитию воображения и знаков символической функции мышления дошкольников. ( См.   ПРИЛОЖЕНИЕ Самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная деятельность)

              В группе педагог Мурзина Е.В. организовала различные пространства (для игры–детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно-ролевых игр, разыгрывания кукольных мини-спектаклей и др.; конструирования – дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки; уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. В пространстве группы выделены три части: спокойная, двигательная и рабочая.

              Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Детям предоставлена возможность свободно использовать в сюжетно-ролевых играх такие материалы, как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества. Ребята используют для своих игр и строительный материал, находящийся в «Уголке Конструктора». Познавательные игры периодически меняются в зависимости от лексических тем, вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь («Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», разнообразные «Лото» («Насекомые», «Моя квартира» и т.п.), «Домино», пазлы и мн. др.,). Для развития памяти, логического мышления, воображения, внимания на группе есть ряд развивающих игр, которые предлагают детям («Найди четвёртый лишний», «Блоки Дьениша», «Отгадайка», и др.).  Для развития познавательной активности необходимы такие методы, как наблюдение, сравнение, обобщение, в связи с этим группе организован «Уголок природы», в котором находятся комнатные растения, календарь наблюдения за погодой, копилка природного материала и др. Есть в группе «Уголок безопасности»: модель светофора, дорожные знаки, применяются игрушки – утюг, плита, микроволновка и т.д.. В двигательной активности дети используют как обычное, так и нестандартное оборудование. Постоянными «участниками» занятий являются Незнайка, доктор Айболит, Лесовичёк (би-ба-бо). Таким образом развивающая среда является вариативной. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность).

              Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательно-речевое; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

              Основными компонентами предметно-развивающей среды в группах являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребёнку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определённое эмоциональное состояние.

              Центр речевой деятельности включает в себя разнообразные картотеки  («Упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи», «Коммуникативные игры и упражнения» и др.), настольно-печатные игры, такие как логопедическое лото «Подбери и назови», иллюстративный материал по лексическим темам, (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Коммуникативная деятельность)

              Группа оборудована книжным уголком, библиотекой, в которой представлены сказки, рассказы, стихи в достаточном количестве (книжки-малышки, подборка книг по лексическим темам), имеются атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».

              В уголке театрализации представлены театры: пальчиковый театр, би-ба-бо, настольный театр и др., ширмы для кукольного театра, аудиозаписи литературных произведений, костюмы, маски и т.д. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Восприятие художественной литературы и фольклора).

              Для развития активности, самостоятельности и творчества воспитанников в центрах искусства расположены шумовые инструменты – бубен, маракасы, деревянные ложки и др., пособия – нотный стан с нотками, дидактические наборы – «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», лото «Три кита музыки». (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Музыкальная деятельность).

              Впечатления от окружающего мира, произведений литературы и искусства дошкольники способны отражать с помощью различных изобразительных средств. Обводки, шаблоны, книжки-раскраски, бумага разной текстуры, пластилин, мелки, краски, кисти, карандаши, стеки – это тот набор инструментов, которым наполнены центры художественного творчества. Использование сопутствующих материалов (ниток, пуговиц, бусин, лоскутков ткани, семян, природного материала) позволяет овладевать различными способами украшения и создания изображений, поделок. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Изобразительная деятельность). 

              В группе существует материал на формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его историей и культурой (иллюстративный материал – «Твой Петербург», коллекции календарей, открыток о Санкт-Петербурге, коллекция статуэток с достопримечательностями города, настольные игры и др.), к ознакомлению с культурными ценностями России и других стран (дидактические наборы – «Народы мира», «Костюмы народов мира», «Народы России и ближнего зарубежья» и др.), на усвоение детьми нравственных общечеловеческих ценностей, гражданственности (атрибуты для с\р игр «Семья», «Школа», «Моряки» и т.д., настольные игры – лото («Профессии», «Кем быть» и др.), «ПДД», «Служу России», «Мы разные, но мы вместе», и др.) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Игровая деятельность) 

              Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Здесь находятся пособия, энциклопедическая справочная литература (Энциклопедии: «Мир в твоих руках», «Насекомые», «Динозавры»), «Интересное рядом» («Морские животные», «Пресмыкающиеся», «Ночные животные», «Жизнь в джунглях» и др.), атласы, карты, логико-математические игры  («Предметы и контуры», «Только одно свойство», «Составь предметы, картину из геометрических фигур» и др.), а так же современный развивающий материал для формирования умственных и речевых способностей дошкольников: журналы, книги с познавательными заданиями, кроссворды, обучающие познавательные таблицы, картины и т.д. В центре науки дети экспериментируют с песком, водой, светом, звуком, воздухом и многими другими материалами и явлениями. Наличие разнообразных измерительных приборов, материалов для исследований помогают организовать цикл взаимосвязанных опытов и экспериментов, а дети обобщают свои результаты наблюдений в дневниках, рисунках, рассказах. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Познавательно-исследовательская деятельность). 

              В уголке физкультуры рационально размещено оборудование, созданы благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды группы вызывает у дошкольников пложительные эмоции. Комплектация уголка: кольцеброс, кегли, мячи разных размеров, обручи сетки для забрасывания мячей, скакалки, нестандартное оборудование и др.. Имеются игры «Классики», «Бильбоке», «Моталочка», которые помогают развивать физическую выносливость, координацию движений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Двигательная деятельность). 

              Организация предметно-развивающей младшей в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.

              В групповых комнатах имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учётом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек (дид. игра «Одень принцессу», «Подбери наряд девочке», наборы для девочек (заколки, украшения), магнитная кукла «Маруся», и аналогично – для мальчиков (дид. игры «Служу России», «Военная техника», набор инструментов для ремонта, солдатики). Девочки больше любят проводить в центрах сюжетно-ролевой игры («Семья», «Кафе», «Парикмахерская»),уголках ряженья; мальчики – на коврах для машинок («Строитель», «Пожарный», «Космическое путешествие»), в центрах двигательной активности. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью («Уголок дежурств»). Дошкольники чаще привлекаются к созданию окружающей обстановки, спрашивается их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды. Игровой репертуар становится разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительные-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры. У детей младшего дощкольного возраста повышается острота зрения и точность цветоразличения (дид.игры «Палитра», «Цветные фоны»). Увеличивается интерес дошкольников к общению со взрослыми. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями (Альбомы «Как я провёл лето», «Мои зимние каникулы», «Любимые сказки К. Чуковского»). Ребят привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты (энциклопедия окружающего мира «Экология» («Киты и дельфины», «Рыбы», «От акулы до ерша», «От лотоса до незабудки», «От медведя до ежа»), энциклопедия «Всё обо всём» («Искусство»).  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Конструирование из разного материала, Самообслуживание и элементарный бытовой труд, Игровая деятельность)

              Все игры и пособия в группе доступны всем детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья обеспечена доступная среда в помещении, где осуществляется образовательная деятельность.

              Материалы  расположены в  удобных и доступных для воспитанников местах – на стеллажах, полках, в контейнерах. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий, с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, ширма, а так же мягкие модули. Игрушки и книжки размещаются на низких полках.

              В группе имеется свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

              Все групповое пространство распределено на центры, в которых доступны детям игрушки, дидактический и иллюстративный материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Ребёнку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию игры и пособия на основе тактильно-кинестетических («Волшебный мешочек», «Узнай на ощупь»), слуховых («Шумовой оркестр») и других ощущений. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое , сложить объекты по заданной схеме («Составь узор», Палочки Кюизенера»), тренируют мышечный аппарат ребёнка, развивают мелкую моторику («Моталочки»), стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребёнка. Для детей с нарушением зрения игры, пособия не ламинируются (для исключения отблеска).              

           

               Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе Мурзиной Е.В. создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

       

         

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....

"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"

Мастер - класс для педагогов детского сада....

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности...

Консультация дл педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"

1.Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.2....