"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"
учебно-методический материал по теме

Шайдуллина Лилия  Фаритовна

Мастер - класс для педагогов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_shaydullina.docx28.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

(Слайд №1) Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки»

(Слайд №2 - видеоролик «Классика для детей – ребёнок дирижирует»)

    Сегодня мы, педагоги, хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, самостоятельно находить решения.

    Раскрытие личности ребёнка возможно лишь в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие внутреннего творческого потенциала, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии.

    Для достижения этой цели нет лучшего средства, чем общение с музыкой. 

    Уважаемые коллеги, как вы думаете, что есть такого в музыке, что делает её настолько близкой и понятной ребёнку?

(Слайд №3: звук, ритм, настроение, характер)

   

    Музыка вмещает весь мир ребёнка, став «языком» его души. Как ребёнок может взаимодействовать с музыкой?

(Слайд 4: слушать, петь, танцевать, музицировать, сочинять, импровизировать.)

(Слайд №5 – дети играют на инструментах)

    Ребёнок уже в самом раннем возрасте по-разному откликается на музыку: может увлечённо с большим интересом принимать участие в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, в элементарном музицировании - то есть находить свои способы и формы общения с ней.

     Я столкнулась с очень важной проблемой – неумение детей открыто выражать свои эмоции, c зажатостью. Поэтому поставила для себя цель: раскрепостить детей, стимулировать их к самовыражению. Эмоциональная открытость ведёт к более полному проявлению креативности.

    Поэтому в своей работе я использую нетрадиционные игровые технологии, помогающие ребёнку раскрыться, научиться выражать свои чувства и отношение к окружающему миру.

   

     Что такое музыка? (Ответ зала.) Это искусство звуков, а разнообразные звуки окружают нас, доступны нам, и, если внимательно к ним прислушаться, включить своё воображение и фантазию можно услышать прекрасную музыку и в лесу, и у реки, и в доме, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать.

(Слайд 6) Жизнь была бы страшно скучной,

                  Если б жизнь была беззвучной.

                  Как прекрасно слышать звук:

                  Шум дождя и сердца стук.

                  Мы кричим, смеемся, дышим,

                  Мы слова и мысли слышим,

                  Слышим даже тишину.

                  Мир без звуков был бы грустный,

                  Серый, скучный и «невкусный»!

    Что говорят про человека, который внимательно к чему-то прислушивается? (Ответ: у него «ушки на макушке».)

(Слайд № 7 -  «Большой Ух»)

    Можно ли это выражение применить ко всем вам? У меня есть «волшебный» музыкальный домик, в котором живут предметы, издающие разные звуки. Уважаемые коллеги, я попрошу отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные ложки, деревянные кубики, связка ключей, шуршание бумагой,  переливание воды).

     

    Молодцы! Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые вы сейчас услышите:

Фонограмма: 

 - часы, пылесос, чайник: (Дом);

 - самолет, салют, машина: (Улица);

 - метель, дождь и гром: (Природа).

            

    Мы все так ждём прихода весны, я предлагаю вам озвучить весенний дождь с помощью звуков и жестов нашего тела. Попрошу вас встать. Как мы можем изобразить первые капли дождя (щелчки); дождь становится сильнее (хлопки); начался ливень (сильные шлепки, хлопки); раскаты грома (притопы, прыжки).

А теперь попробуем ещё раз и послушаем, что у нас получится.  

 (Слайд № 8 – анимация дождя.)

Творческое задание «Имитация дождя»:

Весна за окном пришла неожиданно, с первыми каплями дождя (щелчки),

Но спустя минуту дождь начал усиливаться (хлопки),

Он становился всё сильнее и сильнее (шлепки),

И вот, наконец, разразился настоящий ливень (сильные шлепки и хлопки)

С гулкими раскатами грома (притопы, прыжки).

(Слайд №9 – девочка с бабочками)

    Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребёнку проявить себя. С помощью таких игровых приёмов я вызываю у детей стремление воспринимать,  познавать, экспериментировать, открывать для себя волшебный и увлекательный мир звуков.

    Музыку можно почувствовать и выразить не только движениями, эмоциями, но и цветом, линиями. Приглашаю активных и творческих педагогов на сцену. Я предлагаю вам нарисовать рождение музыки – с помощью цвета, линий, пятен выразить настроение, характер музыки, так, как  вы её чувствуете.

   

(Слайд №10 – видеоролик) Творческое задание «Рождение музыки»

(Два мольберта, два стола, два листа А3, краски-гуашь (2 набора), две кисти, поролоновые тычки, 2 стакана с водой, влажные салфетки и др.)

(Слайд №11 – бабочки)

    Молодцы! Обратите внимание,  у каждого своё индивидуальное, неповторимое восприятие музыки. Спасибо.

    Поэтому и детям необходимо творить, переживать, чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта.

   Подскажите мне, каким единственным и неповторимым инструментом обладает человек?  (Ответ: голос.)

(Слайд №12 – «Музыка – это голос»)

    Вы правы, каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше петь. Мне нужны помощники – 4 человека. Я предлагаю вам с помощью вашего неповторимого голоса озвучить героя мультфильма. (Педагоги выбирают карточки с именем героя и текстом.)

Дадим нашим участникам немного времени для подготовки. Прошу вас пройти за кулисы.

Участники просматривают видеоролик за кулисами. (Ноутбук!)

    Чтобы голос звучал красиво, необходима правильная вокально-певческая постановка корпуса. Чем я вам и предлагаю заняться.

        

(Слайд №13 - слова) Вокально-певческая постановка «Петь приятно и удобно»

    А теперь настало время для вокальной импровизации.

(Слайд №14 - видео) Вокальная импровизация

   

     Каждый ребёнок от природы художник, поэт, музыкант, поэтому даже совсем маленькие дети способны импровизировать, сочинять мелодию, придумывать свою музыку.

     

    Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Ребёнок не просто участник всех её видов в отдельности, а зачастую осуществляет их одновременно: слушая музыку, он одновременно двигается с ней, напевая песню, тут же дополняет её новой фразой, игрой на музыкальных инструментах.

    Я предлагаю вам окунуться вместе со мной в  мир радости и детства. Предлагаю всем встать и под музыку выполнить движения.

(Слайд №15 – танцуют дети) Музыкально-ритмическая импровизация   «Песенка»

 муз. И. Крутого

   

    Так для чего же необходимо развивать внутренний творческий потенциал ребёнка, создавать условия для его самореализации? (Ответ зала.)

    Я согласна с вашими ответами  и хочу дополнить. Развитие творческого потенциала необходимо для:        (Слайд №16)

- воспитания творческой, креативной личности;

 - умения принимать нестандартные решения во взрослой жизни;

- успешной реализации  ребёнка в будущем.

(Слайд №17 – видеоролик «Классика для детей – солнышко»)

   

    Творчество увлекательно для всех, и у него есть замечательная особенность – заразительность. Там, где работают увлечённые творчеством педагоги, там растут творческие, одарённые дети.

    Каждый ребёнок уникален! Давайте принимать детей  такими, какие  они есть, со всеми их чувствами и эмоциями.

(СЛАЙД №18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности...

Консультация дл педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"

1.Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.2....