Консультация для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»
материал

Кабалина Татьяна Николаевна

материал для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

                                                                   

                                                                 

                                                         

 

Консультация для педагогов

 «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»

                                                                                                   

                                                                         

                                                 

                                                             Подготовила:

                                                                                     воспитатель Кабалина Т.Н.

Мещерино –1

2021

        Развитие творческого потенциала дошкольников

средствами народного искусства

       Искусство является составной частью духовной культуры и важным средством осознания мира и духовного развития личности. Актуальной задачей современной педагогики является поиск путей для максимальной реализации возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. В них происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и др.).

Как известно, искусство − это высшая форма освоения мира, которая формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире. Это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно - эстетические ценности.

Наибольшей силой педагогического воздействия обладает ядро народного художественного творчества - народное искусство. Оно должно рассматриваться в совокупности двух важнейших аспектов - эстетического и духовно - нравственного. Эстетическое воспитание дошкольников всегда сопрягается с нравственным воспитанием, т.к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями.  

Красота, помимо чисто эстетического своего назначения, выступает еще и как один из регуляторов человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте дошкольники интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности ребенка.  

    Воздействие народного искусства на формирование личности дошкольника следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: утилитарной функцией - изделия, необходимые в быту; праздничной - многие предметы и их украшающие орнаментальные композиции связаны с определенной системой представлений, обычаев, верований; эстетической и т.п. Но в любом случае сохраняется единый принцип: единство человека и его народа, единство традиций и преемственности поколений.

      Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания, художественного развития ребенка, развития его творческого потенциала.

      Народное искусство в основе различных видов художественно-творческой деятельности эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу развития у детей творческого потенциала, мы должны помнить, что это возможно лишь на основе эстетического восприятия. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благодатную почву.

     Другим психическим процессом, имеющим значение для успешного осуществления творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Образность отражения предметов и явлений - главное достоинство. Народное искусство, в котором декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде способствует развитию наглядно - образного мышления ребенка.

     Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой творческой деятельности на материале народного искусства - потребность в общении. Необходимо так организовать работу с детьми, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п. Во время музыкальной деятельности не боялись исполнять произведения, импровизировать.

     Принято выделять несколько базовых компонентов народного искусства:

  • фольклор (устное народное творчество);
  • изобразительное         искусство         (в         т.ч.         декоративно-прикладное искусство);
  • народное праздничное искусство (прежде всего традиции празднования православных дат и праздников годового земледельческого цикла).

Разумеется, все перечисленные компоненты очень тесно переплетены, находятся в состоянии взаимовлияния и взаимопроникновения. Рассмотрим каждый компонент:

        Международный термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX века. Он происходит от английского выражения folk-lore («народное знание», «народная мудрость»). Фольклор - понятие собирательное. Нередко в фольклорных произведениях соединяются элементы различных видов народного искусства - словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Поэтому для обозначения фольклора принято использовать также термин устное народное творчество.  

         Педагогическую ценность русского фольклора невозможно переоценить. Особенно важно, что средствами фольклора воспитание осуществлялось уже с раннего возраста, о чем свидетельствуют богатые традиции поэзии пествования, т.е. материнского фольклора.  

         Материнский фольклор занимает очень большое место в массиве фольклорных произведений, созданных русским народом. М.М. Бахтин определяет материнский фольклор так: «Это произведения, созданные взрослыми для разностороннего общения с маленькими детьми (до 6-7 лет). Такое общение включает развлекательные и воспитательные аспекты. Произведения материнского фольклора побуждают ребенка к физическим действиям (определенным движениям), вызывают интерес к слову и мелодии, будят воображение, доставляют эстетическое удовольствие».

           Материнский фольклор отличается исключительным жанровым богатством и своеобразием. Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Некоторые исследователи относят к материнскому фольклору сказки и загадки (разумеется, ориентированные на детский возраст). В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. Особая педагогическая ценность русского детского фольклора состоит в том, что это самые первые фольклорные произведения в жизни малыша. Они сопровождают ребенка с первых дней жизни, естественно приобщают каждое новое поколение к духовной национальной традиции на том возрастном этапе, когда сам ребенок еще не может быть автором фольклорного произведения. Благодаря ярким, метким прибауткам, пестушкам, колыбельным песням дети впитывают любовь к родному краю, к его культуре и языку буквально «с молоком матери».  

         Великолепное средство воспитания дошкольников - русские народные сказки. В народных сказках мы находим тот самый «добру молодцу урок», основа которого - гордость за свой народ и Отечество. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия русского народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

         Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное – значит, употребляющееся в жизни, декоративное – значит, украшающее жизнь. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Ученые не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии, что особенно присуще работам народных мастеров. Многие произведения, которые содержат все вышеназванные средства народного декоративно– прикладного искусства маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса, творческого потенциала и в руководстве их художественным творчеством. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

В народном декоративно–прикладном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Произведения народного декоративно-прикладного искусства играют важную роль в творческом развитии детей дошкольного возраста: развитии творческого потенциала, способностей, в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.

Пути использования народного декоративно-прикладного искусства различны, выделим наиболее общие из них:

  1. Широкое использование образцов народного искусства (в силу их доступности для восприятия детей) в оформлении интерьера дошкольной организации. К ним относятся дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская, богородская, загорская, вологодская, старооскольская игрушки, изделия с хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписью, вологодское, вятское кружево, роспись посуды (новгородская, псковская), вышивка и ткачество.
  2. Создание образцов на основе узоров народного декоративно-прикладного искусства: использование отдельных элементов для создания дидактических образцов; создание образцов на основе определенного вида народного искусства, когда передаются элементы, цвет, иногда композиция. Используются также дидактические образцы и образцы, в основу которых положены природные мотивы: цветы, листья, ягоды  
  3. Использование народного декоративно-прикладного искусства в качестве образца: влияние близких по содержанию образов (птиц, цветов, барышень) разных видов народного искусства на детский рисунок; обучение декоративному творчеству и формирование детского творчества на основе подлинных предметов определенного вида искусства. Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний. Дети знакомятся с особенностями, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями цветового решения. Так, дымковская роспись отличается от филимоновской, а каким своеобразием характеризуется золотая хохлома…

       В последнее время подчеркивается важность занятием народным декоративно-прикладным искусством в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

В силу своих художественных особенностей народное декоративно-прикладное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для развития творческих способностей у детей.

        Особое место в народном искусстве по праву занимают праздники, ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания, рассмотренные выше: песню, сказку, художественную деятельность и др. Народные праздники изначально были связаны с трудовой деятельностью крестьянства, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями религиозного характера, и составляли так называемый годовой праздничный круг. В настоящее время многие события, изначально генерировавшие возникновение праздника, утратили свое первоначальное значение, но праздничные традиции не исчезли - они трансформировались, дополнились современными элементами. Особое значение сегодня приобретают праздники, имеющие религиозную основу. И это замечательная тенденция, поскольку праздничные традиции православия позволяют новым поколениям юных россиян в увлекательной форме узнать о религиозных, нравственных, мировоззренческих основах жизни их предков. Возрождаются праздничные традиции, связанные с жизнью Иисуса Христа, Божьей Матери, святых. Среди религиозных праздников на первом месте стоят Пасха и Рождество. Наряду с православными, на Руси сохранились и языческие праздники: Масленица, Иванов день и др.  

      Таким образом, в силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для развития творческого потенциала у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....

"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"

Мастер - класс для педагогов детского сада....

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"...

Консультация дл педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"

1.Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.2....