Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"
консультация

Щетинина Аида Алимовна

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства»

Составил музыкальный руководитель МДОУ «Д/с № 8 «Сказка»

Щетинина А.А.

Октябрь 2018 г.

В наше социально-ориентированное время, жизнь человека стала оцениваться мерой успеха. Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная, с помощью движений. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой. Танец тем и прекрасен, что каждый может проявить в нём свою индивидуальность, а осознание и отражение в танце своей уникальности позволяет возвести его в ранг искусства.

Настоящий танец – это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы приобретаем способность легко импровизировать, под любую музыку, мы находим свой стиль не только в искусстве танца, но и вообще в жизни. Через танец можно настраивать себя на позитивное восприятие окружающего мира и людей. Для ребенка танец, то есть движения, - родная стихия. Вот почему занятия танцами должны превратиться в уроки эмоциональной культуры, которые позволят ребенку пережить самые разнообразные чувства.

Танцы – это также отличный способ укрепить свое здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку. В Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В XX веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общение с музыкой и танцем человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал. Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы.

Танец как способ раскрытия внутреннего мира ребенка.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда её чадо преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он – любим. Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Нужно стараться использовать сказочные сюжеты и образы весёлых персонажей, наглядно показывать артикуляционные движения, пальчиковые игры, гимнастику, танцевальные па. Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений.

Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитывать в ребенке хороший музыкальный слух, чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением – через тренировку каждого нового движения малыш развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, каждый шаг в развитии дает органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации. О пользе развития артистизма у детей можно говорить часами. На самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начнет работать абстрактное мышление и образное восприятие мира.

У всех ли детей есть способности к музыке и танцам?

Занятия танцами развивают у детей чувство ритма, активизирует восприятие музыки, улучшают координацию и пластику, формируют отличную фигуру. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении. Наша задача научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Выполнение образного содержания музыкального произведения достигается через точную выразительную передачу посредством движений характера музыки. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачей физического воспитания, они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения.
К музыке приобщить легче, чем к танцам – по крайней мере, здесь нет предпочтений, связанных с полом. Обучение музыке важно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта или танцора из каждого ребенка невозможно, да и не нужно. Занятия музыкой необходимы каждому ребенку, они помогают его общему развитию, помогают сформировать чувство прекрасного, улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.

Все вышесказанное – лишь подготовительный, так сказать, пассивный этап обучения музыке. Но, имея такой внутренний музыкально-слуховой багаж, ребенку будет гораздо легче обучаться музыке в дальнейшем. В независимости от того будет ли ребенок заниматься в музыкальной школе, станет ли он посещать танцевальный класс, все равно развивать у него музыкальность – очень важно, если не сказать – необходимо. 

Начиная отрабатывать с ребенком танцевальные упражнения, учитывается, что музыка обязательно должна соответствовать характеру движения. Дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки, и нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает неудовлетворенности, дискомфорта. Очень важен темп: необходим тот, при котором малыш успешно справляется с упражнением. Когда движение будет освоено, можно ускорить его или изменить, чтобы выработать более искусное движение. Нужно, чтобы ребенок научился слушать музыку и слышать ее, что, кстати, не одно и тоже. 

Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях ритмики.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Основная цель на занятиях ритмикой с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений. Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмикой мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. 

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Развитие творческих способностей.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельности способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. создавая произведения творчества, ребенок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая деятельность ребенка к миру, оценка прекрасного. Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывает в человеке творческую фантазию, оно занимает первое место среди многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т.п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Готовясь к занятию, мы тщательно подбираем музыку для прослушивания. Эту музыку мы предлагаем ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. Иногда просто после прослушивания того или иного отрывка спрашиваем у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы… Самое главное в это время «не спугнуть» их открытость. Очень часто на занятиях мы используем и такой метод: делим ребят на две группы, одна группа – исполнители, а другая – зрители. Для исполнителей дается задание, например, под звучащую музыку, ребята должны представить себе летний день, луг и себя на этом лугу. Кем только они себя не представляют, все зависит от их фантазии, и цветочек, и бабочка, и муравей, несущий соломинку, кто-то видит себя, идущего по лугу и собирающего цветы, ловящего бабочек и т.д. А вторая группа, которая сидит и смотрит, должна догадаться, что они изображают. Затем подгруппы меняются, но задание меняется тоже, теперь это подводный мир или гладь лесного озера. Работая над техническим совершенствованием движения с детьми, мы используем всевозможные образы, например, «пяточки дружат, а носочки поругались» - это первая позиция ног. при постановке корпуса предлагаем «поставить» стакан воды себе на голову, и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду. При объяснении позиции рук, сравниваем их с бутоном тюльпана, как он тянется к солнышку, как открывает свои лепестки, расслабление и напряжение мышц – тряпичные и деревянные куклы и т.д. Или, исходя из обратного, показываем движение и спрашиваем на что это похоже – и нет предела детской фантазии. Также в работе целесообразно использовать танцевальные этюды для отработки тех или иных движений: при отработке прыжков – этюд «комарики», при проучивании присядок – этюд «мячики», для отработки движения по развитию подвижности бедра – этюд «прачки» и т.д. Постепенно задания усложняются и выучив несколько новых движений, детям даем задание составить комбинацию в том или ином характере. 

Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный – эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной веселостью другого и сдержанностью третьего и т.п. представление о танцевальном образе у детей складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Педагог рассказывает детям о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, основные сведения об эпохе, в которую возник этот танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени. Знание этого расширяет и обогащает кругозор детей, дополняют образ, созданный музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства"

Для развития творческих способностей у детей используются различные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства. Хореография является одним из этих видов,способствующая максимальному разв...

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)...

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история,рассказанная с помощью движений....

Консультация для воспитателей «Активизация творческих способностей детей средствами танцевального искусства»

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное о...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства»

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или...