Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)
материал на тему

Файзуллина Лейля Мухаметдиновна

Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvatie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства»

(Из опыта работы)



 По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,

трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.

Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.

Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.

Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.

А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

 

Каковы же задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям?

  1.  Развитие музыкальности:
    - развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

    - развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
    - развитие музыкальной памяти.
  2. Развитие двигательных качеств и умений:
    - развитие координации движений, гибкости пластичности.
    - воспитание выносливости.
    - формирование правильной осанки, красивой походки.
    - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
    - развитие творческого воображения и фантазии.
    - развитие способности к импровизации.
  4.  Развитие и тренировка психических процессов:
    - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
    - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
    - воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

         Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.

         Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.

         Дети 5 -6 лет имеют достаточно разнообразный арсенал  выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.

         В процессе занятий формируются способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.

         В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.

         Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

         Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

      

         Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

         Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.

         Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

         Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию.

         Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.

         Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.

         В процессе обучения я использую несколько методов. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

         Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

         Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

         Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

       

Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не успеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.

         На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.

         Старалась внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.

         Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

         За время наших кружковых  занятий дети заметно изменились: они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям  Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

         Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

         В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.

         Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.

         Занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.       

   И конечно же, не один праздник или развлечение не проходит без интересных и разнообразных танцевальных постановок, таких как «Тимошка», «Танец десантников», «Ха-фа-на-на», «Танец моряков», «Веселая кадриль», «Танец Снеговиков», «Я рисую солнце», «Итек-читеклэр», «Танец Снежинок» и др.

         Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым и радостным!

        

                                     Музыкальный руководитель : Файзуллина Л.М.          

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история,рассказанная с помощью движений....

Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"

Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства»

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"...

"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности" (из опыта работы)

На протяжении нескольких лет  я вела кружок  рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в а...