Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)
материал на тему
Развитие творческих способностей детей посредством танцевального искусства (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства»
(Из опыта работы)
По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват,
трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.
Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. Они служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.
Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.
Поэтому необходимо как можно раньше вовлекать в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику.
Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке.
А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.
Каковы же задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям?
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.
- развитие музыкальной памяти. - Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности.
- воспитание выносливости.
- формирование правильной осанки, красивой походки.
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. - Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии.
- развитие способности к импровизации. - Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. - Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным.
Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» - вызов, задор, усмешка.
Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.
Дети 5 -6 лет имеют достаточно разнообразный арсенал выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.
В процессе занятий формируются способность воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.
В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.
Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.
Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.
Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.
Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и следовательно, способствующая его развитию.
Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.
В процессе обучения я использую несколько методов. Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
Каждое наше упражнение – это какой то образ. Придумывать название начинаю я, а они подхватывают. Иногда я даже не успеваю за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верят во всё это. Верят, что они, в самом деле лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.
На занятиях у нас всегда доброжелательная обстановка. Поддерживаю и поощряю их самостоятельность, осторожно и мягко исправляю их ошибки.
Старалась внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей.
Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
За время наших кружковых занятий дети заметно изменились: они стали пластичнее, мягче. Среди этих малышей появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, - даже в них видна огромная тяга к знаниям Начинаю работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же важна работа над мимикой: открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использую упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В работе с детьми использую разнообразные пособия и игрушки с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений: платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д.
Это даёт возможность максимально разнообразить детские игры и пляски.
Занятия проходят в игровой форме. Дети должны играть! Игра-это великий учитель и педагог всех детей. И именно в игре они познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное.
И конечно же, не один праздник или развлечение не проходит без интересных и разнообразных танцевальных постановок, таких как «Тимошка», «Танец десантников», «Ха-фа-на-на», «Танец моряков», «Веселая кадриль», «Танец Снеговиков», «Я рисую солнце», «Итек-читеклэр», «Танец Снежинок» и др.
Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым и радостным!
Музыкальный руководитель : Файзуллина Л.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-518969-1415387897.jpg)
Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...
«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)
Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-605793-1425989882.jpg)
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.
Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история,рассказанная с помощью движений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-1293023-1606321449.jpg)
Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"
Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-401415-1398535671.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства»
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813340-1473330296.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1363763-1636965343.jpg)
"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности" (из опыта работы)
На протяжении нескольких лет я вела кружок рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в а...