Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"
методическая разработка (старшая группа)

Андреева Татьяна Львовна

Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

поселка Островское Островского района Костромской области

Опыт работы

«Развитие творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений»

 

                                                                     

                                                                              Андреева Татьяна Львовна

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад «Рябинка»                      

 

п. Островское

2019 г.

План описания опыта

  1. Выявление противоречий………………………….…………………… 3
  2. Высказывания выдающихся педагогов – психологов о значении развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений………. 3
  3. Цель опыта………………………….. …………………………………… 5
  4. Принципы деятельности организуемой с детьми………………………6
  5. Содержание, формы и методы работы с детьми……….……………….. 7
  6. Взаимодействие с воспитателями…………………..…………………..12
  7. Взаимодействие с родителями…………………………………………..12
  8. Результаты опыта…………………………………………………………13

 

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и творческого развития ребенка, формируется личность человека.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов, который способствует развитию творческих способностей ребенка. На современном этапе развитие творческих способностей ребёнка является одной из главных задач образовательной деятельности в детском саду.

При организации непосредственно – образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста я стала отмечать, что у детей недостаточно сформирован навык творческих проявлений, необходимых для танцевальных импровизаций, дети часто не владеют своими творческими фантазиями, их умственная деятельность не всегда может выразить или придумать, какой-либо музыкальный образ. Исходя, из своего опыта работы я знаю, что важную роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют танцевально-ритмические движения.    Танцевально-ритмические движения служат делу познания ребенком окружающей действительности, и в то же время, являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.

Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, даёт возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

Я стала задаваться вопросом как помочь детям раскрыть свои творческие способности через танцевально-ритмические движения.

Для решения этой проблемы я решила обратиться к исследованиям известных педагогов и психологов.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б.М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения. 

Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге «Первая встреча с музыкой» утверждает, что творческие способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой. Кроме того, в период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А танцевально-ритмические движения сочетают в себе как творческое развитие, так и развитие физическое. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. Так, например, раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность; хлопки – приветствие, радость; притопы – вызов, утверждение, подзадоривание; «каблучки» -вызов, задор, усмешка.

Замечательное высказывание А. И. Бурениной, автора оригинальной

программы музыкально-ритмического воспитания детей, подчеркивает значимость природного детского воображения: «Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребенка». Действительно, детской двигательной легкости, раскрепощённой, непосредственности можно только позавидовать. Хотя без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений.

Другими словами, искусство танца – это синтез эстетического физического, творческого развития человека. Первоначальные творческие проявления у детей в области танцевально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

Опираясь на эти исследования, я поняла, что необходимо вовлекать детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, танец, ритмику. Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ.

По моим наблюдениям чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Процесс обучения танцевально-ритмическим движениям достаточно трудоёмкий и требует от педагога особенно мастерства и квалификации. Танец – это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости.

Таким образом, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений является актуальным.

Исходя, из вышесказанного я поставила перед собой цель: Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений.

Для достижения поставленной цели я изучила следующую методическую литературу:

  • Е.В. Горшкова «От жеста к танцу».
  • С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика».
  • А.В. Буренина «Ритмическая мозаика».
  • О.А. Апраксина «Музыка в воспитании творческой личности ребенка».
  • Н.М. Амирова, О.П. Власенко, Лунева Т.А. «Осень в гости к нам пришла».
  • М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».
  • М.Б. Зацепина, Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду».
  • М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
  • Ж.Е. Фирилева, Сайкина Е.Г. «Са – Фи – Дансе».

Данные методические пособия помогли мне наметить пути решения поставленной цели. Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи работы:

  • Развивать у детей творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку, творческое воображение и фантазию, способность к импровизации.
  • Развивать у детей способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память.
  • Развивать двигательные качества и умения (координацию движений, гибкость пластичность).
  • Формировать правильную осанку, красивую походку, обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений.
  • Развивать у детей умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.
  • Воспитывать у детей нравственно - коммуникативные качества (умение сопереживать, чувства такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми).

        Решение этих задач позволяет развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, воспитать у них любовь и интерес ко всем видам танцевально-ритмической деятельности. Так как дошкольный возраст благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности. В танце, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров. Зная, что знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и даёт ребенку возможность экспериментировать, творить, создавать самому. Я отметила для себя следующее: связь танцевальных композиций, танцевально-ритмических рисунков, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.

         Но перед тем как приступить к планированию работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений, мною была проведена диагностика детей и анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в развитии творческих способностей их детей. Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений. Данные диагностики показали следующее, из 48 детей старшего дошкольного возраста:

  • низкий уровень развития – 5 детей,
  • средний уровень – 29 детей,
  • высокий уровень – 14 детей.

Исходя из данных диагностики, анкетирования родителей и для успешного осуществления цели и решения поставленных задач составила перспективный план работы. (Приложение № 1).

Работая над развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений, я руководствовалась следующими принципами:

  • Принцип целенаправленности. Я учитывала, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.
  • Принцип систематичности и последовательности. Работу по развитию танцевального творчества вела в определённой системе и последовательности:

первый этап – накопление впечатлений,

второй этап – выражение творческого начала,

третий этап – поиск творческих решений,

четвертый этап – самостоятельная деятельность детей,

пятый этап – индивидуальное и коллективное творчество.

  • Принцип доступности. Я использовала различные формы и методы работы с детьми, проводила интегрированные занятия, использовала ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и т. д.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я старалась для каждого занятия правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; прививать детям интерес к различным видам танцевальной деятельности, развивать их творческие способности.
  • Принцип адаптивности. Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применяла в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
  • Принцип прочности. Я стремилась эффективно реализовать требования принципов, повторять и закреплять полученные детьми знания, формировать у детей умения и навыки и применять их на практике.

Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают, обучаясь искусству танца. Именно поэтому в процессе обучения я использовала несколько методов. 

Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

Начинала работу с детьми с постановки корпуса, рук, ног, что является основой высокой исполнительской культуры. Так же я понимала, как важна работа над мимикой, открытостью взгляда, приветливой улыбкой. Для этого я использовала упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в сердилки, зажигаемся как «лампочки» улыбкой.

Для себя я определила правило: чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 3-4 занятий. Даже если за это время выполнены не все поставленные цели, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

Зная то, что детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Я предлагала детям простые народные и классические танцевальные движения, которые разделила на несколько видов:

  • танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
  • свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
  • комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
  • народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
  • характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
  • детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальс образные движения и другие.

        С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений я использовала разнообразные пособия и игрушки Платочки, ложки, колокольчики, балалайки, шапочки и т.д. Каждое наше упражнение – это какой-то образ. Придумывать название начинала я, а дети подхватывали. Иногда я даже не успевал за их фантазией. Самое удивительное, что они искренне верили во всё происходящее в то, что они лягушата, цапли, ёжики, рыбки и т.д.

        На втором этапе нацеливала детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, например, «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики».

        Этюд «Игра с водой» музыка Ф. Шуберта. Вначале слушали музыку в записи, затем я спрашивала: «о чем может рассказывать эта музыка?», выслушивала их предложения.  «Послушайте ребята, какую сказку рассказала мне эта музыка. Участниками этой сказки можем стать и мы с вами (предлагала детям встать врассыпную лицом ко мне). Однажды погожим утром мы пошли гулять. Солнце светит (поднять голову вверх, слегка зажмурить глаза). Почувствуйте на лице тепло солнечных лучей. Воздух свежий (вздохнуть полной грудью). Но становится жарче (начинаем обмахиваться руками) и вот мы вышли на берег реки. Подошли к краю берега (сделали несколько шагов вперёд). Опустились на колени и погрузили руки в воду. Почувствуйте, какая прохладная, приятная вода, она журчит, струится между пальцами, так и хочется с ней поиграть». Звучит музыка, исполняем первую часть этюда «Игра с водой», обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой. В танцевальном этюде «ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!» совершенствовала у детей выразительность игрового взаимодействия, а также умения перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь деятельность детского творчества, по возможности увеличивается, а обучающие моменты уменьшаются. В качестве приёма предлагала детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда руки опускаются вниз, когда поднимаются вверх и т.д. Затем дети пытались самостоятельно выполнить этюд под музыку. Работу над этюдами, импровизациями вела на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

        Для формирования и развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец, в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце – это последовательность изображаемых событий, происходящих в определённой ситуации. Предварительно провожу работу над образом «лиса», «кошка», «снежинка» и другие, где взаимодействуют разнохарактерные персонажи. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерность персонажей и их общением между собой в соответствии со сложным развитием. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого ребенка самостоятельно искать выразительные движения.

        На третьем этапе учила детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» мы прослушивали в записи русскую народную мелодию. После прослушивания дети придумывали движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяли их в простейший рисунок. Я обращала своё внимание, на выразительность исполнения постепенно подготавливая детей к постановке танца.  

        Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Детям старшего дошкольного возраста очень нравится, что они могут сами сочинять движения, пляски, проявляя при этом все большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра дети с удовольствием сочиняли польку или вальс.

        Из опыта работы я знаю, что языку движений с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.

        В своей работе я придавала большое значение танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Понимала, что умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы для дошкольников непросто. Формируя у детей танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, учила детей критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждало детей к свободе самовыражения, к творчеству. Учитывая, что творческие способности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждого ребенка, поддерживала неуверенных в себе, останавливала тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно уверяла исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.

        Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбирала наиболее оптимальную форму обучения - это игровое общение с детьми. При этом и сама стремилась получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствовал эмоциональному подъему, установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагала детям новый материал, старалась сконцентрировать их внимание, активизировала детей с учётом индивидуальных особенностей. Активизация внимания достигалась за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети следили за моим показом и старались отразить мои действия в движении. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. Я тренировала у детей скорость переключения движений, формировала навыки и умения, развивала слуховое восприятие, все виды памяти (двигательную, зрительную, слуховую) потому как переход к самостоятельности от подражания требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологического раскрепощения. Из своего опыта работы я отмечала, что на первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадривала таких детей, старалась стимулировать их творческую активность, подбирать образные сравнения, характеризующие игровой образ, призывала к уверенности в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми на занятии, определяла те виды упражнений, которые вызывали у детей затруднения. И сразу же показывала их в медленном темпе под счет, использовала приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагала детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получались у детей, то их заменяла их более простыми.

Таким образом, я сделала выводы, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом я не ставила задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигались, кто, как может, главное, чтобы с удовольствием. Например, в игровом занятии «Путешествие в «Играй-город» детям было занимательно и интересно творчески обыгрывать различные задания и упражнения.  Я сама сыграла роль хозяйки города игрушек, а дети придумывали разнообразные творческие задания, например, «тряпичные и деревянные куклы», умение изображать кукол. Все задания отличались выдумкой и фантазией. При проведении таких занятий считаю наиболее эффективным для развития танцевально-творческих способностей применение дидактических игр на развитие творческих способностей.

При проведении интегрированных занятий «Русская ярмарка» дети старшего дошкольного возраста ведут себя живо и непосредственно, это отход от стереотипной структуры обучения. Большое внимание уделяла подготовке развлечений, фольклорных праздников: «Колядки», «Масленица».  На этих праздниках дети испытывали радость собственного творчества, импровизировали, фантазировали, исполняли танцевальные переплясы, разученные ранее.

На занятиях у нас всегда присутствовала доброжелательная обстановка, я поддерживала и поощряла детскую самостоятельность, осторожно и мягко исправляла их ошибки. Я абсолютно уверена, что ругать детей нельзя. Хвалить обязательно! Похвала их поддерживает, а сердитое слово, наоборот, обижает, да и вообще, хвалить ведь гораздо приятнее, чем ругать.

Также воспитывала внимательное отношение друг к другу, умение радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. Работая в данном направлении, я отметила, что танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Так, например, мальчики стали бережно относиться к своей партнерше. Техника исполнения стала пластичнее, мягче. Среди детей появились свои лидеры, у которых получается лучше всех. Но и у тех, кто только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад, уже видна огромная тяга к знаниям.

        Работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевально-ритмических движений проводила в системе с воспитателями, я давала им рекомендации по закреплению танцевальных композиций в разных ситуациях (в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты). Потому что только так постепенно детьми осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставила танцы индивидуально или с подгруппой детей, акцентировала внимание на качестве и выразительности движений.

        Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

Для обеспечения эффективности в своей работе использовала такие средства обучения как музыка, слово, движение, пантомима, танцевально-ритмические композиции, танцевальные спектакли в их единстве. На занятиях использовала технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, комплекты дисков «Ритмическая мозаика», «Ладушки», «Детский праздник», «Инструментальная музыка», «Народная музыка». Звучание этих дисков использую на занятиях и праздниках.

Моим девизом в работе с детьми старшего дошкольного возраста стали слова Айседоры Дункан: «Я всегда говорю детям – смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер колышет ветви деревьев, как он рябит воду. Учитесь движениям у природы. Всё, что природно – естественно»

         Непременным условием для успешного обучения и воспитания является танцевальная развивающая предметно – пространственная среда. Мною тщательно продуман и подобран наглядный, практический, дидактический материал. Музыкальный зал оборудован современными техническими средствами: атрибутами, костюмами для яркости выступлений, переносной магнитофон для использования в группах. Всё это дает возможность детям проявлять свои творческие способности посредством танцев. Воспитатели используют речевые, музыкально – ритмические игры, игры для развития творчества в непосредственно – образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми в режимные моменты, так же применяют творческие задания, упражнения, в том числе, физкультурные минутки.

Успешное развитие творческих способностей дошкольников может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, я старалась убедить родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, консультировала их «Нужен ли танец малышу». (Приложение №2). На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье.

Работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танца считаю успешной, потому что на занятиях, праздниках и в повседневной жизни дети получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня – это не только правильность выполненных заданий, а то возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку. Чтобы отследить результат проделанной работы я провела диагностическое обследование детей. Проводя диагностику всегда помнила, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и моя задача - бережно относиться к этому процессу. Проведенная диагностика, позволила сделать вывод, что на конец 2020 года детей с высоким уровнем развития – 19, со средним уровнем развития– 29. Дети с низким уровнем развития отсутствуют. Дети стали проявлять интерес к танцу, самостоятельно импровизировать под музыку. Начали замечать, что образ, какого-либо сказочного персонажа, животного можно изобразить пластически. Мои наблюдения показали, что дети стали намного собранные, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Педагоги заметили, как дети стали активнее, легко исполняют танцевальные движения, фантазируют, сочиняют танцевальные миниатюры. Результаты анкетирования в конце учебного года показали, что родители одобрили мой опыт работы с детьми.  

Положительным результатом своей работы считаю, что мои воспитанники могут принимать участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых на районном уровне. Их выступления не остаются незамеченными.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы:

  • дети научились самостоятельно импровизировать под музыку разных ритмов;
  • дошкольники проявляют творчество в выразительном исполнении танцевальных композиций различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях в повседневной жизни;
  • у ребят появилось желание придумывать элементы движения к танцам, элементарные рисунки танца;
  • дети творчески передают действия персонажей в танцевальных миниатюрах, этюдах, с удовольствием перевоплощаются в различные образы;
  • с помощью родителей, воспитателей ребята изготавливают атрибуты и костюмы к танцам;
  • дошкольники выполняют творческие задания с выдумкой и фантазией;
  • заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять больше внимания друг к другу.

Вывод: проведенная мною работа по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях посредством танцевально- ритмических движений достаточно эффективен.

Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми танцевально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

В перспективе работы считаю необходимым:

  1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста как условие успешной социализации воспитанников».
  2. Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию.
  3. Создание долгосрочного проекта «Правильная осанка – залог успеха».
  4. Распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района.

Приложение № 1

Перспективное планирование работы по развитию способностей детей старшего дошкольного возраста по хореографии.

Программное содержание

Материал

Сентябрь - октябрь

1.Музыкально-ритмические навыки:

- учить ритмично, двигаться в соответствии с различным характером музыки;

- отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения;

- слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты;

- закреплять навык двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.

2. Навыки выразительного движения:

- ходить и бегать ритмично, ходить спокойным и бодрым шагом и с высоким подъемом ног.

- скакать с ноги на ногу;

- легко, свобрдно выполнять прямой галоп;

- развивать навыки пружинящего движения;

- в прыжке поочередно выбрасывать ноги вперед;

- делать шаг на всей стопе с продвижением вперед и с кружением;

- закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и на пятку;

Игровой танец:

«Парная пляска»

«Танец утят»

"Паровозик"

Марш «К праздничному шествию»

Сценический танец:

«Осенний вальс»

«Веселые грибочки»

«Танец с корзинками»

Инсценирование:

«Лужа»

Полька «Шалунишки»

«Раз, два, три»

«Жили у бабуси»

Ноябрь - декабрь

1.Музыкально-ритмические навыки:

- начинать движение после вступления;

- различать музыкальные фразы и передавать это в движении;

- передавать хлопками простой ритмический рисунок;

2. Навыки выразительного движения:

- упражнять в спокойном шаге, шаге с высоким подъемом ног, легком поскоке, беге.

- повторять прыжки на двух ногах с продвижением вперед;

- самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и расширять круг; соблюдать расстояние между парами, двигаясь по кругу; добиваться непринужденных плавных движений рук; улучшать качество исполнения знакомых плясовых движений.

Игровой танец:

«Полька-шутка

«Круговой марш»

«Губки бантиком»

Сценический танец:

«Лесная полька»

«Под Новый год»

"Танец тигров"

"Дрессированные собачки"

«Воздушные гимнастки»

Инсценирование:

«Куклы»

"Снеговики"

«Вальс цветов»

«Клоуны»

Январь – февраль

1. Музыкально-ритмические навыки:

- учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки;

- закреплять умение отмечать хлопками ритм;

- закреплять умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу;

2. Навыки выразительного движения:

- продолжить учить легкому поскоку, бегу с высоким подъемом ног;

- учить выполнять приставной шаг с приседанием, полуприседанием с выставлением ноги на пятку;

- закреплять умение ритмично двигаться прямым галопом;

- учить кружиться на поскоке в парах,

- повторить мягкий пружинистый шаг;

- придумывать движения в соответствии с характером музыки;

Игровой танец:

«Мы едем, едем»

«Если добрый ты»

хоровод «Россия»

Сценический танец:

«Птицы белые»

«Камаринская»

Инсценирование: песня «Бабушка»

«Цветные горошины»

Март - апрель

1. Музыкально-ритмические навыки:

- упражнять в умении двигаться в соответствии с темпом музыки;

- передавать в движениях смену частей музыки;

2. Навыки выразительного движения:

- творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях;

- учить высокому бегу;

- продолжить учить двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;

- познакомить с отдельными простейшими движениями русского танца;

- учить приставному шагу с приседанием;

- закреплять знакомые плясовые движения;

Игровой танец:

«Русские матрешки»"

Вальс «Тучи в голубом»

Сценический танец:

«Аист на крыше»

«Настоящий друг»

«Спортивный танец»

«Цветущий мир»

Май

1.Музыкально-ритмические навыки:

- закреплять ранее полученные навыки, следить за осанкой (во время ходьбы не опускать голову, спину держать прямо)

- совершенствовать умение ритмично ходить, высоко поднимать ноги, подскоки, танцевальный бег;

2. Навыки выразительного движения:

- закреплять умение ориентироваться в пространстве, использовать элементы знакомых танцевальных движений в свободных плясках;

Игровой танец:

«Мой веселый звонкий мяч»

«Воробьи и кошка»

«Ходит Ваня»

Сценический танец:

 «Танец пчелок и бабочек»

Игровой танец:

«Погуляем»

«Хочу - не хочу»

Приложение №2

Консультация для родителей на тему:

«Нужен ли танец малышу?»

В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель занятий – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

  • Развитие музыкальности.
  • Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
  • Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
  • Развитие музыкальной памяти.
  • Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
  • Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
  • Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
  • Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
  •  Развитие способностей фантазии и импровизации.
  • Развитие и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Для этого мной разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как "Паровозики", "Пингвины", "Котята", "Лягушки" и т.д.

Помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, разработана методика «Музыкальная ритмика» для детей дошкольного возраста. Танцевальные движения и музыкальные попевки очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, паузы и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым, способствуя развитию пластики, гибкости, создания гармонии в творческом процессе. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении, и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

На занятиях используется наглядный материал (карточки из творческой лаборатории), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях   использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, я чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение занятия, а также включаю индивидуальные репетиции. Я пришла к выводу, что «Музыкальная ритмика» способствует более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

Вместе стараемся вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений.  Совместно с детьми придумываем способы воплощения и передачи увиденного, и даю возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется.  На прослушанное музыкальное произведение, попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ. Учимся понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и движениях свои наблюдения, предметы – живые или неживые.

Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Методические рекомендации:

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с воспитателями, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.

Помните, что в течение года есть критические периоды, когда быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

 

Практические рекомендации:

В качестве примера приведу игровую ситуацию-импровизацию «Подснежник». Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Я предлагаю детям представить, что они находятся под землей, они -  корни подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу. Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон. В процессе импровизации используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

Развитие активного творческого воображения у детей хорошо осуществляется с помощью игр-путешествий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе с взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

Что мы вам советуем? Конечно, чаще слушайте с ребенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами получаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большей степени зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы малыш слушал произведения истинного искусства. Начинайте с приобщения ребенка к слушанию веселой музыки, мелодий, сыгранных на металлофоне. Дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Пойте малышу при каждом удобном случае: при умывании, одевании, на прогулке. Приобретите некоторые музыкальные инструменты. Научите ребенка не только пользоваться ими, но и исполнять различные по динамике звуки.

Не меньшей популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:

У меня есть кукла Катя,

Я ее люблю.

Приглашу ее на танец,

С нею попляшу.

Под веселый припев выполняют следующие движения:

Ножкой топ-топ-топ,

Ручкой хлоп-хлоп-хлоп.

А потом прыг-прыг,

Закружились вмиг.

Регулярные занятия в детском саду и закрепление навыков танцевального искусства дома результаты создают и укрепляют мышечную ткань, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику ребенка. Умение двигаться в такт музыке, иметь навыки актерской выразительности приводит к формированию творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе хореографии, то есть танцевального творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

·        Актуальность проблемы развития детского творчества, взгляды философов, психологов на данную проблему·      Условия, необходимые для...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Опыт работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

           Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ...

Педагогический опыт работы "Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности"

В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театра...

Опыт работы" РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ"

Опыт работы"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста  посредствам нетрадиционного рисования"...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...