" Ты- слушатель"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сапожникова Наталья Владимировна

Открытое занятие по риторике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ty_slushatel.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по риторике

Тема: «Ты- слушатель»

Цели:

- учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то, что нам говорят);

- способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;

- содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Оборудование:  магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З.И.Курцева), ребус, кукла Буратино, книга «Золотой ключик, или приключения Буратино», ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.

Ход занятия

Начинаем наше занятие с речевой разминки:

1. Речевая разминка.

Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку:

Ши – ши - ши!

Ты напрасно не спеши!

Ри – ри –ри !

Лучше четко говори.

-Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.

- Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? ( нужно быть внимательным и внимательно слушать.)

2. Узнаем новое.

- Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов: слышать и слушать.

Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.

- Что мы можем слышать?

- А что значит внимательно слушать?

Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все, что нам говорят.

- Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете).

Значит вы – слушатели.

- А когда вы говорите, то вы  - кто? (говорящие).

Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.

Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем

а) Работа по тетради.

- Открываем свои рабочие тетради на с. 46

Занятие называется « Ты – слушатель» (читает ребенок)

Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.

- Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)

Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.

- Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)

- Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)

- Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?

-А можно ли перебивать говорящего человека?

-Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор.

- Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.

- Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)

б) Разгадывание ребуса.

- Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.

- Как кричит ворона? (Кар!) Записываем на доске: « кар».

- Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк). Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? ( Две последние). Что осталось? (Та). Соединим два слога. Что получилось? (кар-та).

- Что же у капитана за спиной? (Карта). Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).

в) Разгадывание поговорки.

- Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. (Поговорка звучит так: в одно ухо влетело, в другое – вылетело).

- О ком так говорят: в одно ухо влетело, в другое – вылетело? ( Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)

- Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?

г) Физкультминутка.

- Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.

Есть забавная игра.

Слушать нужно детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышав цифру «три»-

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «четыре»,

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «пять»,

Нужно двигаться опять.

Назову я цифру «шесть»-

Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)

д) Работа по тетради.

-Ребята, отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... (Буратино)

-Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.

- Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки « Золотой ключик, или приключения Буратино»)

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах:

-Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как  вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)

Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?

- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик!..

Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».

- Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.

- Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба). Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.

е) Дыхательная гимнастика (Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя: Бу-ра-ти-но!)

3. Итог.

Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то, что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).

- А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.

И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

                             (Ю. Тувим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос

Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Современные образовательные технологии в ДОУ».

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Совре...

Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)

Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...

Открытый просмотр для слушателей курсов повышения квалификации - занятие по ФЭМП "Теремок"

Занятие по ФЭМП " Теремок" было приготовленно для открытого просмотра слушателей курсов повышения квалификации. Участвовали дети возраст 4-5 лет. Занятие предназначенно для групповой работы на занятии...

«В гостях у сказки» (Открытое занятие в старшей группе для слушателей выездных курсов Республики Мордовия)

Интеграция образоваельных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».Задачи:-Развивать познавательную активность ...