Конспект занятия-экспериментирования "Пластичная глина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Троицкая Евгения Александровна

Развивать умение анализировать, делать выводы и обосновывать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastichnaya_glina.docx70.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения опыта

Тема: Пластичная глина.

Задачи:

1. Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими  материалами (песок, камень).

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения.

3. Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Методы: экспериментирование, мозговой штурм, моделирование, работа в парах.

Оборудование:  глина, песок, камни,  материал и оборудование для проведения опытов, карточки – схемы, сводная таблица.

Связь с другими видами деятельности: знакомство с дымковской игрушкой, лепка и роспись игрушек из глины, работа с глиной в плоскостных техниках.

Ход занятия.

В:  Сегодня я  предлагаю вам рассмотреть и сравнить между собой камни, песок  и глину. Как вы думаете, какой материал прочнее?

Д: Камень самый прочный. Глину можно разорвать, размять. Песок рассыпается на мелкие песчинки.  

Воспитатель надавливает пальцем на камень,  потом на кусок глины.

        Что вы видите?

Д: В глине получилась яма. На камне ничего не осталось. В сухом песке тоже получилась яма, но она засыпается песчинками, не держит свою форму.

В: Что прочнее?

Д: Камень.

В: Можем мы сравнивать камень, песок  и глину по прочности?

Д: Нет. Камень не мнется, если на него пальцем нажимать, а глина мнется. Глина мягкая, а камень твердый. Песок рассыпается на мелкие твердые песчинки.

В: Молодцы. Вот вы как уже хорошо разобрались в свойствах разных веществ. Да, камень тверже глины. Зато глина пластичная. Какое слово похожее вы знаете?

Д: Пластилин.

В: Да. Пластичность, пластика означает лепка. И из глины, и из пластилина можно лепить. Как вы лепите из глины?

Д: Мы берем мокрую глину и мнем ее руками. Потом лепим, что хотим.

В: А что потом с вашими поделками происходит?

Д: Они засыхают и становятся твердыми. Их можно раскрашивать.

В: А если вам не понравилась поделка, можно ее сломать и слепить новую?

Д: Нет. Глина стала твердой как камень. Ее можно только расколоть. Она хрупкая становится.

В: Молодцы. Все правильно. Но чтобы глина не засыхала, в нее добавляют другое пластичное вещество – воск. Получается пластилин.

В: Как вы думаете, если мы сделаем 2 поделки – из глины и из песка -  какая из них окажется прочнее? (предположения детей).

Воспитатель предлагает детям слепить 2 кирпичика из глины и песка (в спичечных коробках), высушить, сравнить, какой быстрее высох, какой прочнее – что случилось с кирпичиком из песка?

Дети формулируют вывод:  из сырой глины, в отличие от песка, можно лепить. Поделки получаются прочными, держат форму. Камень – непластичный материал, из него лепить нельзя, можно только создавать поделки способом склеивания или  вытачивания из целого куска.

Воспитатель подводит итог занятия, обобщает выводы детей.

Итоги экспериментирования заносятся в таблицу.

камень

+

-

-

+

песок

-

..…

+

-

+

глина

- +

+

+

+

Игра «скажи наоборот» (свойства веществ):

Мягкий – твердый

Холодный – горячий

Гладкий – шершавый

Цветной – бесцветный

Вкусный – безвкусный (невкусный)

Легкий – тяжелый

Громкий – тихий

Звонкий - глухой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по лепке"Знакомство с глиной"

познакомить детей с глиной в разных состояниях,обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств.  Выработать ...

План - конспект (лепка из глины, вторая младшая группа) на тему: "Угощение для друзей ёжика"

Изобразительная деятельность. Конспект НОД по лепке из глины  для детей младшего дошкольного возраста  по закреплению освоенных способов лепки и приемов оформления поделок отпечатками....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....