Проект "Народная кукла"
проект по теме

Сухарева Светлана Николаевна

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_kukla.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

Авторы проекта:

Шаврина Елена Владимировна

старший воспитатель,

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

2014-2015 учебный год

-1-

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж  с 12 лет: «молодуха»  тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

                     

-2-

Актуальность:

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

 Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

-3-

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов  –  изготовление тряпичной куклы

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

 ноябрь – декабрь 2014г.

Участники проекта:

 педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:

                                     старшая группа №1 - «Колокольчик»;

                                     подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;

                                     средняя группа №3  – «Пасхальная голубка»;

                                     II младшая группа №4 -  «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;

                                     средняя группа №5 – «Желанница»

                                     подготовительная группа  №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»

Социальная значимость проекта:  

направлен на расширение духовно – нравственного опыта  детей  дошкольного возраста.

Вид, тип проекта:

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект  построен на основе главных методических принципов:

-учет возрастных особенностей детей;

-доступность материала;

- постепенность его усложнения.

-4-

Цель проекта: 

  • установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка;
  • создание своей коллекции тряпичной народной куклы в каждой возрастной группе

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.        

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол  детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта:  организация  выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста

-5-

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

 для воспитанников:

  формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

-6-

2.План  реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ресурсы

Ответственный

Сроки

проведения

Подготови

тельный

Цель:

 накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме.

Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми.

Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Организационные:

Распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Старший воспитатель.

 2– неделя

ноября

Организационный

Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

  • создание экспозиции в музее ДОУ;
  • разработка содержания занятий с детьми: «История  народной тряпичной куклы»;
  •  Подбор информации в книгах, журналах, в интернете ;
  • Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, во что играли»;
  • Поделка  народных тряпичных кукол творческих работ родителей и детей.

Организационные:

воспитателей.

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Старший воспитатель, воспитатели

3 – неделя

ноября

Формирую-щий      

Цель:

создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать  творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению  творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Проведение занятий с детьми и родителями. Беседа, рассматривание разных видов валенок;

  • Чтение художественной литературы:

 «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка»,

«Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла»,

норвежской сказки «Куколка в траве». 

  • Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле .

Организационные:

Сотрудничество с родителями.

 Научно-методические:

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

Художественная литература, стихи, загадки,  

потешки, частушки.

Материально-технические:

Музыкальное сопровождение:

нотный материал и аудио записи   русских народных песен, танцев и игр.

Музыкальный руководитель,

старший воспитатель, воспитатели.

1-2 неделя  декабря

Итоговый

Презентация проекта,  проведение совместного развлечения с детьми и родителями «Выставка русская народная тряпичная кукла».

Материально-технические:

Декорации, костюмы, реквизит, художественное оформление музыкального зала, выставка детских работ: аппликация,     рисунки, совместные работы детей и родителей

Фотоаппарат, фортепиано, диски, аудио кассеты, музыкальный центр.

Музыкальный руководитель,

воспитатели,

 3 неделя декабря

-7-

Диагностическая карта уровня развития детей в рамках проекта

«Русская народная тряпичная кукла»

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки интегративных качеств в рамках проведения проекта.

Дата проведения: __________________

Содержание

Список детей

Итоговый результат

Саша  Ж.

Карина

Коля М.

Даша И.

Оля П.

 Егор К.

1

Проявляет интерес к теме проекта, охотно воспринимает новую информацию

2

Охотно участвует в коллективных наблюдениях, играх.

3

 Может рассказать об истории русской тряпичной игрушки, её названии, изготовлении.

4

Отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности.

5

Участвует в акциях и мероприятиях вместе со взрослыми.

-8-

Критерии оценки

 3 балла. Высокий результат:

- проявляет интерес к теме проекта, охотно воспринимает новую информацию;

- охотно участвует в коллективных наблюдениях, играх;

- подробно, с интересом рассказывает об истории русской народной тряпичной игрушки, её названии, изготовлении;

- отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности;

- участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

2 балла. Средний результат:

- проявляет слабый интерес к теме проекта, новую информацию усваивает частично;

- с переменным интересом участвует в коллективных наблюдениях, играх;

- может частично рассказать об истории русской народной тряпичной игрушки, её названии, изготовлении;

- отражает тему национальных традиций в некоторых видах продуктивной деятельности;

-  неактивно  участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

 1 балл. Низкий результат:

-  не проявляет интерес к теме проекта, не  воспринимает новую информацию;

- не принимает  участие в коллективных наблюдениях, играх;

- не может рассказать об истории русской народной тряпичной игрушки, её названии, изготовлении;

- не отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности;

-  не участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

                                     

-9-

                                                                                                                                                                     Приложение №1.

 

Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

***

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

Приложение №2.

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

 Игра-хоровод «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

 

Список литературы:

  1.  Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.  
  2.  Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова /  – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Е. П. Панкова/ – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. - (Серия «Дошкольное воспитание и развитие»).

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры  [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

5. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

6. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

7.Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

8. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

9. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

11. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

12. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

13. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.

14. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.

Детская литература

15. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

16. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

17. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

18. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

19. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

Электронные (интернет) ресурсы

20. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

21. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

22. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

23. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

24. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

25. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

26. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

27. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

28. Славянские куклы: www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....