Дополнительные услуги. "Комната- доктор"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Король Елена Викторовна

  

Пояснительная записка

            Рабочая учебная программа дополнительных образовательных услуг учебного курса «Комната-доктор» (психолого-логопедические занятия) составлена в соответствии с требованиями обязательного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенность программы

           Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop.zanyatiyam.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1                             Телефон/факс: (495) 354-90-29

e-mail: spo-28@edu.mos.ru

mok.mskobr.ru

   ОГРН 5147746103588 ИНН/КПП 7723920242/772301001

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

___________ Н.М. Снопко

«20» февраля 2014 г.

Рабочая учебная программа
дополнительных образовательных услуг

Учебный курс

«Комната- доктор»

Москва, 2014 год


ОДОБРЕНА

Руководитель

структурного подразделения № 7

____________ Н.Н. Потанина

Организатор

 дополнительного образования

____________М.Г. Богач

Разработчик (составитель)

_________________Ларина Е.В.

_________________Гетман Н.А.

_________________Король Е.В.

Протокол №_____ от _______________

                                        Составлена

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

Пояснительная записка

            Рабочая учебная программа дополнительных образовательных услуг учебного курса «Комната-доктор» (психолого-логопедические занятия) составлена в соответствии с требованиями обязательного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенность программы

           Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

   Программа рассчитана на занятия с воспитанниками  логопедических групп в объеме 16 часов.

   Обучение происходит в специально-оборудованном кабинете – сенсорной комнате.

   Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, получаемых в процессе обучения, осуществляется путем проверки выполнения практических заданий на каждом занятии.

  Программа состоит из 2 блоков:

  1. Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки»/ Программа  «Пальчиковая гимнастика».

   2. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

        

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО КУРСУ " Комната-доктор" (психолого-логопедические занятия)

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Блок – Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки»/ Программа  «Пальчиковая гимнастика»

8

0

8

2

Блок –  Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате

8

0

8

Всего

16

0

16

Содержание учебного курса

  1. Блок – Модифицированная программа по логоритмике «Лопотушки»/ Программа  «Пальчиковая гимнастика»

Программа  «Пальчиковая гимнастика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создать условия для развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координировать работу рук со зрительным восприятием, творческой активности, пространственного мышления, фантазии;

-формирование навыков исполнительского мастерства, умения воплощать свои идеи в художественный образ;

 -воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Оригами.
  3. Графические упражнения.
  4. Игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” обучающиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, умение создавать художественный образ своего изделия, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия, овладение нормами этики и поведения.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Личностные:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-мотивационная готовность к учебной деятельности.

Регулятивные:        

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-применять установленные правила в планировании способа решения;

-адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

-выделять параметры объекта, существенные признаки;

-устанавливать аналогии;строитьрассуждения;обобщать.

Коммуникативные:        

-испытывать потребность в общении;

-позитивно относиться к процессу сотрудничества;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

-строить монологическое высказывание;

-слушать собеседника.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.

Оригами

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная); проволока; вторичное сырье; фольга; нитки; пуговицы.

Оборудование: счетные палочки; ленты; шнурки; шаблоны; образцы готовых изделий; массажные мячики; су-джок.

Наглядные пособия: презентации; иллюстрации; муляжи; игрушки; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок.

Дидактические материалы: детская художественная литература; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.        Введение. Гимнастика для пальчиков. Разучивание стихов и считалок.        

2.        Упражнения для кончиков пальцев. Оригами. Изготовление мордочки собаки.        

3.        Разные движения пальцами. Игры на развитие воображения. Оригами. Изготовление мордочки кота.        

4.        Упражнения для запястья. Оригами. Самолет.        

5.        Упражнения для ладоней. Волшебные узелки.

6.        Упражнения для подушечек пальцев. Оригами. Соловей.        

7.        Составление из пальцев различных фигур. Знакомство с геометрическими фигурами.        

8.        Гимнастика с учебными предметами. Развитие памяти и воображения средствами оригами.        

9.        Составление из пальцев различных фигур. Изготовления цветка из проволоки.        

10.        Выполнение фигурок из палочек. Рассказывание историй руками.

  1.  Блок – Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.  Сенсорная комната - это организованная особым образом  окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитание полноценных граждан, здоровых физически и психически, с дастаточными адаптационными возможностями, что необходимо в их дальнейшей (взрослой) жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и   психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной    активности;   повышение психической активности   за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения  и творческих способностей детей, коррекцию психоэмоционального состояния.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ноябрь


             
Занятие № 1

1. Знакомство с волшебной комнатой. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

•        подвеска «Веселки».

2. Игра-путешествие:

•        малый бассейн с водой;

  •    в напольные сенсорные дорожки;

•        ребристый мостик;

  •    балансировочная дорожка.

3. Игры:

•        центр, развивающий активность;

•        запутанная спиралька;

•        двойная запутанная спиралька; в центр спокойных игр;

•        центр тактильности;

•        куб «Твизлер»;

•        аквалампа.

4. Релаксация «Отдых в лесу»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие;

•        зеркальный шар.

5. Ритуал окончания занятия. Игра «Прощание с веселками».

Занятие № 2

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

•        напольные сенсорные дорожки.

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»:  балансировочная дорожка.

4. Игра с водными игрушками и калейдоскопом:

•        центр, развивающий активность.

5. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Радуга»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие;

•        зеркальный шар.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 3

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Мокро – сухо»:

•        малый бассейн с водой.

3. Упражнение «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.
             4. Игра «Прокати шарик»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови»:

•        двойная запутанная спиралька.

6. Игры в центре тактильности.

7. Игра «Море шариков»:

•        сухой бассейн.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие Ns 4

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Кто за кем?»:

• напольные сенсорные дорожки.

3. Упражнение «Прыжки на батуте».

4. Игры с водяными игрушками:

•        центр, развивающий активность.

5. Игра «Найди по цвету».

6. Упражнение «Мой любимый цвет»:

•        аквалампа.

7. Релаксация «Отдых на море»:

в мягкое напольное и настенное покрытие;

•        мягкий остров;

•        зеркальный шар.

8. Ритуал окончания занятия.

Декабрь


         
Занятие № 5

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Обезьянки»:

•        зеркало.

3. Игра «Клоуны »:

•        зеркало.

4. Игра «Веселая зарядка»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие.

5. Игра «Камень - звезда»:

•        мягкое напольное и настенное покрытие.

6. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 6

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки.

3. Игра «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

4. Игра «Через пропасть»:

•        куб «Твизлер».

5. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

•        балансировочная доска.

6. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 7

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки;

•        малый бассейн с водой.

3. Игра «Прогулка по четырем временам года»:

•        балансировочная доска.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий:

•        центр спокойных игр.

5. Игра «Найди и покажи»:

•        центр спокойных игр.

6. Релаксация «Отдых у водопада».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 8

1. Ритуал начала занятия.

2. Рассказ «Как побороть страх».

3. Беседа о страхах.        

4. Упражнение «У страна глаза велики».

5. Изотерапия «Рисуем свой страх».

6. Упражнение «Уничтожим свой страх».

7. Упражнение «Ха!».

8. Ритуал окончания занятия.

Январь


         
Занятие № 9

1. Ритуал начала занятия.

2. Беседа.

3. Игра «Путешествие по лабиринту»:

•        куб «Твизлер».

4. Игра-путешествие:

•        сенсорные напольные дорожки.

5. Игра «Будь внимателен»:

•        растение-фонтан.

6. Релаксация «Отдых в лесу».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 10

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Кто за кем?»:

•        сенсорные напольные дорожки.

3. Игра с водными игрушками «Надень кольцо»:

•        центр, развивающий активность.

4. Упражнение «Прокати и поймай шарик»:

•        запутанная спиралька.

5. Упражнение «Пройти по лабиринту»:

•        куб «Твизлер».

6. Игра «Солнечный зайчик»:

•        зеркальный шар;

•        проектор.

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 11

1. Ритуал начала занятия.

2. Тренинг творческих тактильных восприятий:

•        центр спокойных игр.

3. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

4. Игра «Упрямая подушка»: в мягкие подушечки.

5. Упражнение «Море шариков»: в сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на Море».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 12

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Пройди по дну ручья»: малый бассейн с водой.

3. Игра «Быстро - медленно»:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Упражнение «По следам»:

•        балансировочная дорожка.

5. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

6. Упражнение «Танец шариков»:

•        аквалампа.

7. Релаксация «Летняя ночь».

8. Ритуал окончания занятия.

Февраль

 Занятие № 13

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Отгадай настроение»: зеркало.

З. Упражнение «Узнай звук»:

•        набор «Узнай звук».

4. Игра на воображение: этюд «Холодный твердый лед», этюд «I'орячий пирожок».

5. Этюд «Ежик», этюд «Маленький котенок».

6. Игра е3вездный зайчик».

7. Релаксация «Отдых в волшебном лесу».

8. Ритуал окончания занятия.        

Занятие № 14

1. Ритуал начала занятия. 2. Игра «Тепло - холодно»:

•        малый бассейн. 

3. Игра-путешествие:

  • напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Наблюдай, слушай»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Где, какого цвета шарик?»:

        двойная запутанная спиралька.
              6. Упражнение «3накомство с цветом»:

•        аквалампа.

7. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 15

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»: зеркало.

3. Игра «Кто за кем?»:

•        сенсорньre напольные дорожки.

4. Упражнение «По кочкам»:

•        балансировочная доска.

5. Игра «Прокати и поймай шарик»:

•        запутанная спиралька;

в двойная запутанная спиралька.

6. Игра «Улыбка».

7. Релаксация «Бабочка».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 16

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Найди и покажи»:

•        центр тактильности.

3. Прыжки на батуте.

4. Игры на воображение:

•        сухой бассейн.

. 5. Упражнение «Мой шарик»:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Рыбка».

7. Ритуал окончания занятия.

Март


       
Занятие № 17

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Угадай настроение»:

•        зеркало.

3. Беседа о «цветах» настроения.

4. Изотерапия «нарисуй цвет своего настроения».

5. Цветотерапия:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Радуга».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 18

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.

3. Игра-путешествие:

•        напольные сенсорные дорожки.

4. Игра «Через речку»:

•        ребристый мостик.

5. Игры на снятие агрессивности: «Уходи, злость, уходи!»:

•        сухой бассейн.

6. Упражнение «Кто быстрее?»:

•        куб «Твизлер».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 19

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Клоуны»:

•        зеркало.

3. Упражнение «Лабиринты»:

•        rcy6 «Твизлер».

4. Прыжки на батуте.

5. Игра «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

6. Игра «Мой любимый запах»:

•        ароманабор.

7. Релаксация «Летняя ночь».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 20

1. Ритуал начала занятия.

2 Сказкотерапия:

•        растение-фонтан.

3. Игра «Найди и покажи»:

•        центр тактильности.

4. Игра «Угадай предмет»:

•        центр спокойных игр.

5. Игра «Дыши и думай»:

•        сухой бассейн.

6. Релаксация «Волшебный сон».

7. Ритуал окончания занятия.

Апрель

Занятие № 21

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Быстро - медленно»:

•        сенсорные напольные дорожки;

•        ребристый мостик.

3. Игра «Четыре стихии»:

•        балансировочная дорожка.

4. Игра «В сказочном лесу»:

•        растение-фонтан.

5. Сказкотерапия:

•        растение-фонтан

6. Упражнение «По лабиринту с закрытыми глазами»:

•        куб «Твизлер».

7. Релаксация «Радуга».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 22

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Тепло - холодно»:

•        малый бассейн.

3. Игра «Кто за кем?»:

•        сенсорные напольные дорожки.

4. Тренинг творческих тактильных восприятий.

5. Цветотерапия:

•        аквалампа.

6. Релаксация «Летняя ночь».

7. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 23

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Обезьянки»:

•        зеркало.

3. Упражнение «Опиши предмет»:

•        центр спокойных игр.

4. Игра «Прокати и пойми»:

•        запутанная спиралька.

5. Игра «Слушай и лови!»:

•        двойная запутанная спиралька.

6. Упражнение «Мой страх исчезает».

7. Релаксация «Волшебный сон».

8. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 24

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Мокро - сухо»:

•        малый бассейн с водой.

3. Игра «Птички у водопада»:

•        растениё-фонтан.

4. Игра на развитие воображения.

5. Упражнение «Море шариков»:

•        сухой бассейн.

6. Релаксация «Отдых на море».

7. Ритуал окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у доктора Айболита". Развлечение ко Дню здоровья для детей младшего дошкольного возраста

Это развлечение для младших дошкольников я проводила на прощадке около детского сада. Этот сценарий можно адаптировать для музыкального зала. Праздник не требует предварительной подготовки с детьми....

Проект " Будь здоров без докторов"

Разработка проекта в старшей группе " Будь здоров без докторов"...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Советы доктора Айболита"

Развлечения детей 1младшей группы  По теме «Советы доктора Айболита» ...

Учебно-методическое пособие "Ростовая кукла "Доктор Айболит". Картотека дидактических игр и бесед с доктором Айболитом для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Ростовая кукла «Айболит» Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через различные виды деятельности посредством театрализации.Задачи:- развивать игровые, познавате...