Статья
статья на тему

Мутто Ирина Андреевна

Нетрадиционные формы рисования в группах детей от 2-х до 3-х лет

 детского сада №390 Московского района Санкт-Петербурга

опыт педагога первой категории Мутто Ирины Андреевны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы рисования в группах детей от 2-х до 3-х лет

 детского сада №390 Московского района Санкт-Петербурга

опыт педагога первой категории Мутто Ирины Андреевны

Педагогика и творчество неразрывно связаны, ведь дети легко и охотно познают новое через музыку, танец, стихотворение... Существенную роль в развитии ребенка играет рисование. Еще В.М. Бехтерев относился к рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики».

В процессе рисования ребенок не только совершенствует мелкую моторику, цветовосприятие и наблюдательность, но и формирует художественный вкус, учиться видеть прекрасное в окружающем мире, постепенно подходит к пониманию произведений искусства. Художественная культура удивительно разнообразна, многозначительна и  неоднородна, а ее выразительные средства – неисчерпаемы. Очевидно, что живопись и графика не ограничиваются использованием кисти и карандаша, а скульптура не сводится исключительно к лепке из глины. Бесконечное количество техник и материалов создает и бесконечные возможности для раскрытия творческого потенциала детей.

Советская педагогика с недоверием относилась к нетрадиционным формам рисования в дошкольных учреждениях. Возможно, потому, что эксперименты с материалом характерны для беспредметного искусства, отрицаемого в те времена на государственном уровне. «Основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме», - пишет Т.С. Комарова в книге «Обучение детей технике рисования» (М., «Просвещение», 1970 г.). Далее автор рассуждает о нетрадиционных техниках рисования: «конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания».

Тем не менее, на сегодняшний день нетрадиционные техники рисования отвоевали себе прочное место в отечественной педагогической практике. Никого уже не удивишь, скажем, квиллингом или кляксографией в дошкольном учреждении. Многие ученые (Д.Эйнон, Д.Н. Колдина и др.) считают, что все нетрадиционные техники можно вводить с раннего возраста. Некоторые методики – например, пальчиковое рисование – позволяют подготовить малышей к более привычной изобразительной деятельности посредством карандаша и кисти. Другие, наоборот, выводят детское творчество на более продвинутый уровень.

В моем случае ранний возраст детей в группе – 2-3 года – диктует свои условия. Многие малыши еще не умеют правильно держать кисть и карандаш, не знают цветов и не очень разбираются в свойствах красок. Поэтому одни из первых своих рисунков в детском саду они создают как раз с помощью элементарных, естественных для раннего возраста техник.

Рисование у нас в группе начинаются в сентябре, когда дети только приходят в дошкольное учреждение: творческая деятельность как раз способствует процессу адаптации. Занимаемся по подгруппам – по пять-шесть человек. Знакомство с цветом, формой, штрихом, линией осуществляется посредством пальчиковых красок. Заодно происходит развитие мелкой моторики и сенсорики. А сам процесс воспринимается как веселая, захватывающая игра. Например, на одном из первых занятий мы рисуем деревья: используются заготовки с стволами и ветками, которые нужно украсить точками – листьями. Цветов поначалу немного – два-три. Краски наносятся пальцами.

Большинство детей охотно включаются в эту необычную для них деятельность, начинают рисовать самостоятельно или вместе с воспитателем. Другие с недоверием относятся к новым материалам. Театрализация, игра, «момент сюрприза» позволяют «вдохновить» и заинтересовать малышей. Так, рисованию деревьев, предшествует визит сказочного героя – зайчика, который рассказывает, как красиво сейчас в лесу и приносит с собой настоящие веточки.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот развлекает их. Работа проводится постепенно, по принципу «от простого к сложному»: сначала рисуем при помощи одного пальчика, затем несколькими; постепенно знакомимся с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.

Еще одна разновидность «пальчикового» рисования, применяемая в младшей группе – рисование ладошками. Таким образом можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).

        Дети раннего возраста с удовольствием делают различные оттиски и монотипии. Например, в октябре мы прикладываем к бумаге раскрашенные листья, изображая золотую осень, а в декабре пытаемся передать красоту снегопада с помощью оттиска мятой бумагой.

        Во второй половине учебного года, когда ребята уже умеют пользоваться кистью и красками, нетрадиционные методики выступают уже в качестве дополнительных средства выразительности в процессе рисования. Например, используется техника тычка жесткой кистью. Она не требует от детей умелого изображения тонких линий – достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

        Используя нетрадиционные техники, мы с первых же занятий получаем яркие, необычные рисунки, которые нравятся и детям, и взрослым. Положительный результат, одобрение родителей и педагогов, стимулирует каждого ребенка к дальнейшей творческой и познавательной деятельности, помогает поверить в свои силы. Кроме того, рисование при помощи пальчиковых красок – благодатная почва для совместной работы детей, а это уже формирует навык общения. Оставить отпечаток ладони на бумаге – это простое и естественное действие для ребенка раннего возраста. Это – первый его шаг в мир художественного творчества.

Список литературы:

1. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Комарова Т.С.Обучение детей технике рисования - М., 1970. - 158

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

6. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...