традиции программы "Радуга"
консультация на тему

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание дошкольников в  использовании традиций программы «Радуга»

 

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_pr-my_raduga_microsoft_office_word.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание дошкольников в  использовании традиций программы «Радуга»

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.

С целью развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, развития эстетического отношения к окружающему миру, формирования навыков деятельности с различными изобразительными средствами и развития детского творчества педагоги используют еженедельные традиции:

- «Полочку красоты», начиная со второй младшей группы; (НА СЛАЙДЕ 4)

-  «Гору самоцветов» в средней группе.

Ежемесячные традиции:

-  «Выставки детских работ»

«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

Работа с «Полочкой красоты» осуществляется в повседневной жизни.

Для этого используем любые, но подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства. При восприятии произведений искусства вначале предлагаем детям выразить свое отношение к увиденному или услышанному, а затем просто и искренне высказать свое мнение. При этом очень важно соблюдать данную последовательность — вначале ребенок, а потом взрослый. И не следует добиваться, чтобы у детей было такое же отношение к увиденному, как у взрослого. Чтобы ребенок имел свое мнение,  подталкиваем его к самостоятельному решению. Начинаем работу с постепенного «погружения» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. «Тебе нравится норка — домик мышонка?» — спрашиваем у ребенка при рассматривании иллюстрации Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок». «А хочешь, мы вместе с тобой и другими детьми войдем к нему в норку?» Мысленно войдя вместе с нами в норку к мышонку, ребенок как бы сбрасывает с себя путы воспринимающего субъекта и начинает активно действовать. Ребенок представляет себе, как он, с разрешения мышонка, входит в норку к нему, как берет в руки вещи, которые стоят у него на полочке, заглядывает в симпатичные горшочки и кувшинчики и т. п.

Подобные игры-упражнения позволяют ребенку почувствовать свою сопричастность с миром художественных образов. При проведении первых игр-упражнений ребенок как бы действует в воображаемом плане с теми предметами, которые он видит на иллюстрации. Затем эту задачу  усложняем и предлагаем малышу действовать в воображаемом плане, но уже без каких- либо внешних опор.

Для того чтобы подвести детей к пониманию того, что в произведениях живописи и графики присутствует определенное настроение, проводим следующую работу:

• отбор произведений с ярким, выразительным сюжетом, интересным детям;

• на примере произведений живописи и графики показываем детям, что цвет обладает удивительными свойствами, а строй цветовых сочетаний воздействует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает беспокойство, вселяет радость, вызывает улыбку;

• рассматривая графические работы, обращаем внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, певучей и резкой и, так же как и цвет, выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении. В первую очередь необходимо добиться того, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение.

С чего начинаем:

 • Оповещаем детей о том, что завтра они познакомятся  с интересными иллюстрациями или произведениями живописи.

• Через несколько часов или на следующий день помещаем эти произведения на полочку красоты и напоминаем детям, что рассказывали именно о них.

• Предоставляем детям возможность самостоятельно рассмотреть их.

• Интересуемся, понравились они детям или нет, а затем приступаем к последовательному решению конкретной педагогической задачи.

• В индивидуальной беседе выясняем, сумели дети почувствовать настроение данного произведения искусства или нет. («Как вы считаете, эта картинка веселая или грустная? А почему ты так думаете?») Не забываем искренне высказать свою собственную точку зрения.

Основные направления работы с детьми ( НА СЛАЙДЕ  5 )

Примерное содержание:

  1. Знакомство с изображением растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно- прикладного искусства

Цель: Научить детей выделять и называть главные элементы узора, различать чередование двух разных элементов. Развивать чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи

  1. Рассказ воспитателя об особенностях народного и декоративно- прикладного искусства.

Организация выставки

Цель: Рассказываем детям, что для каждого народа, для каждой местности характерны свои образцы народного искусства. Люди старались их делать наиболее удобными по понятиям своего времени и выражали свои художественные вкусы и стремления в красоте. Поэтому художники, работающие в области народного искусства, не свободны в выборе форм, украшений, орнамента, узора для своих произведений: они должны творить в русле сложившихся традиций. Для работы с детьми используем любые подлинные произведения народного искусства

  1. Рассказ воспитателя о профессии художника

Рассказываем детям, что художники — это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие предметы. Создание произведений искусства требует много времени и труда. Поэтому художники хотят, чтобы зритель понял и оценил их труд. У каждого художника для изображения есть свое любимое содержание

  1. Рассказ воспитателя о творчестве художника, иллюстрирующего книги.

Организация выставки книг с его иллюстрациями

Рассказываем детям, что картинки в книгах для них рисуют художники-иллюстраторы. Предлагаем сравнить две книги: с картинками и без них. Подводим к пониманию значимости иллюстраций.

Рассматриваем иллюстрации двух-трех художников к одной и той же сказке. Обращаем внимание детей на то, как по-разному художники изображают одних и тех же героев художественных произведений. Рассказываем детям о творчестве одного какого-нибудь художника. Рассматриваем его работы. Обращаем внимание на его манеру изображения. Интересуемся, какие из его работ больше всего понравились детям.

  1. Рассматривание иллюстраций, в которых художник передал не реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей.

 Рассмотриваем с детьми иллюстрацию, например, Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», на которой изображены дом (спальня) мышонка или любые другие предметы. Предлагаем детям мысленно войти туда и представить, как они будут там себя вести, о чем беседовать с мышонком. Предлагаем детям рассмотреть две-три иллюстрации с изображением сказочных домиков и выбрать тот, который больше всего понравился, и войти в него. Просим  детей рассказать нам о том, что каждый из них там увидел, как его принимали.

  1. Рассматривание иллюстраций, в которых с помощью различных средств выразительности передано определенное настроение

Предлагаем детям рассмотреть две-три различные по настроению иллюстрации.

интересуемся, почувствовали ли они эту разницу. («Как вы считаете, эта картина веселая или грустная?») Высказываем собственную точку зрения. Спрашиваем у детей, как им удалось узнать о настроении, чувствах героев той или иной иллюстрации. Стараемся  подвести детей к пониманию того, что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря изменению выражения лица.

Благодаря цвету, колориту художественного произведения можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущение счастья и т. д.

На примере двух-трех иллюстраций демонстрируем детям, как меняется восприятие благодаря изменению формы предмета, передаче соотношений частей предмета по величине. Особое внимание уделяем контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал ее очень маленькой среди огромных, могучих деревьев. И этот контраст в величине вызывает у нас чувство тревоги

  1. Рассматривание с детьми иллюстраций, репродукций произведений живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные там события (рисунки В.Лебедева к сказке С. Маршака «Тихая сказка», Б. Дехтерева к «Волшебным сказкам» Ш. Перро, Ю. Васнецова к сказке «Гуси-лебеди» и многие другие)

Предлагаем детям рассмотреть такого рода иллюстрации независимо оттого, знакомы им эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у них какие-либо чувства.

стараемся вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящие события, создаем вокруг них атмосферу таинственности. Для этого можно использовать небольшой описательный рассказ, не связывая его с содержанием данного художественного произведения. Не зная содержания сказки, но взволнованные происходящими событиями, дети начинают фантазировать, строить различные предположения, что имеет большое значение для развития их воображения, фантазии.

«Гора самоцветов» ( НА СЛАЙДЕ 6 )

 Это панно с заданными контурами изображений, которые дети заполняют коллективно под руководством воспитателя в течение двух-трёх месяцев, используя различные изобразительные средства и материалы. Работу с «Горой самоцветов» организуем, привлекая к ней детей индивидуально или малыми подгруппами. Из конфетных фантиков, фольги, цветной бумаги и ткани дети вырезают фрагменты и приклеивают в соответствующие места панно.

Благодаря коллективному сотрудничеству детей и взрослых, ежедневной кропотливой работе воспитателей и детей средней группы гора самоцветов к концу года,  горит и переливается всеми цветами радуги. А родители и сотрудники детского сада, заходя в группу, отмечают красоту этой коллективной работы, подчеркивая выразительность цветового решения и особый эффект «сияния» горы, который достигается за счет использования разных материалов и их расположения в соответствии с цветами спектра.

Ежемесячные традиции  ( НА СЛАЙДЕ 7 )

Выставки

Выставки детских работ проводятся ежемесячно.

 Предварительно детям объявляем тему очередной выставки. Рассматриваем репродукции картин, иллюстраций в книгах, работы народных умельцев, читаем книги, проводим беседы по теме, наблюдения в природе. Затем в индивидуальном порядке с каждым ребенком выбираем тему его работы, сюжет, формат листа. В конце делаем рамочку для работы.

 Результат работы – выставка детских работ с приглашением на открытие родителей.

Цель данной работы: расширять знания детей об изобразительном искусстве, об изобразительных материалах и их применении на практике; привлекать родителей к жизни детского сада; формировать художественно-эстетический вкус.

 Организация выставок:

- К детским работам предъявляются высокие требования.

- Выбирается самое людное место в детском саду.

- Составляется перспективный план на год.

- В детских работах должна быть показана успешность и достижения детей.

- Организуется открытие выставки с приглашением родителей, разрезанием красной ленты, с музыкальным сопровождением.

 Вся работа детского сада нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребѐнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. И в результате мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребѐнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...