Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в развитии детского творчества»
консультация на тему

Мунтян Елена Николаевна

Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений, необходимо поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами и использования нетрадиционных техник изотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в развитии детского творчества»

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей детей на материале предметов искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Детское творчество основано на познании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность мышления, целенаправленность.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение увлечения художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Творческая деятельность дошкольников включает в себя большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Детское творчество – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции в обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Поэтому необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности - переход к творчеству. Он является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, оно более независимо. И это качество необходимо всячески развивать.

Одной из важных форм в развитии детского творчества   является познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Данный период развития ребенка характеризуется особенным интересом к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.  Сколько мы видим интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Познавательно-исследовательская деятельность в развитии детского творчества решает следующие задачи:

  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита,       
  • чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых действий. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства.  Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели, развиваются разнообразные умения, которые в основе своей наиболее мощно развиваются во многих видах творческой деятельности детей:

  • в художественно-речевой деятельности
  •  в театрализованной деятельности, драматизации
  • в музыке
  • в рисовании
  • в лепке
  • аппликации.

На пути к самовыражению дети должны не только лепить и рисовать, но прежде накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения, а также петь и танцевать, импровизировать и играть, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Таким образом, ребенок занимает позицию исследователя. В этом случае педагогические усилия направлены на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся, а искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т.д.

Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений, необходимо поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами и использования нетрадиционных техник изотворчества.

Для развития творческого самовыражения каждого ребенка рекомендуется создание художественно-творческого комплекса, включающего в себя различные мини-центры.

Мини-центр “Мастерская маленького волшебника” (центр опытов и экспериментов) насыщается многообразием современного художественного материала, инструментария  и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.

В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы -результаты опытов и экспериментов. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки.

Мини-центр “Театр детского творчества” несет в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений ребенка, а также всех видов его разнообразной деятельности (игра, музыка, пластика, изо и т.д.). В мини-центре групповой театральной гостиной могут быть: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене каждый ребенок может прочесть любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.

В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить интерьер группы, сделать декор своими руками.

Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»

Выступление на районном  методическом  объединении воспитателей ДОУ Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»...

Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEAM - технологий в процессе познавательно - исследовательской деятельности и научно - технического творчества.

Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, бы...