Консультация на тему«Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития»
консультация по теме

Аксененко Светлана Викторовна

Критерии конкурсной исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Консультация на тему

«Познавательно-исследовательская деятельность

 как средство амплификации детского развития»

Воспитатель

Аксененко С. В.

2014 -2015 уч. г.

Одной из стратегических задач ФГОС ДО можно считать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Среди ведущих принципов дошкольного образования, заложенных в Стандарте, обращает на себя внимание принцип обогащения (амплификации) детского развития в процессе полноценного проживания ребенком всех этапов детства, а также принцип формирования его познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

Как показывает практика, одним из сложных видов деятельности в дошкольном детстве является познавательно-исследовательская деятельность.

Для реализации познавательно-исследовательского вида деятельности рекомендованы такие формы работы с детьми, как наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проектирование. Они могут быть представлены и в конкурсной исследовательской деятельности дошкольников.

Можно выделить следующие основные составляющие результата детского исследования, оцениваемые конкурсной комиссией:

  • текст работы;
  • текст выступления конкурсанта;
  • дубликат выступления;
  • мильтимедийная презентация работы;
  • наглядный материал исследования;
  • защита работы конкурсантом;
  • активность конкурсанта до и после выступления;
  • наличие буклета.

К каждой из составляющих предъявляются требования.

Требования к тексту работы:

  • соответствие выбранной темы исследования направлению конкурса;
  • оформление работы в соответствии с положением о конкурсном мероприятии;
  • наличие в исследовательской работе соответствующих структурных частей;
  • точность, выигрышность и актуальность формулировки темы работы;
  • соответствие материала работы возрасту участника;
  • научность стиля изложения работы;
  • новизна полученных результатов;
  • перспективы развития исследуемой темы;
  • содержательное раскрытие темы;
  • конкретность полученных результатов и выводов, соотнесенных с задачами исследования;
  • адекватность выбранных методов исследования для конкретной темы;
  • проверка работы на уникальность текста.

Текст выступления конкурсанта является другой составляющей результата исследования, от которой зависит успех публичной защиты работы ребенком. К тексту выступления предъявляются следующие требования:

  • соответствие текста временным рамкам по конкурсному положению;
  • краткое описание всех структурных частей проведенного исследования;
  • гармоничное соотнесение текста выступления с наглядностью и мультимедийной презентацией исследования;
  • свободная форма текстового изложения доклада.

Еще одной составляющей результата исследования, от которой также зависит успех публичной защиты, является дубликат выступления. Он должен соответствовать следующим условиям:

  • полностью копирует текст выступления;
  • текст последовательно соотнесен с пронумерованными слайдами презентации для технического работника в аудитории, где будет проходить защита работы;
  • в тексте делаются пометки на случай использования во время защиты наглядного материала.

Исходя из содержания многих положений о детских исследовательских конкурсах, необходимо в отдельную составляющую результата исследования вывести мультимедийную презентацию, которая соответствует таким условиям, как:

  • наглядность и привлекательность;
  • рациональное число слайдов (не более 15, по рекомендациям психологов);
  • четкое отражение эксперимента работы на случай его наличия;
  • использование на слайде не более 4 фотографий: большее их количество будет мешать целостному восприятию слайда;
  • красочность и гармоничность оформления (соотношение цвета, фона презентации с цветом текста, соотношение размера и расположения текста с размером и размещением фотографий);
  • текстовый и графический материал презентации должен отличаться от доклада конкурсанта.

Во время защиты работы достаточно часто конкурсанты обращаются к наглядности, поэтому в качестве еще одной составляющей результата исследования необходимо признать наличие наглядного материала, к которому предъявляются следующие требования:

  • иллюстрация или демонстрация должны отражать основные результаты исследования (макеты, опыты, таблицы, графики, фотографии, рисунки и т.п.);
  • текстовый и графический материал наглядности гармонично оформляется по примеру оформления слайдов мультимедийной презентации;
  • размеры и количество наглядных материалов должны находиться в умеренных пределах;
  • заранее продумывается, как наглядный материал будет располагаться, крепиться, висеть и т.д. в процессе проведения конкурса.

Поскольку конкурсы детских исследований в большинстве своем носят соревновательный характер, конкурсная комиссия кроме текста работы оценивает еще и понимание ее участником, поэтому в качестве очередной составляющей результата исследования необходимо выделить защиту работы конкурсантом, которой присущи свои условия:

  • выразительность выступления;
  • речевая культура конкурсанта;
  • владение материалом без текста (наизусть, заучивая или рассказывая с расстановкой акцентов, пауз по ходу выступления);
  • понимание работы конкурсантом;
  • свободное владение мимикой и жестикуляцией;
  • умение чувствовать аудиторию;
  • соблюдение временных рамок выступления (регламент по положению конкурса);
  • гармоничное соотнесение содержания презентации и наглядности с текстом выступления;
  • эрудиция конкурсанта в исследуемой теме;
  • психологическая устойчивость конкурсанта;
  • привлекательность конкурсанта (эстетика костюма, опрятность и яркость образа ребенка).

Еще одной составляющей, по которой можно понять глубину проникновения конкурсанта в исследуемую им тему и уровень подготовленности к исследовательскому формату мероприятия, является активность конкурсанта до и после выступления, которой, как и другим составляющим, рассмотренным выше, присущи свои условия:

  • умение слушать другие выступления;
  • возможность грамотно отвечать на вопросы жюри и конкурсантов;
  • убедительно отвечать на вопросы аудитории;
  • возможность задавать вопросы конкурсантам;
  • проявление активности в дискуссиях по обсуждению собственного исследования и работ конкурсантов.

К необязательной составляющей результата исследования следует отнести наличие буклета. Буклету присущи такие условия, как:

  • свободно-креативная форма;
  • краткое описание основных результатов работы;
  • краткая характеристика деятельности научного руководителя детской работы;
  • описание результатов и достижений образовательной организации, если таковые имеются.

Все изложенное выше является убедительным подтверждением высказанного вначале тезиса о том, что познавательно-исследовательская деятельность, реализующаяся в дошкольных организациях в конкурсной форме, способствует амплификации детского развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в развитии детского творчества»

Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых...

Методическая тема "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство интеллектуального развития" 2010-2015

Методическая тема "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство интеллектуального развития"...

Консультация на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников»

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества, проникновением на новые уровни познания природы, изменением с...

Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...

Презентация "ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ....

Презентация "Познавательное развитие как средство амплификации детского развития"

quot;Познавательное  развитие как средство амплификации детского развития"...