Методическая разработка
методическая разработка по теме

Холкина Татьяна Ильинична

В методической разработке представлен опыт работы по внедрению в образовательный процесс методов активизации речевой активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_4.docx57.9 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_holkina_t.i.docx89.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Методы оптимизации речевой активности дошкольников

Вступление
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Это обусловлено значимостью связной речи для дошкольников, как при подготовке к предстоящему школьному обучению, так и  для комфортного  общения с окружающими.
 Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Опыт показывает, что детская дошкольная речь  бедна выразительными средствами, лексический запас слов мал, отсюда неразвитость монологической речи, однотипность и односложность в ответах на задаваемые вопросы. Но главным недостатком является то, что ребенок не умеет сам составлять рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. Необходимость в побуждении, активизации речевой деятельности очевидна.
Для своевременного и качественного овладения устной речью, ребенку необходимо пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладать определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей дошкольного возраста, используя разные методы, позволяет ускорить формирование речевой активности.
Ольга Леонидовна Соболева определяет динамику речевых процессов через общение.
 С общением связано формирование одновременно двух речевых компонентов: слушание и говорение.

Слушание

Дети слушают лексически прозрачные для них тексты

Дети слушают тексты, в которых на первый план выступает ритмическая организация и соответствующее интонирование

Дети слушают тексты, которые им читают на различных уровнях громкости – от шепота до громкого голоса

Слушают песни и тексты на иностранных языках (непроизвольное сопоставление интонационной составляющей на родном и неродном языках)

Практические методы оптимизации речевой активности Соболева раскрывает через организацию деятельности детей с картинкой.

ГОВОРЕНИЕ

Приемы оптимизации речевой активности дошкольников

Содержание приемов/примеры

Рассматривание картинки

«История по картинке»;

Рассматривание картинки, сопровождаемые текстом. (Текст читает педагог. Правило: «От картинки к тексту, а не наоборот»).

Моделирование речевых ситуаций

Моделирование ситуации «Говорим по телефону»; «Говорим на природе».

Использование психотехник

Введение  психотехник настроя на речевую активность, на конкретное высказывание. (Речь и танец: говорим, как танцуем!; речь и полет: говорим, как летаем!);

Введение психотехники, связанной с осанкой ребенка в процессе говорения (кулачки сжаты, плечи расслаблены);

Введение психотехники, связанной с мимическими моментами в процессе говорения

Речевые игры

Введение трех уровней речевой игры: 1 уровень – «ля-ля» по картинке; 2 уровень – «болтушечки» по картинке; 3 уровень – «легкий треп» по картинке.

Введение трех этапов речевой игры с картинкой, сопровождаемой текстом: 1 уровень – игра до текста; 2 уровень – игра параллельно с текстом; 3 уровень – игра после текста. Желательно пройти через все три уровня речевой игры.

Речевая игра «Придуманная история»: 1 уровень – сочиняем продолжение истории; 2 уровень – сочиняем «историю - гипотезу»; 3 уровень – сочиняем на основе картинки совсем другую историю.

Игры с песочными часиками

Песочные часики для игр используются разного размера, от 1 минуты до 5 минут. (сочиняем историю на 1 минутку, на 2 минутки и т.д.);

Игра с песочными часиками: часики передаются от ребенка к ребенку для продолжения истории. (часики для такой игры выбираются на 1 или 2 минутки, не более).

Речевая зарядка

Предлагаем детям слово, они составляют предложение с этим словом. («….отпускают в небо предложения»);

Введение различных видов речевой зарядки: говорим на фоне музыки; говорим в процессе рисования, лепки, конструирования и т.д.; говорим после слушания музыки, после пения, после танца; соединяем говорение и движение под музыку – синхронно;

Введение дополнительных видов речевой зарядки: расширение словарного запаса; перевод слов из пассивного  запаса в активный; развитие фонематического слуха.

Приемы детской риторики

Приемы детской риторики помогают овладеть вниманием детской аудитории и удерживать это внимание на протяжении нескольких минут.

Соболева подробно раскрывает практические методы оптимизации речевой активности для детей разного дошкольного  возраста.

3 - 5 лет

5 – 6 лет

6 - 7 лет

Предложение и его образы:

  • Играем с образами предложений. Размер: длинное и короткое предложение.
  • Играем с образами предложений. Эмоции, настроение, характер: веселое и скучное предложение, радостное и грустное предложение, доброе и злое предложение.
  • Играем с образами предложений. Ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, смешанные….): легкое, как облачко, предложение, сильное, как тигр, громкое, как гром, мокрое, как дождь.

Использование психотехники (на основе метафорического представления предложения как единицы речи):

  • Пластилиновые предложения (Мы их лепим. Как интересно!)
  • Предложения – звездочки (удивляемся! Как много!)
  • Предложения – птички (Слетают с язычка! Как легко!)
  • Предложения – воздушные шарики (Мы их жонглируем. Как весело!)

Составление предложений на предложенную тему. Тема не одна – 4-6, затем 6-8 на выбор; темы резко различаются: о вишенке, о ласточке, о первом снеге, о глазах котенка, о футбольном мяче, о твоей маме.

Запись предложений детей на аудионоситель. С согласия детей и по их желанию. Прослушиваем запись и воспроизводим по памяти предложения, которые особенно понравились.

Придумывание других предложений на ту же тему, о том же предмете, образе (5, 10, 12, 15  предложений – чем больше, тем лучше).

Рисование предложений – «свои», «чужие» (других детей, педагога).

Игра с эпитетом – характеристикой «обычные - необычные».

Рисование необычных предложений.

Превращение придуманных предложений в источник фантазии.

Смотрим в своем воображении мультфильм по мотивам историй.

Помещение «просто слова» в предложение.

Знакомство с привычным для русского языка порядком слов, привыкаем к нему.

Развитие языкового чутья.

Введение слова текст- как понятие из игры.

Создание детьми микротекстов

Строим две и более цепочек от одного слова (лес – грибы – пенек – поляна – цветы – пчелы – мед - медведь)

Пробуем рассказывать. Включаем в игру формальные техники поведения, адекватные детской речи.

Учимся «завязывать узелки» между предложениями.

Введение игровых упражнений на развитие творческого воображения: с заменой собеседника, с заменой говорящего, с заменой точки зрения.

Рассказываем от первого лица.

Рассказываем от третьего лица.

Повествование от лица птицы, животного, предмета. (Вообрази, что ты – снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток. Вообрази, что ты – трамвай, который мечтает заехать и покататься на карусели.)

Рассказ по картинке, последовательности картинок.

Сочинение без помощи картинок. Рассказ от первого лица (Выбираем тему из 4-6 вариантов).

Учимся смотреть и описывать. Какое все?

Описание реального существа. Можно по картинке.

Введение правила игры: описывать нужно по порядку: «прыгай от мордочки к хвосту и обратно, описывай по порядку!»

Описание фантастического, придуманного существа.

Выполнение особых упражнений на развитие творческого воображения: описание со сменой точки зрения. («Стань мышкой и опиши кошку». Желательно

 по картинке. Как выглядит? Какой у нее характер?)

Описание пейзажа из окна.

Что происходит? Какое все?

Введение в игру предложения – рассказы и предложения – описания.

Сочинение истории с элементами описания.

Зачем и почему? Учимся размышлять

Проба размышления на «детские темы». (Для кого поют птицы? Зачем читают сказки? Где живет лето?)

Делимся друг с другом своими мыслями (Что ты думаешь о….? Как ты относишься к ….? Что больше нравится..?)

«Готовимся в писатели»

Сочинение рассказа на основе реального события, на основе предложенной ситуации.

Создание текста на основе собственных ассоциаций.

Сочинение рассказа без опоры на картинку или реальность, на основе только воображения.

Проба выражения в тексте описательного характера собственного отношения к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.

Учимся пользоваться словами персонаж, образ, сюжет.

Составление рассказа по принципу: «необычно об обычном».

Создание библиотеки «аудиокниг» в процессе совместной деятельности детей и педагога.

Создание бумажных и картонных книжек в картинках.

Рисование необычных предложений.

Превращение придуманных предложений в источник фантазии.

Смотрим в своем воображении мультфильм по мотивам историй.

Помещение «просто слова» в предложение.

Помещение «просто предложения» в микротекст.

Проведение аналогии: слова – воздушные шарики (летят, мелькают в воздухе).

Знакомство с привычным для русского языка порядком слов, привыкаем к нему.

Развитие языкового чутья.

Введение слова текст- как понятие из игры.

В эффективности данных практических методов Соболевой О.Л.  нет никаких сомнений, так как  ребенок – дошкольник овладевает,  на определенном для него уровне, системой языка, у него постоянно поддерживаются  естественные  потребности в общении, он вовлечен в доступную, интересную и в тоже время проблемную и  активную  деятельность.

 В отличие от методов Соболевой О.Л., Доронова Т.Н. акцентирует внимание на том, что успех в обогащении и совершенствовании детской речи возможен при правильном создании благоприятной речевой среды и организации целенаправленных педагогических воздействий к овладению конкретными речевыми умениями.  

Речевая среда

Тексты произведений художественной литературы

Собственная речь воспитателя

естественное поведение в повседневном общении

специально организованное речевое воздействие

Автор также описывает практические методы оптимизации речевой активности для детей разного дошкольного возраста.

 3-4 года

4 – 5 лет

5 -6 лет

Рассказы воспитателя: о жизни группы (о событиях прошедшего дня и ожидаемых в ближайшем будущем); о каждом малыше в отдельности; о своих проблемах, интересных наблюдениях; о трудных житейских ситуациях; о себе (предлагаются тогда, когда ребенку нужно помочь: преодолеть страхи, страх заблудиться,  страх незнакомой собаки.); о режимных процессах (как хорошо дети научились одеваться, умываться, играть и т.д.).

Приемы оптимизации речевой активности детей 4 года жизни:

«Научи меня, пожалуйста……» (Что это у тебя? Получив в ответ «домик», восхищенно произнесите: «Замечательный домик у тебя получился! Он мне нравится. Я не умею строить такой домик. Научи меня, пожалуйста…»).

Побуждая ребенка рассказывать о том, что и как он сделал, вы способствуете формированию его сознания, а заодно и пополняете его словарный и фразеологический запас.

«Где были? Что видели? Откуда эта вещь?»

Побуждая детей принимать участие в разговоре о том, что они видели (наблюдали, рассматривали и т.д.), ваы помогаете малышам устанавливать связи между предметами, явлениями, действиями, способствуете обогащению и уточнению их представлений о природе, предметном мире, человеческих взаимоотношениях.

Проблемные ситуации.

Учебная проблемная ситуация способствует развитию поисковой деятельности детей. Вы ставите перед малышами познавательную задачу ипомогаете ее решить в процессе наблюдения, экспериментирования и эвристической беседы.

Ролевые диалоги.

Игры, в которых воспитатель и дети ведут между собой диалоги. Такие игры – прекрасное средство оптимизации речевой активности детей.

«Помогите, доктор!» (-Здравствуйте! – Добрый день, Алеша. Что-то случилось? – Да, Хрюша заболел. – А что у Хрюши болит? – У него ушко болит. –  Ты не знаешь, почему у него ушко заболело? – Знаю. Хрюшу укусила сердитая пчела. – За что укусила пчела Хрюшу? – Просто так. Хрюша хотел ее рассмотреть.  – Бедный Хрюша сам виноват. Он же не предупредил пчелу, что хочет ее рассмотреть поближе. Ей стало страшно. Пчела маленькая, а Хрюша большой. Что с ушком? – Оно распухло. – Посмотрим…)

«Ты кто? Зачем пришел?» чаще всего дети ведут диалог от лица игрушки. (- Здравствуй, это я. – а ты кто? – я обезьянка. – а как тебя зовут? – меня зовут Чита. – Очень приятно. А меня зовут … Должно быть ты пришел спросить, как я себя чувствую? – как ты себя чувствуешь?  -  Спасибо, Чита. Я сегодня добра, весела, щедра. Хочешь, я угощу тебя бананами. Мне известно, что обезьянки любят бананы…)

«Кем будешь ты? А я кем буду?»

Метод – игра «Я - старик - лесовик». Автор рекомендует проводить игру после дневного сна. Воспитатель садится на стул, тем самым перегораживая вход. «Зачем так села? Почему не хочешь нас выпустить? – За моей спиной – дремучий лес, а я  -старик –лесовик! Приглашаю в свой лес всех желающих зверушек. Детям в лес ходить без взрослых не советую, а звери – заходите!». Обязательно найдется ребенок, который прибежит поговорить с лесовиком. «Я – белочка, пусти меня в лес».

Но старик – лесовик никому на слово не верит: «Мне надо убедиться, настоящая ты белочка или ребенок, который пытается пробраться в лес и выдает себя за белочку. Давай побеседуем». Далее воспитатель задает вопросы, например: ответь мне, белочка, сколько у тебя ног? А хвост у тебя есть? А какой он, хвост?. Данную игру рекомендуется проводить три – четыре раза с интервалами по времени : через два – три дня, через неделю, через два – три месяца, через полгода.

«Не плачь, мышонок». В этой игре воспитатель берет на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет, плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книжки с картинками, объясняют правила игры.

«Башмачки». Башмачки ходят по свету и просят всех, кто встретится на их пути, надеть и примерить их. Но звери и птицы не хотят носить обувь.

«О моих сокровищах». Дети всегда готовы беседовать о том, какими замечательными сокровищами они обладают. У каждого – свой набор. Время от времени наборы пополняются, поэтому беседы не надоедают детям.

«Наша квартира». Дети с удовольствием рассказывают о своем доме. Сначала рекомендуется дать детям пример такого рассказа: «Я живу в небольшой, но уютной квартире, все окна которой выходят на одну сторону…».

«Жил – был кот, а может быть собака, а может быть хомяк…». Каждый ребенок за годы своей жизни успел получить впечатления о том или ином животном.

«Сделали сами». Дети с удовольствием будут говорить о том, что они сделали своими руками: поделку, рисунок, постройку.

Доронова также немаловажную роль в оптимизации речевой активности отводит речевым играм.

Речевые игры.

«Что получится, то и получится». Сочинение с детьми небылиц, отвечая на вопросы по порядку:  Что? Кто? Какой? Где? Что делает?  Пример небылиц: Кто? Шуба Какой? Грустный Что делает? Плачет Где? На горе.

«Кто это был?»  сочинение небылиц, отвечая на вопросы по порядку: Кто это был? Где находился? Что делал? Что вдруг случилось? Что сказали люди? Чем кончилась история?

Обогащение речи новыми грамматическими формами: введение нового слова, интонационно выделяя его (Какой смешной! Какой забавный! Вот увалень, так увалень! А может я не права, называя его увальнем?); значение слов.

Методы активизации речи: словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше?», «Кто расскажет подробнее?»; упражнения на согласование слов в рамках синтаксической конструкции: формирование законченного предложения (Сегодня снежинки…); составление предложений с обобщающими словами («Нынче изобилие овощей: морковь, капуста…»); упражнения на усвоение способов словообразования: образование по аналогии существительных (певунья – плясунья - говорунья); прилагательных (ушастый – глазастый - зубастый); образование сравнительной степени имен прилагательных («Путешествовать интересно и одному, но с друзьями…»); знакомство с переносом ударения; дидактические игры на группировку и классификацию предметов («Что лишнее?», «Назови одним словом»); игры – небылицы («Что не так?», «Чего на свете не бывает?»); беседа; рассматривание картинок с последовательно развивающимися событиями; игры и упражнения с картинками – загадками и предметными картинками «Четвертый лишний», «Что изменилось?».

Речевая среда: речь воспитателя, содержащая песни, сказки, рассказы, загадки; дидактические материалы: крупные и мелкие «веселые картинки» («Какие предметы и сколько их?», «Покажи, где, чей дом?», «Найди отличия» и т.п.); запись детских рассказов; рассказы воспитателя детям; работа со словарем («Я буду называть слова на букву А, а вы попробуйте объяснить, что значит то или иное слово: абажур, абрикос…»).

   Таким образом, в результате теоретического изучения литературы, выяснилось, что существует большое многообразие методов оптимизации речевой активности дошкольников. Правильная организация совместных видов деятельности, использование различных методов оптимизации речевой активности, стимулирует речь дошкольника, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Литература:

  1. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. С. 317 – 337.
  2.  Радуга. Пособие для воспитателя детского сада по работе с детьми 3-4 лет. – М. 1992г. С. 75 - 101.
  3. Радуга. Пособие для воспитателя детского сада по работе с детьми 4-5 лет. – М. 1993г. С. 54 - 96.



Предварительный просмотр:

  1. Холкина Татьяна Ильинична
  2. ФГКДОУ «Детский сад № 260» МО РФ г. Екатеринбург
  3. Воспитатель

Методическая разработка

Издание газеты, как форма взаимодействия с родителями дошкольников

Содержание:

Введение

Актуальность

Теоретическая часть. Газета. Жанры.

Практическая часть. Практические советы по выпуску газеты.

Работа педагога зависит от того, какие отношения у него сложатся с родителями, насколько родители доверяют воспитателю, уважают его, прислушиваются к его мнению и советам. Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого недостаточно.

Несомненно, целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания значительно повышает его эффективность, при этом цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к педагогическим задачам, которые осуществляются в процессе работы с их детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Одним из путей решения этой проблемы – газета для родителей. Газета для родителей новая форма взаимодействия детского сада и семьи, основанная на интеграции, сотрудничестве и доверительности.

На страницах газеты родители могут познакомиться с интересными мероприятиями, конкурсами, выставками, проводимыми в ДОУ. Многие родители открывают для себя интересный и непосредственный мир детства, становятся непосредственными его участниками. Открывают своего ребёнка с новой, подчас неожиданной стороны.

Плюсы такой формы взаимодействия заключаются в следующем: создание особых условий для продуктивной творческой деятельности; вовлечение родителей непосредственно во все направления жизнедеятельности группы;

трансформация положительного семейного опыта; создание условий для саморазвития педагогов; повышение имиджа детского сада в социуме.

Цель «Газеты для родителей» - повышение и обогащение педагогической информированности  родителей дошкольников.

 Задачи: способствовать установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного педагогического процесса;  вызывать интерес у читателей;  ориентировать на потребности конкретных родителей данной группы; отвечать на задаваемые запросы; использовать  разные формы, показывающие заинтересованное отношение к ребенку.

Теоретическая часть. Газета.

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»). Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённая на ней. Если обратиться к советским источникам, то, согласно ГОСТу — газета - «листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания».

Газеты делятся:

  • по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации), многотиражные, профессиональные;
  • по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные;
  • по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и тд.;
  • по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;
  • по формату — A4, Берлинер, A3, A2;
  • по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;
  • по качеству: солидные, популярные, «желтые»;
  • по стоимости — платные и бесплатные.

При разработке газеты для группы детского сада больше подойдут такие характеристики:  местная,  многотиражная, информационная, развлекательная, ежемесячная,  А5 формата, черно – белая, популярная, бесплатная.

Особенности газет, с учетом разработки издания для родителей дошкольников:

  • Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;
  • Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек;
  • Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику, ежемесячные выпуски более эффективны в дошкольных учреждениях.

Для издания газеты дошкольного учреждения подойдут следующие информационные жанры: заметка (сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт); репортаж (показывает события через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события; «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие); интервью (этот жанр представляет собой беседу педагога - журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей). Все эти жанры отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления. В газете им отвести  наибольшую часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. 

Кроме информационных жанров, эффективно будет использовать в разработке, верстке газеты и аналитические жанры: корреспонденция (Наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения. Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела); , статья (Это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения); письмо, обозрение  (Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития). Вышеописанные жанры имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы.

Из художественно-публицистических жанров, особо можно выделить очерк, так как он включает в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала.

Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что газета является эффективной формой общения, информирования родителей. Многообразие жанров, стилей, помогут воспитателю создать свою, уникальную газету.

 Практическая часть.

Перед тем как выпустить газету, необходимо разработать концепцию  вашего издания.

Концепция издания формирует оригинальное представление о новом печатном продукте.

Грамотная разработка концепции журнала позволит более точно донести его содержимое, его суть и идеи до потенциального адресата, сделав его своим постоянным читателем.

Создание концепции газеты начинается с определения жанрового направления журнала: корпоративное издание, общественное, социальное, развлекательное и т.д. А также его потенциального читателя, т.е. целевую аудиторию и, обозначение собственно цели самого проекта. Иными словами: что издаем, для кого, и зачем.

После определения направления газеты и его читательской аудитории обсуждаются издательские параметры:

  • объём (количество полос);
  • предполагаемый тираж;
  • вид бумаги для изготовления обложки и блока;

Далее создание газеты предполагает шаги по внутреннему наполнению. Важное действие на этом этапе разработки газеты - создание рубрикатора.

Рубрикатор - это перечень и порядок постоянных или периодических разделов журнала, объединенных одной темой и соответствующих специфики всего журнала.

Помимо традиционных рубрик «Новости», «Колонка редактора» и т.д, рубрики могут быть абсолютно оригинальными, использоваться как постоянно, так и периодически, меняться в разных номерах газеты, но обязательно должны составлять в совокупности с общим наполнением газеты единый печатный продукт.

Подбор рубрик газеты важен и для структурирования всего продукта, планирования издательского процесса, в том числе, при создании новых номеров. Выбор и сочетание рубрик является  наиболее эффективным, если будет производиться с учетом актуальности информационных поводов. Например, «Новости», «Говорят дети», «Поздравления», «Игротека» и пр.

Составление рубрикатора в процессе создания концепции газеты определяет формирование имиджа всего проекта, и заметно влияет на его качество. Рубрикатор является таким же «лицом» газеты, как, например, обложка или передовица газеты.

Заключительным действием при разработке газеты является дизайн обложки. Это может быть изображение, отражающее название группы. При этом важнейшим моментом является соотношение текста и иллюстраций внутри газеты. Это соотношение напрямую зависит от выбранной стилистики газеты, ее направления развития и ориентира на конкретного читателя.

Дизайн газеты является собирательным моментов в создании концепции, придающим всему ранее придуманному, и разработанному единую форму.

В области создания концепции газеты находится и наполнения ее информацией. Это может быть тематические направления, отражающие работу детского сада, группы, могут иметь характер праздничного вещания –поздравления, хорошо работает страница для детей, направленная на совместное творчество детей и родителей.

Таким образом, создание концепции газеты представляет собой сложный, трудоемкий, но интересный и эффективный процесс, которым могут заниматься воспитатели и специалисты детского учреждения для повышения педагогической компетентности родителей.

Разрабатывать газету удобно, используя программу Microsoft Office Publisher 2007, 2010 ( настольная издательская система Microsoft).

http://cybernetnews.com/wp-content/uploads/2009/09/Publisher.png http://ast30.ucoz.ru/_ld/3/06952096.jpg

Office Publisher содержит новые и усовершенствованные средства, помогающие эффективно создавать, настраивать и многократно использовать разнообразные материалы, адаптированные под конкретные потребности компании.

  • Быстрое начало работы при использовании библиотеки из сотен настраиваемых шаблонов оформления и незаполненных публикаций, включая информационные бюллетени, брошюры, рекламные листовки, открытки, веб-узлы, форматы почтовых сообщений и многое другое.
  • Создание для всех деловых и личных потребностей элементы фирменной символики, которые содержат название компании, контактную информацию и эмблему.
  • Новая функция поиска позволяет быстро находить и просматривать в каталоге Publisher высококачественные шаблоны Office Publisher 2007 с веб-узла Microsoft Office Online.
  • Благодаря хранению часто используемого текста, элементов оформления и графических объектов в новом хранилище содержимого для последующего использования в других публикациях достигается значительная экономия времени и сил.
  • Повторное использование созданного содержимого для других методов публикации и распространения. Например, можно легко поместить содержимое из многостраничного информационного бюллетеня в шаблон электронной почты или веб-шаблон для распространения в Интернете.
  • Доступна настройка публикаций с использованием коллекции интуитивно понятных макетов типографских эффектов и средств работы с графикой.
  • Усовершенствованное средство проверки макета позволяет заблаговременно выявить и исправить распространенные ошибки макета в материалах, предназначенных для печати, размещения в сети и распространения по электронной почте.

Подводя выводы реализации выпуска газеты за 2013-2015 года, хочу отметить, что данная форма работы эффективна, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между родителями и воспитателями группы, повышению уровня активности родителей, обеспечивает единство общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования. Родительская газета в современном виде  является эффективной формой педагогического информирования родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...