Мастер-класс для педагогов на тему "Расскажите детям о войне"
методическая разработка на тему

Мастер-класс был подготовлен для конкурса"Воспитатель года", в нем представлены различные приемы ознакомления дошкольников с понятием "война".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Расскажите детям о войне»

 Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

- показать педагогам способы ознакомления детей с понятием «война»;

- активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Форма проведения: лекционно – практическая; для педагогов, без участия детей.

Материал и оборудование: презентация, проектор, ноутбук, игра «Разрезные картинки» на каждого участника, альбомный лист, маркер.

Ход         

1 часть. Вводная.

- Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами своим представлением о том, как рассказать детям о войне.

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остается все меньше участников и очевидцев этого события. Для современных детей война – это забавное компьютерное приключение, игра. Однако, о войне нужно говорить серьезно, чтобы у детей сформировались нравственные чувства и ценности. Именно в дошкольном детстве, пока у детей не созданы точные представления о явлении, и нужно говорить с ребенком на серьезные темы, в частности, на тему войны. Но необходимо помнить о том, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война», нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.

2 часть. Основная

Как же рассказать детям о войне, как донести до детей смысл этого страшного слова, как вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания? Нужно помнить, что восприятие детьми новой информации не безгранично, оно требует постоянного переключения и смены деятельности. Поэтому необходимо найти разные формы и приемы подачи информации.

Итак, способы (приемы) подачи информации:

1. На начальном этапе надо выяснить, что ребенок знает о войне как явлении? Поиграйте с ним в игру «Такие разные слова», когда детям предлагается послушать слово и определить, какое оно (ассоциации). Слова: снег, лето, доброта, мир, война.

*  - А какие ассоциации вызывает у вас, ув. члены жюри, слово «война»? Пожалуйста назовите.

- А вот какое определение этому слову дали дети (пример высказывания детей): «Там люди умирают», «Там нечего есть», «папы на войне».

То есть, некоторое представление об этом явлении у детей присутствует, и чтобы развить его и сформировать определенные чувства далее также используем игру.

2.  Игра «Разрезные картинки».  Ее цель – сформировать представление о солдате-защитнике.

* - Ув. взрослые, перед вами в тарелочках разрезанная на 9 частей картинка, ее части разной формы,  соберите пожалуйста целое изображение. Целостные картинки (образец) отражены на экране.

 - А сейчас отгадайте загадки о профессиях военных:

Самолет стоит на взлете,

Я готов уж быть в полете.

Жду заветный тот приказ,

Защищать чтоб с неба вас!  (военный летчик)

*******

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу (пограничник)

********

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется… (танкистом).

-  Детям можно рассказать о подвиге героя войны. Например, о подвиге летчика, уроженца Мордовии Михаила Петровича Девятаева, который был сбит в неравном бою, попал в плен, перенес все тяготы неволи и совершил побег на захваченном немецком самолете.

3. – Следующий прием – это  музыка, военные песни.

Детям-дошкольникам предлагают прослушать песни о войне, рассказывают историю создания песни.

*- А вам, уважаемое жюри, я предлагаю игру «Угадай песню».  По фрагменту мелодии нужно угадать песню, а затем по возможности, ее спеть. Итак, слушаем первый фрагмент.

4. Следующий способ – это чтение произведений художественной литературы, просмотр фильмов о войне, посещение военного парада, музеев воинской славы…

* - Какие произведения выбрать? Эти «фронтовые» письма-треугольники содержат список произведений о войне для дошкольников (вручаю письма), который поможет в многообразии произведений выбрать наиболее яркие произведения.

5. – Конечно же, представления детей формируются в процессе рассматривания произведений живописи на тему войны. Дети рассматривают, слушают рассказ взрослого, делятся впечатлениями.

 *- А вам, ув. чл. жюри, я предлагаю вспомнить наиболее известные картины о войне и ответить на вопросы:

 - Какому событию посвящена эта картина? (Картина «Оборона Севастополя)

- Следующая картина. Имя героя картины. (Александр Матросов).

- И последняя картина. Легендарный полководец, изображенный художником…(маршал Георгий Константинович Жуков)

 6. – Следующий прием - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). И детям, и взрослым можно предложить сделать военный атрибут – пилотку, что я и предлагаю вам сейчас сделать. Для этого нам понадобятся листы бумаги большого формата. Итак, начинаем складывать: сначала пополам, потом еще раз пополам. Затем загибаем углы вниз до линии сгиба. Потом нижний край одной половины сгибаем пополам или на 1/3 – от этого будет зависеть глубина нашей пилотки и делаем загиб с нахлестом на углы. Теперь перевернем заготовку и сделаем боковые сгибы, вот так. ..

Этапы складывания пилотки отражаются на проекторе.

Материал: листы А3 зеленого цвета, готовая звездочка на липучке.

3 часть. Заключительная

 - Итак, приемов, с помощью которых можно рассказать детям о войне – великое множество. Но главное, проявляйте свое искреннее чувство и отношение к тем далеким событиям и людям той эпохи. Ведь дети доверяют нам, взрослым, они пропитываются нашими эмоциями; и если мы искренни в своих чувствах, то наши дети принимают и впитывают их просто на веру. Так закладываются основы осознания сложных понятий «мир» и «война».

Рефлексия.

Предложить выразить свое отношение к мастер-классу с помощью пиктограмм настроения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста» (для педагогов ДО)

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Мастер-класс для начинающих педагогов «Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей в процессе организации питания».

Мастер-класс для начинающих педагогов по формированию профессиональной компетентности в вопросах культурно-гигиенического воспитания в процессе организации питания....

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер- класс по технологии - Детский фитнес для детей дошкольного возраста как одна из современных инновационных форм работы по здоровьесбережению для педагогов.

Расширение знаний педагогов по освоению и последующего применения фитнес  технологий, а именно оздоровительной аэробики, в физкультурно-образовательном процессе ДОУ...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...