Главные вкладки

    Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».
    проект (средняя группа) на тему

    В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Железнякова Инесса Витальевна

    МБДОУ «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с. Ливенка» Красногвардейского района Белгородской области.

     

    Проект: «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».

    Составила: воспитатель Муниципального

    бюджетного  дошкольного образовательного

    учреждения «Детский сад «Улыбка»

    общеобразовательного вида с. Ливенка»

    Железнякова И.В.

    2013 год

    Содержание.

    1. Введение………………………………………………………………..3-4
    2. Основная часть………………………………………………………..5-11
    3. Заключение…………………………………………………………..12-13
    4. Список литературы…………………………………………………….14

    Введение.

    Тема: «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях  района».

    Объект исследования: МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка».

    Предмет исследования: дошкольники.

    Актуальность исследования: духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено нами (воспитателями) в душе ребёнка сейчас, может проявиться позднее, - это будет результат  работы его и нашей жизни.

    Цели. 

               1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям Православной культуры.

               2. Развивать  у дошкольников стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества  личности, ответственность и порядочность.

    Задачи: а) учить различать добро и зло;

                  б) развивать музыкальную культуру, приобщать  к пению;

                  в) изучение национальных, культурных традиций через посещение музеев, библиотек;

                  г) воспитывать  у детей любовь к Родине;

                  д) прививать трудовые навыки, учить выполнять простые трудовые задания.

    Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь  к духовно-нравственным традициям образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит  компетентность воспитателей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит  активный выход на социум.

    Принципы исследования.

    1. Принцип обеспечения нравственной оперативной информации, предполагающий вооружение дошкольников необходимыми нравственными и этическими знаниями.
    2. Принцип актуализации нравственных ценностей у дошкольника.
    3. Принцип стимулирования к нравственным поступкам и деятельности,  в основе которого - требование создания благоприятных условий для проведения нравственной деятельности.
    4. Принцип возбуждения нравственной самодеятельности дошкольника, предполагающий личностное отношение,  формирование положительной внутренней позиции.

    В работе  с родителями, детьми, воспитателями используются разнообразные формы:

                    а) массовые (родительские собрания,  обмены опытом  семейного воспитания,  праздники, совместные посещения  театров и музеев, походы, экскурсии и др.)

                    б) групповые (консультация, беседа).

                     в) индивидуальные (поручение, посещение семьи, беседа).

    Самой распространенной в практике и эффективной формой признаётся родительское собрание.  

    Основная часть.

    Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования, собственно,  он делает мужа и жену семьёй. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами  родства и чувством ответственности,  все, что  происходит в семье: они делят между собой и радость и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми,  между детьми и родителями и т. д. Эти отношения и определяют психологический, нравственный и духовный климат семьи. В этом климате и формируются  у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи, на что направлены главные интересы семьи - все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только  в семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д. Каким вырастет ребенок,  во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и заботятся о  всех, когда его уважают и он уважает других, и ненормальным,  когда он - баловень семьи,  а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. Взаимоотношения семьи и детского сада важны  на первоначальных этапах жизни ребенка, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в детском саду.  В эти годы ребенок еще тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в детском саду то, что он имеет или не имеет.  Для того чтобы детский сад это помог осуществить, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей.  Ведь цели, в конечном счете, у них одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной, духовной  и творчески активной личностью.

    Подробнее остановимся на нравственном и духовном воспитании дошкольников.

    Нравственное воспитание-процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.)            

    Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей  силой  развития нравственного сознания  является нравственное мышление-процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.  Нравственность личности складывается  из субъективно освоенных  моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление - основа и стимул проявления нравственной воли.  Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства,  в котором они живут. В него входят отношения  и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, воспитателями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это - процесс постоянных и систематический решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование дошкольников.  Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

    Примеры:

    1. Учить дошкольника  различать добро и зло  в процессе чтения сказок. Ребенок понимает, что положительными героями являются: «Колобок», «Красная шапочка», «Золотой петушок», «Лисичка-сестричка» и другие, а отрицательными героями являются: Серый волк, Кощей-бессмертный, Баба-Яга и другие; а при просмотре современных мультфильмов дети четко выделяют для себя злых (Роби-Злобный, гусеницы: Вупсень и Пупсень, собака Кусачка, пиявка и т.д) и добрых (Спортокус, Лунтик, Винксики) персонажей. На данном этапе используется групповая форма работы с детьми.
    2. Развивать чувство любви  к Родине. Как ребенок  в таком еще маленьком возрасте сможет понять и объяснить, что для него означает родина?

    Во-первых, - это мама, которая тебя родила и очень сильно любит.

    Во-вторых, - это село, в котором ты проживаешь, поэтому воспитатели организовывают посещение в музеи с целью ознакомления детей с истоками возникновения села, улиц, дворов, фамилий; посещение библиотек. ( Используется массовая форма работы с детьми).

    В-третьих,- это наш родной язык, на котором говорили наши предки и на котором учатся говорить наши дети в детском саду.

    3) Развивать музыкальную культуру: хоровое пение на праздниках, прослушивание музыкальных фонограмм. (Используется групповая работа с детьми .  

    Научно обоснованное отношение  к процессу нравственного воспитания состоит  в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Тогда воспитатель получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей. Я уже говорила о том, что главным в нравственном воспитании является не только знание норм морали (что такое хорошо и что такое плохо), но и их воплощение в деятельности, связанной с формированием нравственных убеждений. Ученый из Литвы Р.И. Тидикис предлагает нам целый ряд принципов, исходя из которых, по его мнению, можно не только   воздействовать на сознание и поведение, но и обеспечивать действенность, инициативность и целенаправленность   в деятельности, направленной на формирование нравственных убеждений.  

    Начнем с первого  принципа-обеспечения нравственной информацией. Уже здесь, на первом плане, начинаются сбои. Нравственная информация не поспевает за безнравственной, которая заполняет не только наши подъезды и улицы,  но даже и средства массовых коммуникаций,  прежде всего  печать, телевидение, кино. Наши оппоненты объясняют важность вхождения  в такую информацию необходимостью знания дошкольниками всех сторон жизни без всяких прикрас. Однако неокрепшие нравственно души детей как губка впитывают и хорошее, и плохое, и им порой сложно разобраться во всей лавине поступающей информации. На помощь призван придти детский сад, а потом школа как центр нравственного воспитания. Детский сад в своем влиянии  на воспитанников  достаточно автономен, однако сила его воздействия находится в прямой зависимости от авторитета воспитателя, нравственного климата  в коллективе, взаимоотношений детского сада с родителями.

    Другой принцип связан с переходом полученных нравственных знаний в личностный смысл, т.е внутренним принятием норм нравственности. Он также не всегда срабатывает. Вы спросите - почему? Потому что общечеловеческие нравственные понятия, такие как честность, справедливость, милосердие, совестливость, если даже и утверждают себя в жизни через создание различного рода ситуации и организацию коллективной деятельности, но оказываются невостребованными  за порогом детского сада, т.е. образуются определенные «ножницы» между знанием нравственных норм и их реализацией в реальной действительности.

    Третий принцип предполагает создание благоприятных условий для проведения нравственной деятельности. Я уже говорила, что любой вид труда потенциально должен нести в себе заряд нравственности, который определяется его организацией, значимостью, отношением к нему со стороны взрослых и самих дошкольников, материальной и моральной значимостью. Например: прививаем трудовые навыки, через выполнение простых трудовых заданий: уборка рабочего места, сбор песочных наборов, уборка группы,  участие в уборке территорий, закрепленных за каждой группой.

    Наконец, принцип  предполагающий формирование положительной внутренней  позиции к деятельности, к нравственным делам, поступкам, отношениям.  Он предполагает, прежде всего, прочувствование, связанное или с участием в деятельности, отражающей интересы и устремления дошкольника, или наличием таких информационных источников, которые подтверждают уже имеющийся опыт в его нравственной    копилке,  что формирует убежденность дошкольника. А если деятельность не является потребностным смыслом для личности? Вряд ли ее результат, даже положительный, вызовет соответствующие эмоции. Или личность еще не имеет достаточного опыта нравственных отношений? Она вряд ли воспримет за истину слово воспитателя. В организации любой деятельности нет мелочей, и каждая мелочь, порой нами не принятая во внимание, компенсируется в те издержки, которые мы наблюдаем в нравственном воспитании.

    Специфика целей нравственного воспитания  определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями.  Общение  с ребенком - таинство, секрет которого можно постигать всю жизнь. Хорошо, если вместе со своими детьми растут и родители. Хорошо, если понимают, что одних действий мало. Нужно еще и доверие, и осознание причин поведения - собственного и детского. Скажите себе:

    1. Я хочу осознать  проблемы своего общения с детьми.
    2. Я хочу осознать, можно ли что-то изменить в будущем. Преодолевая сопротивление, которое может родиться в одежды нежелания, непонимания,  протеста, усталости, головной боли и т.д., мы сделаем первый шаг к зрелой позиции: «Я отвечаю за свое общение с ребенком». И это поможет стать компетентным в искусстве общения.

       -Я призываю вас задуматься о том, что в вас самих служит источником проблем, возникающих в общении  с детьми, и как это влияет на ваше физическое состояние, мысли, чувства, поведение. Для сохранения добрых  взаимоотношений,  в которых не будет места гневу, раздражительности, обидчивости, мстительности, вспыльчивости, можно порекомендовать следующее:

    Какой бы ни был проступок - не сердитесь. Пусть первый реакцией будет забота: «Не испугалась?», «Очень расстроилась?».

    Как объяснить ребенку, где  он в окружающей  среде  соприкасается с духовной жизнью, примером этого  являются ситуации:

    -Ребенок сорвал цветок – и он увял;

    -Ребенок поймал бабочку - и она умерла у него на ладони. И тогда он понял, что прикоснуться к  красоте можно только сердцем.

    Увидеть и не испытывать соблазна, сорвать красивый лесной цветок, могут два совершенно не похожих друг на друга ребенка.

    Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по своему духовному развитию находится как бы по середине между этими типами детей.

    Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли, чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы.

    Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце-это и есть высшее проявление духовной культуры человека.

    А также духовное воспитание дошкольников осуществляется через проведение мероприятий: «Православные праздники в январе, их значения», «Кто такой христианин», «История происхождения народных бытовых обрядов», «Образ матери в духовном искусстве», а также экскурсии на темы: «Лес просыпается», «Наш парк в разное время суток».

    Заключение.

    Итак, на мой взгляд, важным фактором нравственности дошкольника является семья, воспитательный потенциал которой определяется  не только через характеристику ее внутреннего мира, а прежде всего через богатство и многообразие ее связей с внешним миром.

    В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенок – зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям... Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей, - это гипертрофированная любовь  в конце оборачивается несчастьям. С этим доводом нельзя не согласиться,  но можно и поразмыслить. Мы часто слышим о том, что во всем нужна мера.  Значит, мера любви должна быть и  в отношении к детям. Но как измерить ее, как найти эту меру? Причем нравственное, духовное воспитание осуществляется постоянно,  у него нет каникулярного времени и воскресных дней. Семья не автономное государство с границами и таможнями. Поэтому мы говорим о том, что  в основном через  многообразие отношений с окружающим миром формируется не только воспитательный потенциал родителей, но и нравственность самих детей. На мой взгляд, точнее было бы сказать, что ребенок – зеркало нравственной жизни родителей и отражение взаимоотношений в обществе. За порогом семьи дети вступают  в детсадовскую жизнь, где уже на «чадо» воздействуют воспитатели. Они продумывают дело для своего воспитанника, давая ему определенные поручения, задания. А в школьной жизни преподаватели познакомят детей со следующими  добродетелями: повиновение, правдивость. Но, прежде всего, необходимо иметь определенное и твердое убеждение  в том, что одно только дает человеческой жизни значение и достоинство, именно нравственная сила, и что сила эта достижима только деятельностью. Это убеждение можно принимать или не принимать. Однако, на мой взгляд, бесспорно – в них есть рациональное зерно, и любой коллектив (семейный, преподавательский) должен знать программу воспитания, те добродетели, на которых строится самовоспитание детей. Все это способствует воспитанию детей, привитию им нравственных и духовных качеств.

    Список литературы.

    1. Азаров Ю. П.  Искусство воспитывать. -  М.- 1985.

    2. Бабанский Ю.К. Педагогика. Под ред. - М. - 1988

    3. Макаренко А. С.  Методика организации воспитательного процесса. Соч. - Т.У. -  М. - 1958.

    4.Никитин А.Ф. Единство нравственного гражданского воспитания. // Советская педагогика. - 1990. - №7.

    5. Огородников Т. И. К вопросу о классификации методов воспитания. // Советская педагогика. - 1972. - №4.

    6. Сластенин  В. А. Методы воспитания. – Педагогика. Под ред. Бабанского Ю. К. - М. - 1988.

     7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х т. - М. - 1979. - Т.1.

    8. Тонков Е.В. Управление процессом нравственного и духовного воспитания детей. - Челябинск. - 1983.

    9. Ярмаченко Н. Д. Педагогика. Под ред. - Киев. - 1986.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

    Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

    Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

    Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

    Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"

    Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...

    Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"

    Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...