Проект по пальчиковой гимнастике
проект (младшая группа) на тему

Развиваем пальчики - развиваем мозг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_palchikovoy_gimnastike.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» (АКИПРО)

Модель рабочей программы по теме:

«Развиваем пальчики – развиваем мозг»

2 младшая группа

 

                     Разработчик:

                                                                 Ф.И.О.: Фомина Ирина Александровна

                                         Должность: воспитатель

                                                     ДОУ: МБДОУ детский сад №10

               г. Алейск

г. Барнаул

2014г.

Структура

1. Рабочая программа «Развиваем пальчики – развиваем мозг»

1.1. Пояснительная записка……………………………………………….. стр. 3

1.2. Цель рабочей программы ……………………………………………. стр. 5

1.3. Задачи рабочей программы …………………………………………. .стр. 5

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса …стр.5

1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста (3-4 лет)…….. стр.6

1.6. Планируемые результаты освоения Программы……………………..стр.7

2. Комплексно-тематическое планирование (описание образовательной деятельности) ………………………………………………………………. стр.8

3. Материально-тематическое планирование программы, место реализации программы …………………………………………………………………. стр.10

Итоговое задание представляется в электрическом виде по адресу: belyaeva1953@yandex.ru

1. Рабочая программа «Развиваем пальчики – развиваем мозг»

  1. Пояснительная записка

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное  развитие ребенка, во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.

Исходя из этого утверждения в данной программе представлен комплекс занятий и упражнений для работы пальчиков.

В рабочую программу включены занятия пластинографии, тестомастики пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др.

Данная программа построена по принципу интеграции образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Настоящая рабочая программа МБДОУ детский сад №10 города Алейска разработала на основе авторских наработок и изучения соответствующей методической литературы. Программа направлена на развитие речи детей 3-х лет через развитие мелкой моторики рук.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации №273 от 29.12.2012г.»;

-  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017г.г.;

- ФГОС ДО;

- Сан Пин 2.4.1.3049-13;

- Основная основательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №10 г. Алейска.

1.2. Цель:

Способствовать развитию речи детей трех лет.

  1. Задачи:

- расширять словарный запас детей, повышать речевую активность;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук, тактильные ощущения;

- развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте;

- совершенствовать дикцию и звукопроизношения;

- формировать умение работать с пластилином и тестом;

- прививать художественно-эстетический вкус;

- воспитывать интерес к творчеству.

  1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- обогащение и увеличение информации, конструктивности и насыщаемости предметно-развивающей среды;

- доверительное отношение к ребенку, обеспечение эмоционального комфорта;

- создание условий для активности, самореализации дошкольника;

- опора на игру при формировании учебной деятельности;

- поощрение ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждения;

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.

  1. Особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет (приложение)

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношения со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Важно понять,, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам » прежде всего отражает проявление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Память дошкольника 3-4х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремиться к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордиться своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослыми и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенок знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем  непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

  1. Планируемые результаты освоения программы

- расширяется словарный запас детей;

- улучшается дикция, звукопроизношения;

- развивается память;

- повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается координация движений;

- наблюдается интерес к пальчиковым играм;

- формируются навыки работы с пластилином.

2. Комплексно-тематическое планирование

Содержание непосредственно образовательной деятельности

- мой детский сад

- знакомство с тестом. Игра «Шлепаем ладошками»

- осень пришла

- русская народная закличка с движениями «Солнышко-ведрышко»

- «Ягодка на веточке» (пластилинография)

- моя семья

- приветственная игра «Здравствуйте, ладошки!»

- «Оладушки для всей семьи» (тесто)

Потешки с движениями «Ладушки»

- пришла зима «Зимняя сказка» с элементами пальчиковой гимнастики

- мои любимые игрушки «Кукла  - неволяшка» (пластилинография)

- «Самолет построим сами»

- игры с массажным мячом

- мамин праздник «Ладушки – ладушки поедим в гости к бабушке». «Бусы для бабушки»

- весна пришла «Гусеница на траве» (пластилинография)

- потешки с движениями «Как на нашем лугу»

- пальчиковые гимнастики («Семья, «Домик», «Пчелка»)

- Д/И «Чудесный мешочек»

- Мои любимые сказки

Образовательная деятельность при проведении режимных процессов:

- игровая деятельность;

- исследовательская деятельность;

- мозайки;

- шнуровки;

- пальчиковые игры;

- игры с прицепками;

- эксперименты, опыты;

- рисование пальчиками;

- игры с песком;

- собери пазлы;

- игры «Угадай на ощупь»;

- развязывание узелков;

- игры с бросовым материалом (крупой, пуговицами);

- заучивание стихов, потешек, считалок.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей;

- изготовление «сухого бассейна» из пробок;

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сминания;

- конкурс для родителей «Мои любимые игрушки» (из теста);

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей.

3. Материально-техническое обеспечение программы

Музыкальный центр, мультимедийная установка (проект, экран, презентация). Плакаты, игры, модели, муляжи. Раздаточное пособие для экспериментирования.

Учебно-методический комплект:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2. Академия пальчиковых наук О. Новиковская.
  3. Пальчиковые игры О.И. Крупенчук.
  4. Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи Е.Н. Маслова.
  5. Вместе с мамой рисуем, запоминаем, рассуждаем Т.П. Трясорукова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

инновационный проект по пальчиковой гимнастике в младшей группе

В проекте  представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке ру...

Проект «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр» (младшая группа).

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мел...

Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Педагогический  проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...

Проект "Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 5-6 лет"

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - о...