«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками». «Организация проекта».
консультация на тему

 

К о н с у л ь т а ц и я

 «Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».

«Организация проекта».

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми – является проектно-исследовательская деятельность.

 Это не только просто исследование, и не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведение в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

 Метод проектов актуален и очень эффективен.     Проектная деятельность – это осознанная добыча новых знаний. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

 Организация проектной деятельности на сегодняшний день одно из перспективных направлений работы в системе дошкольного образования.

Проект (от лат. projectus –  брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) –  это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам.

Иначе говоря, проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое и заканчивает проект свое существование тогда, когда достигнута конечная цель.

У детей на  четвёртом году жизни возникает наглядно-образное мышление, ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трёх важных достижениях:

   - у детей накопилась определённая сумма знаний;

-  сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях;

  - появилось понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого человека.

     Очень полезно не сообщить знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети второй младшей группы ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

    Целью проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребёнка окружает.

    В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребёнка. Дети развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина, как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому проектно-исследовательская  деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность учёного.

     Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности:

Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).

Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).    

Выбор темы проекта (обозначить границы проекта).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).

Выработка гипотезы.

Определение последовательности  проведения проекта.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов.

Подготовка отчёта (сообщение по результатам проекта).

Доклад (защита своей темы публично).

 Сроки реализации проекта:  краткосрочные и долгосрочные (от несколько месяцев до нескольких лет)

 Участники проекта:    Воспитанники группы;  воспитатели группы; педагогические работники ДОУ; родители воспитанников.

Сбор материала.      Он может происходить из различных источников.

-Это занятие. Но, в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жёстко организованных, заранее спланированных занятий.

    - Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.

    - Это предметно-развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства, и материалы для самостоятельной работы детей.

    - При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребёнок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.

    - Получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера.

   Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Воспитание самостоятельной и отзывчивой личности.

Развитие творческого начала и интеллектуальных способностей.

Способствование формированию целеустремлённости, настойчивости.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

 4. Составление плана-схемы проекта.

 5. Сбор, накопление материала.

 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

 8. Презентация проекта, открытое занятие.

     По праву проектная деятельность стала частью учебного процесса, ведь при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе, которой лежит познавательный мотив. Дети задают вопросы сверстникам, родителям, воспитателям, ищут ответы в книгах, а затем, с готовыми материалами, выступают перед всеми детьми. Некоторые детские вопросы становятся темами очередных специальных бесед, которые проводятся в основном, в вечерние отрезки времени. В конце каждого проекта дошкольники демонстрируют свои умения думать, рассуждать, делать выводы. 

     Все это говорит о том, что внедрение проектно-исследовательской деятельности является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta5.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектно–исследовательской деятельности с дошкольниками».

«Организация проекта».

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми – является проектно-исследовательская деятельность.

 Это не только просто исследование, и не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведение в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

 Метод проектов актуален и очень эффективен.     Проектная деятельность – это осознанная добыча новых знаний. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

 Организация проектной деятельности на сегодняшний день одно из перспективных направлений работы в системе дошкольного образования.

Проект (от лат. projectus –  брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) –  это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам.

Иначе говоря, проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое и заканчивает проект свое существование тогда, когда достигнута конечная цель.

У детей на  четвёртом году жизни возникает наглядно-образное мышление, ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трёх важных достижениях:

   - у детей накопилась определённая сумма знаний;

-  сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях;

  - появилось понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого человека.

     Очень полезно не сообщить знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети второй младшей группы ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

    Целью проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребёнка окружает.

    В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребёнка. Дети развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина, как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому проектно-исследовательская  деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность учёного.

     Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности:

Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).

Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).    

Выбор темы проекта (обозначить границы проекта).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).

Выработка гипотезы.

Определение последовательности  проведения проекта.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов.

Подготовка отчёта (сообщение по результатам проекта).

Доклад (защита своей темы публично).

 Сроки реализации проекта:  краткосрочные и долгосрочные (от несколько месяцев до нескольких лет)

 Участники проекта:    Воспитанники группы;  воспитатели группы; педагогические работники ДОУ; родители воспитанников.

Сбор материала.      Он может происходить из различных источников.

-Это занятие. Но, в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жёстко организованных, заранее спланированных занятий.

    - Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.

    - Это предметно-развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства, и материалы для самостоятельной работы детей.

    - При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребёнок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.

    - Получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера.

   Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Воспитание самостоятельной и отзывчивой личности.

Развитие творческого начала и интеллектуальных способностей.

Способствование формированию целеустремлённости, настойчивости.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

 4. Составление плана-схемы проекта.

 5. Сбор, накопление материала.

 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

 8. Презентация проекта, открытое занятие.

     По праву проектная деятельность стала частью учебного процесса, ведь при ее реализации у детей возникает множество вопросов, в основе, которой лежит познавательный мотив. Дети задают вопросы сверстникам, родителям, воспитателям, ищут ответы в книгах, а затем, с готовыми материалами, выступают перед всеми детьми. Некоторые детские вопросы становятся темами очередных специальных бесед, которые проводятся в основном, в вечерние отрезки времени. В конце каждого проекта дошкольники демонстрируют свои умения думать, рассуждать, делать выводы.  

     Все это говорит о том, что внедрение проектно-исследовательской деятельности является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

•Работа по проекту является исследовательской•Проект  педагогически значим (учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий)•...

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ

все по организации проектно-исследовательской деятельности в доу...

Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...

Этапы организации проектно- исследовательской деятельности по А.И. Савенкову

4 этапа организации  проектно- исследовательской деятельности по А.И. Савенкову....