Организация взаимодействия педагогов и семьи
консультация на тему

Маркова Наталья Александровна

 

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию педагога с родителями (по методике Л.Б. Филонова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 85»

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Маркова Н.А.

Консультация

Организация взаимодействия педагогов и семьи

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию педагога с родителями (по методике Л.Б. Филонова)

    К профессиональным коммуникативным педагогическим умениям можно отнести пошаговую технологию продвижения к контакту и взаимопониманию. Она позволяет преодолеть начальную настороженность родителей, подвести к адекватному общению, при котором слова педагога начинают вызывать нужную реакцию у родителей. Это методика контактного взаимодействия, предложенная Львом Борисовичем Филоновым («Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения»).

 Основные идеи заключается в следующем:

-  доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

- процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

- процесс взаимодействия должен развиваться последовательно. А переход в др. стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Стадии контактного взаимодействия

Накопление согласия.

Нельзя сразу приступать к предмету разговора. Если вы подозреваете. Что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этап – нейтрализация настороженности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. Чтобы расположить к себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.

Поиск совпадающих интересов.

На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

Взаимное принятие для обсуждения личных качеств и принципов.

К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь педагогу необходимо показать, что независимо от фактического состояния дел, он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стиля взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.

Выявление качеств, опасных для взаимодействия.

Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, причем иногда признание делается в косвенной форме. У родителей появляется потребность раскрыться педагогу.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.

 На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил перед собой педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребенка.

Согласованное взаимодействие.

Вот теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.

     Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогу упорядочить процесс общения, сделать его психологически верным, приобрести уверенность в противостоянии трудностям и недостаткам в работе с родителями.

      Основные аспекты педагогической техники – это приемы и средства самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция), мимической и пантомимической, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.

  Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью специальных умений. Это — умение мобилизовать другого человека на интенсивное взаимодействие, умение общаться, налаживать обратную связь («считывать» реакцию собеседника), владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство педагога заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства.

    Одним из важных требований к педагогу является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид — это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека, который воспринимается окружающими. Внешний облик человека передает его внутреннее содержание. Так, сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук, суетливость говорят овнутренней неуверенности, слабости, которые легко «считываются» другим человеком. Выразительная осанка отражает внутреннее достоинство. Правильная походка. Четкость движений свидетельствуют об уверенности в собственных силах, твердости позиции.

    Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других побочных факторов. Кроме того, она должна отражать характер взаимодействия: с помощью только одной дистанции можно заставить пережить целую гамму эмоций. И наконец, поза не должна противоречить особенностям взаимодействующих. «Автор» позы должен отчетливо представлять себя со стороны. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса должны быть ограничены и подчинены характеру взаимодействия. Предпочтительнее, чтобы жесты были сдержанными, без широких резких взмахов и острых углов. Округлые жесты и скупаю жестикуляция обычно подчеркивают речевое сообщение, придавая ему дополнительную силу воздействия. особая важность в пантомимики в том, что жесты, как и другие движения рук и корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Поэтому неадекватная жестикуляция дезинформирует собеседника, отвлекает внимание.

     Обращаясь к родителю, не забывайте: взаимодействие может развитваться по-разному в зависимости от той позы, которую вы приняли, оптимума дистанции и ориентации на собеседника.

    Еще более информационным содержанием обладает мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица (и особенно взгляда) оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несет информацию большую, чем речевое сообщение. Причем эта информация отражает самые глубинные смыслы и отношения, которые сигнализируют об истинном значении этого сообщения.

    Таким образом. Осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Литература:

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.  
  2. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. Для родителей. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»

Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...

Методическая разработка по взаимодействию педагога с семьей в организации и проведении современных практик этнокультурного образования.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, кр...

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...

Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями   воспитанников в соответствии  с требованиями ФГОС ДОУ...