Проект "Мы - дети России"
проект (старшая группа) на тему

Надейкина Лариса Александровна

Россия всегда являлась многонациональным государством.

         В нашей Саратовской области, в нашем родном городе Петровске, а также и в нашу группу детского сада под удивительным названием «Лучик» ходят много представителей разных национальностей: русские, татары, мордва, киргизы, армяне, молдаване, украинцы, аварцы.

         С раннего детства ребенок впитывает ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям -  одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.

На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. В соответствии с ФЗ       «Об образовании» в РФ,  детский сад является первым уровнем общего образования, я разработала проект « Мы – дети России!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_deti_rossii.docx844.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

«МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

ПРОЕКТ

     

           

                             

 «МЫ - ДЕТИ РОССИИ»

Разработала: воспитатель старшей группы  МБДОУ

д/с №11  «Лучик» г. Петровска

Надейкина Лариса Александровн

2015г

Тема: «Мы – дети России»

Тип проекта – познавательный, информационно-творческий, среднесрочный.

Участники проекта:

Воспитанники старшей группы, педагоги, родители воспитанников, сотрудники детского сада.

Цель проекта.

  •  Формировать представление детей о России, как многонациональном государстве, но единой стране.
  • Зажечь искорку любви и интереса к культуре и семейным традициям  народов России, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Задачи:

  1. Познакомить с народной символикой, устным творчеством, национальной одеждой, кухней разных народов, декоративно-прикладным творчеством согласно возрасту детей.
  2. Развивать интерес к народным  играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Расширять кругозор детей, словарный запас.
  3. Воспитывать толерантные отношения между дошкольниками и всеми участниками педагогического процесса в условиях     многонационального окружения.
  4. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение культуры и семейных традиций разных народов. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий.

Актуальность проблемы

Россия всегда являлась многонациональным государством.

         В нашей Саратовской области, в нашем родном городе Петровске, а также и в нашу группу детского сада под удивительным названием «Лучик» ходят много представителей разных национальностей: русские, татары, мордва, киргизы, армяне, молдаване, украинцы, аварцы.

         С раннего детства ребенок впитывает ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям -  одна из важнейших задач работы педагога. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.

На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. В соответствии с ФЗ       «Об образовании» в РФ,  детский сад является первым уровнем общего образования, я разработала проект « Мы – дети России!».

Ожидаемый результат

Данный проект позволит приобрести всем его участникам определённые знания, воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Я считаю, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной системе дошкольного образования. В его реализацию активно включатся родители воспитанников. Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т.д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

 

Дети  будут знать и называть:


       Место проживания: страну, столицу своей Родины, город, домашний адрес.

Свою символику, нацию, национальную одежду, культуру, язык, традиции.

Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи, смогут составить рассказ о членах своей родословной.

Называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции, национальные игры, танцы, песни, сказки, пословицы и поговорки и т.д.

Родители:

Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме, укрепят меж.семейные и внутрисемейные связи, научат чтить и хранить свои национальные традиции, соберут сундучок семейных реликвий, оформят генеалогическое древо, у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Педагоги:

 Расширят знания о народах других национальностей, пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками, разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей, пополнят словарный запас детей, будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству, создадут копилку жизни разных народов, будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.

Экскурсии в краеведческий музей и библиотеку углубят знания детей о родной стране,  вызвав чувство гордости за свою Россию. Знакомство с экспозицией «Русская изба» дадут представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.

         Дети узнают о народных промыслах, познакомятся с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами.

Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщит детей к художественному труду (поделки к праздникам, рисование национальных узоров,  изготовление элементов национальных костюмов, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

 Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры всегда способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Работа по реализации проекта

ведется по блокам:

 

1 блок «Методический»:

  • Определение основных направлений работы.
  • Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Информирование родителей о теме проекта и итоговом мероприятии.
  • Сбор информации педагогами и родителями о национальностях.
  • Создание « банка» на электронном носителе о костюмах, символике, устном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, кухне, играх народов др. национальности.
  • Подготовка предметно-развивающего пространства для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих рядом с нами.
  • Подготовить презентацию для детей «День народного единства»
  • Собрать и систематизировать пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны народов России: доброту, дружбу, трудолюбие, любовь к матери, к Родине  (источники: детская библиотека, семья, д/с).
  • Демонстрация выставочного материала .
  • Подобрать занятия, беседы, сценарии, досуги и развлечения по данной теме.
  • Организация целевых мероприятий (совместно с родителями в городской краеведческий музей, в детскую библиотеку, в ср. школу №3).
  • Дискуссия для родителей « Дети с родным нерусским языком в ДУ»
  • Вечер вопросов и ответов «Секреты воспитания».
  • Семейная гостиная «Роль родителей в воспитании у детей любви к своей нации»
  • Консультация для родителей «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Расскажите детям о ваших корнях».
  • Оформить папку – передвижку «Народные подвижные игры»
  • Принять активное участие в спортивном развлечении для детей старшего возраста « Весёлая зима»
  • Провести итоговое совместное (с семьями воспитанников) мероприятие  «Мы в мире, дружбе будем жить»  (с презентацией национальных блюд) и совместным чаепитием по русскому обычаю.
  • Создать альбом совместно с родителями «Паровозик дружбы»
  • Размещение информации на сайте МБДОУ.

2 блок «Национальности»:

Костюмы:

  • Презентация для детей «Национальные костюмы».
  • Изготовление бумажных кукол в национальных костюмах.
  • Раскрашивание костюмов разных национальностей.

Символика:

  • Знакомство с историей России и др.народов, их флагом, гербом. Слушание государственного гимна России.
  • Беседы «Мы – Россияне», «Республика Татарстан», «Республика Дагестан»
  • Лепка « Флаг России»

Устное творчество:  

   

Караван мудрости

  • Стихи.
  • Загадки.
  • Рассказы, сказки.
  • Заклички, дразнилки.
  • Пословицы и поговорки.
  • Конкурс чтецов.
  • Экскурсия в детскую библиотеку. Просмотр презентации «Мы дети одной земли» и активное участие детей в данном мероприятии.

Художественно-эстетическое творчество

  • Прослушивание песен и произведений: «Моя Россия» - Г. Струве, «Колыбельная» - Н.Римский-Корсаков.
  • Разучивание национальных песен : «К нам гости пришли» - А. Александрова, «Дили-дили! Бом! Бом!» - укр.нар.песня (музыкальный руководитель).
  • «Упражнения с ленточками» - укр.нар.мелодия, обр. Р.Рустамова.
  • Разучивание народных плясок, танцев, хороводов, игр на русских музыкальных инструментах: «Русская пляска»  -(р.н.м.»Во саду ли,в огороде»), «Кадриль с ложками» -р.н.м, обр. Е. Туманяна, «Каравай», «Оркестр», новогодние хороводы, танец: «Матрёшки»- муз. Б. Мокроусова, игра «Плетень».
  • Рассматривание иллюстраций и изделий на тему «Прикладное искусство разных народов».
  • Лепка «Элементы национального быта» (Посуда: чашки, чайники, пиалы, кувшины, казаны, чугунки, расписные ложки и т.д), «Ждём гостей»
  • Роспись матрёшек, ложек, городецкая роспись.
  • Выставка детских  работ декоративно – прикладного творчества.
  • Раскрашивание фрагментов  по мотивам русских народных сказок (см. Приложение)
  • Проведение интегрированной деятельности «Хоровод дружбы»
  • Аппликация «В гостях у народных мастеров – украсим чайный сервиз»
  • Коллективное изготовление украинского головного убора.

Национальные традиции:

Знакомство детей с народными праздниками и обычаями.

  • Копилка бесед «Приобщение детей к истокам национальной культуры».
  • Интегрированное занятие: «Русская печка -  всему дому голова»
  • Составление рассказов детьми по картинкам (из личного опыта) «Народные праздники».
  • Интересная работа проводилась еще в ср. гр. «Готовились к пасхе», «Встречали прилет жаворонков», «Дарили «горячее сердечко» для мамы».
  • В ст. гр. «Поход за «живой» водой в храм».
  • Перессказ укр.нар.сказки «Соломенный бычок – смоляной бочок».
  • Чтение тат.нар.сказки «Зилян».
  • Поздравления именинников, встреча гостей с хлебом, солью.
  • Экскурсия в краеведческий музей «Быт крестьянской избы».
  • Обмен новогодними поздравлениями и игрушками, сделанными своими руками с учениками 6 класса школы №1.

Национальная кухня:

  • Презентация для детей «Блюда разных национальностей».
  • Знакомство с национальными овощами и фруктами.
  • Приготовление  родителями национальных блюд и их демонстрация.
  • Выставка детских работ «Национальный пир» (из соленого теста)

Игры:

  • Словесные: «Кольцо», «Закончи пословицу», «Подбери словечко», «Кто это говорит?»
  • Настольно-печатные: «Из какой сказки?», «домино «Хохламские узоры», «Городецкие узоры», «Русские узоры», «Собери матрёшку», «Русский наряд для богатыря», «Сложи орнамент», «Продолжи сказку».
  • Дидактические игры по поликультурному воспитанию «Найди государственные символы России», «Кто в какой стране живёт? «Найди по описанию национальный костюм», «Наряди куклу в национальный костюм», «Определи костюм по фрагменту»

  • Картотека подвижных народных  игр, подвижные игры по мотивам р.н. сказок.  (см. Приложение)
  • Выставка театрализованных игр, игрушек-забав.

  • Театрализованные представления детей по русским народным сказкам.
  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Путешествия по разным городам», «Мы – юные поварята», «Ателье модной одежды».

3 блок «Досуговый»:

  • Развлечения и досуги: «Что мы Родиной зовём?», «Гостеприимство в детском саду», семейный досуг «Традиции разных народов», спортивно – музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительных групп «Весёлая зима».
  • Праздники: «День народного единства», «День матери», «Встреча нового года».
  • Интеллектуальная игра – викторина «Моя любовь – Россия»
  • Фестиваль народных игр.
  • Посиделки  на тему «Печка – матушка»
  • Слушание аудиозаписей с исполнением национальной народной музыки.
  • Просмотр мультфильма по укр. нар.сказки «Жадная мельничиха».

4 блок «Отчетный»:

  • Фотоколлаж по итогам работы
  • Итоговое развлечение совместно с родителями «Мы в мире, дружбе будем жить»
  • Размещение информации на сайте ДОУ
  • Создание альбома «Паровозик дружбы» (совместно с родителями)

Библиографический список:

  • Макарова Т.В. Толерантность и правовая культура дошкольников.- М. 2008
  • Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
  • Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, №10, 1975.
  • Арсалиев  Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии/Ш.М.
  •  Арсалиев //Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003.
  • Архарова  Л.И. Воспитание на народных традициях/Л.И. Архарова//Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001.
  • Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. – Казань., 2004.
  • Беляева Л.И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1977.
  • Богомолова М. И.Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.
  • Богомолова М.И. Праздник как средство интернационального воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.
  • Богомолова М.И. Национальная кукла как средство воспитания у младших дошкольников симпатии к детям разных национальностей.1983, № 1, с. 57-75.
  • Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания/Г.Н. Волков//Мир образования – образование в мире. – 2002. – № 1. – С. 11.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В. Руссковой. – М., 1986.
  • Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.
  • Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дошкольное воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.
  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
  • Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса/Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. – Элиста, 1999.
  • Ф. Валеев «Татарские народные орнаменты»
  • Вострухина Т.Н. «Воспитание толерантности у детей»
  • http://nsportal.ru/
  • http://planetadetstva.net/
  • Doshkolnik.ru
  • Vospitatel.com.ua


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Все мы дети России"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на развитие у детей чувства толерантности., уважительного отношения к людям разных национальностей....

"Дети России Образованны И Здоровы"

Участие во Всероссийской научно-практической конференции "ДРОЗД "...

"Мы-дети России"

Презентация к методической разработке открытого просмотра НОД для детей старшего возраста по теме :" Мы любим тебя наша Родина"...

Сценарий мероприятия для детей 6-7 лет «Пушкин для детей России».

Мероприятие посвящено творчеству великого поэта А.С.Пушкина....

Спортивно-патриотическое мероприятие, приуроченное ко Дню флага России «Мы дети России»

Спортивно-патриотическое мероприятие, приуроченное ко Дню флага России «Мы дети России»Ход мероприятия Ведущая:  Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались на празд...

Развлечение проведения праздника посвящённого Дню Российского флага для детей подготовительной группы Тема занятия « Мы –дети России»

Цель: вызвать желание участвовать в развлечении, стремиться к победе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага  России. Воспитывать гражданско-патриотические ...

Сценарий проведения праздника посвященного Дню Российского флага для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мы – дети России»

Цель:1.Познакомить детей с понятиями:- Государственный флаг Российской Федерации;2. Развивать в детях патриотические чувства....