Работа по самообразованию
методическая разработка по теме

Кичигина Светлана Алексеевна

Работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aaaaattestatsiya_rns.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                       

Тема: “Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности”.

Ф.И.О. Кичигина Светлана Алексеевна

Должность: воспитатель

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№37 “Дружная семейка”

                             

Территория: г. Нижневартовск

Ханты-Мансийский автономный округ

                                                              2015 год

       

        Оглавление

Введение.                                                                                                      2 - 3          

Главная 1. Теоретические аспекты развития связной речи

                 средствами театральной деятельности  

1.1. Психолого-педагогический аспект.                                                 4 - 5

1.2. Характеристика связной речи.                                                         5 - 6      

1.3. Влияние театральной деятельности  на развитие связной речи.  7 - 8

  1. Характеристика театральных и дидактических  игр.                 8 - 10

Глава 2. Система работы по формированию связной речи

  детей старшего дошкольного возраста средствами театральной

   деятельности.

2.1. Содержание и методы работы с детьми.                                          11 -13  

2.2 Этапы работы с детьми в театральной деятельности:                      13 - 17

А) выбор пьес или инсценировок;

Б) работа над эпизодами в форме этюдов;

В) работа над выразительностью речи;

Г) ритмическая разминка;

Д) работа над воображением;

Е) премьера постановки.

  1. Педагогическое руководство.                                                          17 - 20
  2. Взаимодействие с родителями .                                                       20 – 21
  3. Результативность работы по развитию связной речи

средствами театральной деятельности.                                           21 - 22      

Заключение.                                                                                                  22 - 24  

    Литература.                                                                                                    25                    

     

 

  Введение

  Воспитать из несмышленого ребенка достойного человека во все времена было делом не простым. Человечество старалось сохранить, отобрать, донести до наших дней наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Нашими предшественниками была давно исследована закономерность: чем меньше  возраст ребенка, тем больше влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Эта закономерность, основанная на народной педагогике, и была положена в основу современного образования. Ребенок имеет право на особую заботу и помощь, полное и гармоничное развитие личности.

     Речь – одно из важнейших направлений развития ребенка. Благодаря   родному языку малыш входит в большой мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

   Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.

  Проблема:

  В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими взрослыми людьми, снижается познавательная активность.

 Поэтому невозможно переоценить роль родного языка в современном интеллектуальном, речевом, литературно-художественном развитии.

   Актуальность:

 Для развития выразительной стороны речи необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить чувства, желания, эмоции, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому необходимо приучать еще в раннем детстве. В этом огромную помощь может оказать театрально-речевая деятельность, так как люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются не подготовленными для публичного выступления перед аудиторией. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни,  основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актеров, что усиливает эффект эмоционального воздействия на настроение, так и на мироощущение ребенка.

   Исходя из обозначенной проблемы и ее актуальности была определена цель: формирование связной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества.

  Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Совершенствовать уровень развития связной речи, позволяющий свободно вступать в общение с окружающими.

  1. Знакомить детей с разновидностями театров.
  2. Создавать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности:

а) развивать умение свободно и раскрепощено держаться при выступлении;

б) побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;

в) поощрять исполнительское творчество.

  1. Приобщать детей к устному народному творчеству и театральной культуре.
  2. Обеспечивать взаимосвязь речевой и театральной деятельности в едином педагогическом процессе.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования связной речи, средствами театральной деятельности.

1.1. Психолого-педагогический аспект.

  Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”  (Э.И.Ильенков) – способность к творчеству. А одной из составляющих гармонического развития личности является речевое развитие как неотъемлемая  часть художественно-эстетического воспитания. Психолог и философ С.Л.Рубенштейн в своих трудах писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык; чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам ”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлениями индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.

 Но с развитием техники, компьютеризации и занятостью родителей на производстве материальных благ, у современных детей наблюдается недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности, стали меньше общаться со сверстниками, замыкаясь на телевизорах и компьютерах. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и социолингвистики.

  Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Е.И.Тихеева. Ф.А.Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений отчетливо доказывают, насколько велика роль правильно организованной коммуникации (взрослого с детьми и детей с друг с другом как на занятиях, так и вне их).

  Исследовательский центр семьи и детства российской академии образовании под руководством Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой провели исследования развития речи в лабораторных условиях, и разработали программу и методические рекомендации. При разработке проблемы развития речи дошкольников авторы выделили три основных направления:

1)  структурное – фонематическое, лексическое, грамматическое развитие;

2) функциональное – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения;

  1. когнитивное, познавательное – формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

  В исследованиях второго направления (Л.В.Воронина, Г.Я.Смирнова, О.С.Ушакова и другие) авторы стремились найти наиболее четкие критерии связной речи. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

1.2.Характеристика связной речи.

  Владение разнообразными навыками связной речи, позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяет единая природа происхождения – потребность людей общаться друг с другом. Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекают по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

 Давая характеристику связной речи Л.П.Якубинский говорил, что диалог – это “сравнительно  быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности: в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они высшей степени кратки”.

  Важными характеристиками диалогической речи можно считать “ситуативность и реактивный характер – ответ собеседника в большом числе случаев представляет собой перефразировку, а то и повторение вопроса или замечания” – А.А.Леонтьев.

  Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики). Большую роль в диалоге играет интонация.

  Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника, строить ответ в соответствии с услышанным.

  Монолог – это форма связной речи, для которой характерна “длительность и обусловленная его связность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, наличие заданности, предварительного обдумывания” – Л.П.Якубинский. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Одной из важных характеристик монологической речи является ее произвольность, то есть умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего.

 Психологические исследования Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия отмечают, что процесс формирования монологической речи трудный и медлительный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи (краткий план высказывания) и умения развернуть ее в случае необходимости во внешнюю речь, появление элементов монологической речи возможно лишь к пяти годам. Поэтому становление монологической речи происходит за пределами дошкольного возраста.

1.3 Влияние театральной деятельности на развитие связной речи.

  У.А.Карамзина в своей работе “Театр кукол в детском саду”отмечает, что в многообразии содержания воспитания и обучения детей, кукольный театр является немаловажной стороной в социализации ребенка, так как кукольный театр является одним из путей вхождения в социальный мир, человеческую среду.

  С точки зрения педагогической привлекательности театральную деятельность можно считать универсальной, по ее игровой природе, а также о ее коррекционных возможностях. А.И.Буренина считает, что особенность театральной игры – эта деятельность интересна всем – и детям и взрослым. В ней как бы “нет возраста”, а есть цель (развитие общения между детьми и взрослыми), которая реализуется в процессе подготовки, экспромтах, импровизациях художественных произведений и непосредственном показе спектакля.

   Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей – словаря, диалога, монолога.

  О развитии детского творчества, личности ребенка в целом детский психолог Н.Н.Поддьяков писал: “Следует выделить чрезвычайную важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. На основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка”.

  О.А.Куревина и Л.Г.Петорсон в “Концепции образования: новый взгляд” приводят конкретные примеры по поводу деятельностного подхода воспитания современного ребенка, через совместные творческие игры взрослых и детей, где дети сами становятся исполнителями, а учитель – дирижёром.

  “Нужно стараться создавать здоровую радость и отходить от тоскливых репетиций, театр - творчество” – Н.Бартман.

 Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, совершенствуется речь, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей.   “Театральная деятельность является источником развития чувств, эмпатий – способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации – конкретный зримый результат” – Т.Н.Доронова.

 1.4. Характеристика театральных и дидактических игр.

 Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры.

 Несложно увидеть особенность театрализованных игр:  они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

  Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют слова, меняют концовку произведения и т.д.

  Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображений особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество  ребенка проявляется  в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать  это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (ТV, видео), привыкает облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ, в отличии от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры ( настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

  Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умения вслушиваться  в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами  (мимикой, пластикой движения тела, жестами. Выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театральной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него. Происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются  в ходе воспитательно-образовательной работы.

  В самой природе театрализованной игры заложены её связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит надо соединять ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр. Кто там служит, какие выполняют обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр “изнутри”, побывав зрителями, актерами, билетерами, экскурсоводами.

 Соединение театральной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

 Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры указывал: “Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала и общему развитию ребенка, служила формированию его способностей”. Участвуя в дидактических играх ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него. Например, дидактическая игра “Вспомни сказку”. Воспитатель предлагает не только вспомнить сказку “Три медведя”, но и разложить последовательно картинки. (план рассказа), выбрать себе героя и действовать в данной роли. Усложняя задачу, педагог предлагает придумать свою сказку. Если бы медведи встретились в лесу с другими героями сказок.

 Дидактические и театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя. Эти игры, удовлетворяя потребность в забаве, досуге, создают основу для установления эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Игры формируют коллектив играющих детей и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений и общения.

  Тематика и содержание дидактических игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, в литературном произведении и должна найти место в жизни детей – дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Во время игры ребенок начинает отожествлять себя с полюбившимся образом, что создает условия для формирования нравственного поведения в быту.

 Театрализованные и дидактические игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от развития речи, ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений.

   Глава 2. Система работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

2.1 Содержание и методы работы с детьми .

Изучение теоретических основ вопроса по развитию связной речи, позволили мне приступить к практической деятельности с учетом психологических и возрастных особенностей развития детей. Наблюдения за детьми в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности, а также специальное исследование развития связной речи.

-  В обследовании принимали участие дети в количестве 20 человек  (дети с ОНР и ЗПР).

Цель. Выявить уровень развития связной речи.

Задачи:

  1. Изучить навыки коммуникативных умений (диалогическое общение) у детей коррекционной группы.
  2. Изучить особенности повествовательных высказываний.
  3. Изучить развитие театрализованной деятельности. (Приложение 1)

Вывод. Психолого-педагогическая характеристика показала: практически у всех детей отмечалось неустойчивость внимания, недостаточная точность зрительного восприятия, малый объем слуховой и зрительной памяти, недостаточный уровень словесно-логического мышления, нарушение звукопроизношения. В речи преобладают простые предложения, с нарушением структуры. Знания детей в театральном искусстве очень слабые, могут назвать вид театральных кукол по наводящим вопросам и с показом кукол.

 Исходя из этого встала необходимость в разработке целой системы коррекционной работы по формированию связной речи детей средствами театральной деятельности. Учитывая тот факт, что я работала в логопедической группе и сейчас работаю в группе с задержкой психического развития, свою работу построила на рекомендациях Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которые утверждают, что положительный результат будет достигнут только тогда, когда работа будет проходить в системе. Поэтому развитие связной речи средствами театральной деятельности надо осуществлять поэтапно, в определенной последовательности, соответствующей динамике развития коммуникативных навыков, речевого общения, интеллекта детей. В работе по данному вопросу новое должно сочетаться с уже усвоенным, знакомым, усложнения даются постепенно. Поэтому для эффективности работы с детьсми определила следующие задачи:  

  1. Совершенствование связной речи и артистических навыков детей.
  2. Знакомство детей с видами кукольного театра.
  3. Постановка спектакля.

 Навыки социальной перцепции формировались в процессе совместной деятельности детей и педагога, используя время с приема и до прощания детей, в разных видах деятельности, на занятиях по развитию речи ( программа “Радуга” раздел развитие речи – Т.Гризик).

На первом этапе занималась с детьми по коррекции слухового внимания и памяти. Реализация данной задачи осуществлялась на материале сюжетных (серия картинок) и предметных картинок (пиктограмм) с изображением различных эмоций.

(приложение 2 “пиктограммы”)

  • знакомство с театральной куклой. Эту работу проводила в форме бесед и практического показа работы с куклой, практических этюдов на разыгрывание потешек, театральных занятий. (приложение 3)

Это способствовало формированию у детей внимания, умение распознавать эмоциональное состояние не только сказочного персонажа, но и своего партнера, вызвало желание стать кукольниками.

  На втором этапе:

- проводилась подготовка речевого аппарата как дефектологом на индивидуальныз занятиях, так и в совместной деятельности воспитателя в вечернее время (артикуляционная и пальчиковая гимнастика) и в театральной студии.  

  • использовались речевые упражнения (проговаривание чистоговорок на остаточные звуки) . Например, “Машина”, “Самолет”, ”Ослик”, “Часы”, “Поэт”. (приложение 4).
  • Этюды на общение детей и взрослых, игры-драматизации с использованием кукол. Например, “Идет петушок”, “Как пошла наша подружка”, “Лиса по лесу ходила” (в приложении 3).

На третьем этапе систематически проводились:

-фронтальные занятия по развитию речи (приложение 5)

  • дидактические игры. (приложение 6)

На четвертом этапе проводилась работа над:

  • пластикой движений, упражнения такие, как “Угадай, что я делаю”, “зеркало”. (приложение 7)
  • по созданию спектакля от драматизации стихотворения до составления сказок и инсценировок. (приложение 8)

Предлагаю методику работы над созданием спектакля и планы по организации занятий “Кукловедение” (приложение 9).

2.2. Этапы работы над созданием спектакля:  

  1. Выбор сказки или инсценировки. Прочтение и обсуждение содержания со всеми детьми.
  2. Деление произведения на части – этюды.
  3. Ритмическая разминка (развитие умения владеть своим телом).
  4. Речевая разминка – упражнения на дикцию.(артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
  5. Упражнения на развитие речевой интонации – этюды (диалоги с использованием кукол, масок).
  6. Упражнения на развитие мимики и жестов.
  7. Поэтапное разучивание спектакля. Работа над воображением (диалоги персонажей).
  8. Премьера спектакля.
  9. Формирование знаний детей о театре как виде искусства.

Подробное описание каждого этапа работы над созданием спектакля.

*Тематика и содержание сказок и художественных произведений имеют нравственную направленность, и находит место в импровизированных постановках – любые герои становятся образцами для подражания. Педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки и выразительно читает. Интересуется, понравилось ли оно детям или нет. Получив одобрение, после обсуждения, дети самостоятельно выбирают для себя героя, на которого они бы хотели походить или изменить характер отрицательного героя. Например, в инcценировке “Пирожок – румяный бок”, лисе не дали съесть пирожок, а предложили дружить. В инсценировке “день рождения Вини Пуха”, колобок предупреждал всех героев, что его есть нельзя – он подарок и всех приглашал на день рождения.

* Во время театрально-речевых занятий текст произведения совместно с детьми делили на отдельные этюды. После чего кратко, но убедительно давали характеристику того места, где будет происходить действие каждого этюда. Это формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего. Один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями. Это позволяет детям быстро выучить все роли и быть взаимозаменяемыми. После распределения и принятия ролей, воспитатель побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида и движений действующих лиц, поведения, эмоционального настроения, отношения к другим персонажам. Мимика и показ движений персонажа производится всеми детьми, из увиденного выбирается наилучшее и предлагается ребенку, исполняющего эту роль. Например, воспитатель предлагает пройтись как белочки с веселым настроением, как злые волки, или спокойные зайчата. После чего идет обсуждение и выбор движения для конкретного героя.

*Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов, которая является зарядкой для артикуляционных мышц. Цель гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому перед любой речевой нагрузкой, следует ему помочь подготовить мышцы. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Этот процесс трудоемкий и длительный, поэтому в работе по коррекции дефектов звукопроизношения принадлежит логопеду, с которым у нас тесное сотрудничество.

*Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Упражнения можно провести так:

  • Назвать сказку. А дети угадывают, за какого медведя вы говорите.
  • Сами дети с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки.
  • Упражнять детей в разнообразном интонированию привычных слов: “здравствуйте” (радостно, приветливо, доброжелательно, угрюмо); “до свидания” (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу).

  Разучивание чистоговорок и скороговорок как на занятиях по развитию речи, так и в речевой индивидуальной деятельности.  

  Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, вызывает положительные эмоции, побуждает их общаться с другой куклой или от имени куклы со сверстниками. На этом этапе дети приобретают навыки кукловедения и развития речи. В силу своих психологических особенностей дети (с ЗПР) боятся принимать участие в групповой деятельности. В помощь им приходит использование этюдных тренажей (упражнений) с театральной куклой, которые являются щитом или мостиком, соединяющим игру с творчеством, учат общению со сверстниками и взрослыми.

*Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится работать над выразительностью жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь доказывает то, что невозможно объяснить словами. Работа над выразительностью жестов и мимики включается в игры, упражнения.

 Работа над ролью сопровождается подведением детей к необходимости создания образа, в котором ему предстоит действовать. (Какой твой котёнок – веселый или грустный, как он выглядит?). По мере необходимости каждый ребенок раскрашивает свою маску в соответствие с тем, как он себе это представляет. Заходим к поэтапному разучиванию этюдов спектакля (со всеми детьми) – переход к движениям (“А как твой герой ходит? Как твоя кукла двигается?”). От характеристики движений переходим к характеристике речи персонажей, выбору интонации, силе голоса, темпу речи.

* Создание ситуации успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования , что ведет к возникновению у ребенка чувства уверенности в своих силах и “легкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. И ни с чем не сравнимую радость вызывает у детей праздничное, радостное настроение в день премьеры спектакля. Дети очень впечатлительны. Они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу наглядно-образного мышления детей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям. Все это способствует развитию речи, умению вести диалог в свободной обстановке. Передавать свои впечатления в монологической речи сверстникам и взрослым.

  По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к пяти годам занимает ведущую деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение.  Театральная деятельность удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре и создает условия для проявления его творческой активности.

*Вместе с тренинговыми и постановочными занятиями дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства. “Беседы о театре” представляют собой цикл занятий по освоению понятия “театр”, знакомятся с его устройством; формируются первоначальные представления о понятиях “спектакль”, “роль”, “актер”. Дети также получают знания о разнообразных жанрах театра, таких как “кукольный”, “драматический”, “опера”, “мюзкл”. Приобретаемые детьми знания являются результатом поисково-исследовательских действий, что позволило осуществить проектный метод “Маленькие сказочники”.  Формой отчётности являются открытые занятия для родителей, творческие работы детей, праздники, спектакли, презентация проекта.

  1. (приложение 11)
  2. 2.3. Педагогическое руководство.  

 Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится работах Р,И,Жуковской, Н,С,Карпинской, Л.С.Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагогов  к театрализованным играм. При таком отношении функции воспитателя сводится к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребенка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику!. Действия, движения детей однообразны, бедны, мало выразительны. Ребенок не задумывается на том, как произнести слова, как выполнить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведение героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены творчество, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.

  В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И.Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке “Теремок” каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой эпизод дети  схематично изображают содержание каждого отрезка сказки, в результате получится пиктограмма. Перед театральной игрой дети по пиктограмме моделируют содержание каждого эпизода. Например, эпизод появления лисы. Предлагается представить и рассказать, чем в это время были заняты мышка, лягушка, заяц и еж, как подошла лиса к дому и т.д. Вопросы педагога помогают понять изменения, происшедшие в поведении и настроении обитателей теремка с появлением лисы. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали.

  Обогащение детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку. А заяц – лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча  разыграть его. Остальные зрители – угадывают. Какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

  Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности. По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у какого-то играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. (“Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок”). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движение рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

  Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку ”Колобок”. Старшие дети сами активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания. Распределение ролей не представляется сложным, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются между собой  о составах ”артистов”, занятых в игре. С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей.  

 Рисуя события дети вспоминают текст произведения, таким образом отпадает необходимость в его заучивании.

  Психологическому настрою на предстоящую игру служит оформительская деятельность детей: участие в подготовке афиш, пригласительных билетов, декораций, костюмов. Чтобы в театрализованной игре участвовали все дети, воспитатель обсуждает группой, кто будет готовить зрительный зал, кто отвечает за музыкальное сопровождение спектакля (включает и выключает магнитофон), кто будет приглашать сотрудников, воспитанников других групп, как пригласить родителей, кто будет проводить экскурсии и ли проверять билеты.

   Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре. Поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть с помощью фотоаппарата или видеокамеры сюжеты спектаклей. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры. Поскольку они побуждают  к комментариям, к интерпретации.

  Итак, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

2.4. Взаимодействие с родителями.

 В перспективный план работы по театрализованной деятельности я включила работу с родителями, потому что без помощи их было бы трудно создать яркий спектакль. Перед первым театральным сезоном я ознакомила родителей с планом работы “Театральная пятница”, где мы вместе с ними обсудили возможности детей, и чем им необходимо помочь в театральном творчестве. На встречах с родителями проводила практикумы по изготовлению кукол (ложек, варежек, перчаток, кукол на гапите, кукол-марионеток).(приложение 12). Родители так же привлекались в изготовлении элементов костюмов, масок,  были задействованы в исполнении ролей, ведущих инсценировок. Им были предложены  консультации, давались рекомендации по развитию диалога (взрослый – ребенок), разучивание эпизодов.  На практических занятиях с родителями также были показаны упражнения по развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Так как известно, что в двигательной области коры головного мозга проекция кисти рук огромна и близка к речевой зоне. Тренировка мелкой моторики пальцев рук является стимулом для развития речи.

 Активное участие родителей в театральной студии, посещение “Театральной пятницы” позволило введение в традиции ДОУ  русских народных праздников, обрядов, использование русского народного фольклора в театральных представлениях, в  проектно-исследовательской деятельности детей “Маленькие сказочники”. (приложение 13)

  Первостепенным в работе с родителями стало воссоздание среды русского быта. Собранные предметы русского обихода мы поместили в уголок “русская изба”. В интерьере детского сада организована постоянно действующая фотовыставка театрализованных постановок и развлечений.

  Для того чтобы донести до понимания маленьких граждан своей страны красоту и своеобразие русского фольклора, совместно с родителями  я использую в образовательном процессе: рассказываем и инсценируем русские народные сказки, знакомим с народными традициями, заучиваем пословицы и поговорки, организуем детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Капустник, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Варвара краса – длинная коса, Троица – праздник березки. (приложение 14) На таких мероприятиях участвуют и взрослые и дети. Кроме этого формируем эмоционально окрашенные чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствуем лучшему пониманию  родного языка.

2.5. Результативность работы по формированию связной речи средствами театральной деятельности. 

 Подводя итоги проведенной работы по данной теме было проведено контрольное обследование.

 Цель. Выявление уровня развития связной речи и театральной культуры.

Задачи:

  1. Выяснение умений детей пользоваться выразительными средствами при создании сказочного образа.
  2. Анализ развития связной речи детей (протоколы обследования, диаграммы 1).

Вывод. Контрольное обследование показало: что  дети научились определять как свое эмоциональное состояние, так и персонажей инсценировок, делать обобщения по поводу мотивов поведения героев произведений, переносить данные умения в сферу общения со сверстниками. Это способствовало налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своими эмоциями. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился словарный запас, более развернуто и понятно стали выражать свои мысли. Дети могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают этюды, различают сказки от обычного рассказа, придумывают сказки с эпизодами.

 Заключение.

Идет третий год моей работы с детьми по данной теме.

Опираясь на психолого-педагогические данные связной речи и пособия по театральной деятельности в детском саду под редакцией Т.Н.Дороновой, я разработала перспективные планы театрально-речевой деятельности по театральным сезонам (возрастам). (приложение15). Первый “театральный сезон” с детьми я начала с ознакомления их мини-театром детского сада, видами театральных кукол. Различные игровые персонажи присутствовали во всех видах деятельности (учебной, игровой, самостоятельной). Также  разыгрывала русские народные сказки с помощью настольного театра, фланелеграфа. Проводилась работа по обучению основ кукловождения, что позволило детям в самостоятельной деятельности разыгрывать сюжеты сказок, потешек с помощью театральных кукол бибабо, перчаточного, пальчикового, настольного.

  В совместной деятельности проводила речевую зарядку – умение задавать вопросы, доказывать свою правоту в отгадывании загадок, конструирование слов, составление распространенных предложений. Для развития речи использовала в работе метод придумывания нового названия сказке, не искажая её идеи. Например, сказку “Теремок” в ”Дружный домик”, где вводились новые персонажи. А так же вводили  с детьми вместо обычного главного героя придуманного нового персонажа, чтобы повернуть сюжет в новое русло. Например,  сказка “Колобок” - “День рождения Винни Пуха”. По формированию словарного запаса вводились в речь слова театральных терминов.

 Моя работа по театральной деятельности тесно связана с работой музыкального руководителя. Музыкальное сопровождение во время инсценировок сказок, литературных произведений, обрядовых праздников и развлечений содействует созданию правильных представлений о характере движений персонажа и усиливает эффект  положительного эмоционального воздействия как на настроение  детей, увеличивается количество и объем сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Результатом такой работы были и есть ежемесячные игры-драматизации в группе и в мини-театре ДОУ, спектакли для родителей, посиделки, развлечения для малышей. А самое главное достижение то, что дети с радостью ждут “театральной пятницы”.

 Для формирования театрально-речевых умений мною создавались необходимые условия, требующие от детей активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии по детскому саду, наблюдения в природе, групповые и семейные традиции), такие, как: “Утро радостных встреч”, “Встречи с интересными людьми”, “Итоги дня”, “Встреча с куклой”.

    Практика работы по данной теме показывает, что к  третьему  году обучения дети овладевают элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера, к которым относятся пантомимика, художественное слово, пластика, и применяют полученные знания на практике в процессе постановки спектаклей и инсценировок сказок. Дети стали более уверены в своих силах, эмоционально выразительнее выполняют упражнения на пластику движений. Детские ответы на вопросы стали точнее и развернутее.

  Желающих участвовать в театрализованной деятельности много - это не только дети моей группы, но и с параллельных групп. Анализ проводимый в ДОУ в рамках мониторинга реализации “Программы развития ДОУ” показал, что 98% родителей удовлетворены качеством предлагаемых услуг, а их количеством лишь 10%, поэтому в ДОУ была открыта дополнительная платная услуга:  студия “Театральная шкатулка” руководителем которой я и являюсь. “Театральную шкатулку” посещают 25 детей. Родители охотно записывают детей в театральную студию, так как видят положительную динамику в развитии детей.

  Из всего этого можно сделать вывод, что речь – одна из важнейших аспектов развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в мир взрослых, приобщается к духовному богатству народа, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Умение общаться со сверстниками, и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка, а театральная деятельность является одной из составляющих его гармонического развития. Поэтому  считаю, что такой вид деятельности, направленный на развитие эмоциональной сферы и выразительности речи очень важен.

 Работая над темой,  много раз думала, от чего зависит успех и пришла к выводу: успех гарантирован при условии, что:

А) дети и педагоги любят друг друга;

Б) малыши и музыкальный руководитель взаимо привязаны;

В) между музыкальным руководителем и воспитателем достаточное обоюдное взаимопонимание.

 Если все эти три составляющие присутствуют, то наша взаимная любовь выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. Эта энергия придает детям  массу положительных эмоций, они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют свою роль с большим подъемом и воодушевлением.

  И еще следовать девизу: “Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать”.

  Считаю, что театрально-речевая деятельность плодотворно влияет на всесторонее развитие личности, и поэтому хочу порекомендовать ее для дальнейшего использования не только в дошкольном учреждении, но и в начальном школьном образовании.

  В своем творческом отчете я не отразила такого важного аспекта, как монолог и словесно-игровое творчество. Возможно, что мои ребята коррекционной группы не овладели пока четкой речью, красочностью речевого общения. Но я вижу, как у детей проявляется искренность в сопереживании за героя инсценировки (продуктивная деятельность), которая обладает большой ценностью, ведет к творческой деятельности, которую я планирую взять за основу работы в своей ближайшей перспективе. И какое чувствуешь удовлетворение, когда видишь своих воспитанников на сцене театров своего города, когда они участвуют в различных конкурсах!

   

 Литература.

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. Кн.для воспитателя детского сада. М. 1993.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. Учитель 1991.
  3. ДьяченкоО.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.1991.
  4. Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений М. 1980.
  5. Козлова С.А., Куликова. Дошкольная педагогика. 4-е издание.
  6. Фомичева Г.А. ФедоренкоЛ.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. Сорокина И.Ф. Играем в кукольный театр. Программа “Театр-творчество-дети”. М. Творческий центр 2001
  7.  Антишина А.Е. Театральная деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез 2005.
  8. Арушанова А.П. Речь и речевое общение детей. М. Аркти 2001.
  9.  Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. ВАКО 2007.
  10. Губанова Н.Ф. программа Игровая деятельность в детском саду М. Мозаика-Синтез 2006.
  11.  Зацепина М.Б. Антонова Т.В.  Народные праздники в детском саду.М. Мозаика-Синтез 2005.
  12.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.М. Творческий центр 2001
  13.  Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти 2001
  14.  Ватаман В.П. программа Воспитание детей на традициях народной культуры.

      Волгоград.Учитель 2008.

  1.  Буренина А.И Театр всевозможного выпуск 1. Санкт-Петербург СПб 2002.
  2.  Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. Творческий центр 2007.

 

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                   ДЕТСКИЙ САД КОИБИНИРОВАННОГО ВИДА №37

                                       “ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА”

                                                    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                                  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

      “РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОВО

        ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

                                                                             Кичигина Светлана Алексеевна

                                                                                                  воспитатель

                                                                       

 Уважаемые коллеги, хочу познакомить  Вас педагогической технологией развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. (слайд с темой)

  Речь – одно из важнейших направлений развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в большой мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

 Проблема. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с взрослыми людьми, снижается познавательная активность.

 Актуальность. Для развития выразительной стороны речи необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои чувства, желания, эмоции, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.  В этом огромную помощь может оказать театрально-речевая деятельность, так как люди даже с выразительной речью оказываются не подготовленными для публичного выступления перед аудиторией.

 Исходя из обозначенной проблемы и ее актуальности была определена цель: (слайд с целью)

Формирование связной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

(слайд с задачами)

* Совершенствовать уровень развития связной речи, позволяющий свободно вступать в общение с окружающими.

* Знакомить детей с разновидностями театров.

* Создавать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности:

  • развивать умение свободно держаться при выступлении;
  • побуждать импровизации средствами мимики, движений, интонации;
  • поощрять исполнительское мастерство.

* Приобщать детей к устному народному творчеству и театральной культуре.

* Обеспечивать взаимосвязь речевой и театральной деятельности в едином педагогическом процессе.

  Исследовательский центр семьи и детства российской академии образования под руководством Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой провели исследования развития речи в лабораторных условиях, при разработке проблемы развития речи дошкольников авторы выделили три основные направления:

1- Структурное – фонематическое, лексическое, грамматическое развитие;

2 – Функциональное – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения;

3 – познавательное – формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

В исследованиях второго направления (Л.В.Воронина, Г.Я.Смирнова, О.С.Ушакова и другие стремились найти наиболие четкие  критерии  связной речи. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенком структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

  Изучение теоретических основ вопроса по развитию речи, позволили мне приступить к практической деятельности с учетом психологических и возрастных особенностей развития детей.

Цел. Выявить уровень развития связной речи .

Наблюдения за детьми в процессе занятий, игровой, совместной и самостоятельной деятельности, а также анализ обследования развития связной речи, позволили сделать вывод.

(слайд с диаграммой)

Психолого-педагогическая характеристика показала:

  • отмечается неустойчивость внимания,
  • малый объем слуховой и зрительной памяти.
  • Нарушение звукопроизношения,
  • Преобладание простых предложений, с нарушением структуры.
  • Знания детей в театральном искусстве очень слабые, могут назвать театральную куклу после показа.

Исходя из этого встала необходимость в разработке целой системы коррекционной работы по формированию связной речи детей средствами театрализованной деятельности. Свою работу построила на рекомендациях Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которые утверждают, что положительный результат будет достигнут только тогда, когда работа будет проходить в системе.

 Этапы работы : 1-й этап

-Коррекция слухового внимания и памяти, через упражнения с предметами, дидактические игры, пиктогаммы.

  • Знакомство с театральной куклой, через практические этюды на потешки.

2-й этап

  • Подготовка речевого аппарата . эта работа проводилась как дефектологом на индивидуальных занятиях, так в совместной деятельности воспитателем.
  • Речевые упражнения  - чистоговорки.
  • Этюды на развитие общения детей и взрослых.

3-й этап.

  • - фронтальные занятия по развитию речи
  • дидактические игры

4-й этап

  • пластика движений,
  • чтение стихотворений и рассказывание  сказок,
  • драматизация стихотворений и инсценировки сказок.

- проектная деятельность.

 

Результативность работы по формированию связной речи средствами театральной деятельности.

(слайд контрольного обследования)

Цель.выявление уровня развития связной речи и театральной культуры.

Вывод. Контрольное обследование показало:

- дети научились определять свое эмоциональное состояние. Так и сказочных персонажей.

  • пересказывают сказки и сами сочиняют.
  • Заучивают этюды.

Результатом такой поэтапной работы были и есть ежемесячные игры-драматизации в группе и в театральной студии ДОУ, спектакли для родителей, посиделки, развлечения для малышей. Действует фотовыставка. Дети участвуют в городских конкурсах “Самотлорские роднички”, “Марш парков” выступают на сцене театров города.  Считаю, что театрально-речевая деятельность плодотворно влияет на всестороннее развитие личности, и хочу порекомендовать ее для  дальнейшего использования не только в дошкольном учреждении, но и в начальном школьном образовании.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...