Главные вкладки

    проект "Маленькие герои большой войны"
    проект (старшая группа) на тему

    Борисенко

    Проект к 70-летию Победы, для старшей группы, рассказывающий дошкольникам о жизни детей в годы войны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_sayta.docx670.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                 «Детский сад №1 «Березка»

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

    «Маленькие герои большой войны.

    Они защищали Родину»

    Кировск

    2015


    Оглавление

    Введение        

    Программа образовательно-воспитательного проекта        

    Организационный этап        

    Создание развивающей среды        

    Разработка тематического планирования        

    Формы и методы работы с детьми        

    Формы и методы работы с педагогами        

    Итоговый  этап реализации проекта        

    Заключение        

    Список используемой литературы        

    Приложение 1 Развивающая среда        

    приложение 2 Познавательное развитие        

    приложение 2 Познавательное развитие        

    Приложение 3 Социализация        

    приложение 4 труд        

    Приложение 5 Безопасность        

    Приложение 6 Художественное творчество        

    приложение 8 Работа с  родителями        

    Приложение 9 Формы и методы работы с педагогами        


    1. Введение

    Когда я начала рассказывать детям о Великой Отечественной войне, один мальчик встал и сказал: Мама говорит, что вы не должны нам рассказывать о войне. Ведь сейчас ее нет!» Я ответила: Я рассказываю вам об этой войне, чтоб её больше никогда и не было, чтобы вы запомнили, что война – это зло…»

    Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны. Это те Ветераны, кто  в Великую Отечественную войну были детьми,  сверстниками наших воспитанников.

         У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

    Маленькие герои, они не только жили во время страшной беды, они находили в себе мужество совершать подвиги. Наравне со взрослыми они стояли у станков, по ночам они тушили зажигательные бомбы на крышах, они не только не плакали, но и брали на себя заботу о бабушках и о младших братьях и сестрах. Мальчишки и девчонки – ходили в разведку, считали вражеские танки и были связными. Дети войны совмещали  учебу с работой на полях и на заводах. Они, организовывали тимуровские отряды, которые помогали семьям военнослужащих,  писали на фронт письма, собирали посылки. Помогали санитаркам и медсестрам ухаживать за раненными бойцами. Устраивали концерты в госпиталях.

    Эти дети любили свою страну! Они защищали родину!

    Патриотические чувства закладываются в процессе самой жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребёнка к своей Родине также начинается малого: с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.

    В современном обществе порою происходит обезличивание нравственных ценностях, таких как честность, защита слабых, любовь к Родине.  Поэтому так важно сейчас - патриотическое воспитание.

    Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

    Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к родине, преданности своему отечеству.

    Учреждения дошкольного образования, являясь первым звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

    Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.

    Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

    Таким образом, мы формируем цели:

    • образовательную цель - формирование и активизация у воспитанников старшего дошкольного возраста первичных представлений о жизни и быте детей в годы войны;
    • воспитательную цель – воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине, формирование чувства гордости за наших соотечественников, прошедших через Великую Отечественную войну, чувств ответственности за судьбу своей страны, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства;

    Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

    1. Обогащение развивающей среды;
    2. Разработка тематического планирования;
    3. Организация и проведение мероприятий и занятий для знакомства детей с деятельностью и образом жизни детей военного времени;
    4. Проведение встречи с ветераном  Великой Отечественной Войны Хамзиной Ниной Андреевной;
    5. Организация и проведение «круглого стола» с родителями  «Минуты памяти» (рассказы о родственниках воспитанников, принимавших участие в ВОВ).
    6. Проведение итоговых мероприятий;
    7. Оценка результативности проекта.

    Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение знакомство ребенка с деятельностью и образом жизни детей военного времени и воспитание патриотических чувств к нашей стране.

    Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста.


    1. Программа образовательно-воспитательного проекта

    Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

    Сроки реализации проекта: 3 месяца

    Участники проекта: дети старшей группы «Смешарики», педагоги и родители.

    В процессе работы над проблемой формирования у детей представлений об образе жизни детей в годы Великой Отечественной Войны, были разработаны главные условия для реализации проекта:

    Создание развивающей среды

    Условия для реализации проекта

           Тематическое планирование                      Профессионализм педагогов

    Согласно целям и задачам образовательно-воспитательного проекта целесообразно выделить основные этапы:

    1. Организационный этап:
    •  опрос детей по теме «Что ты знаешь о ВОВ? Что ты знаешь о жизни детей в годы ВОВ?»;
    •  анкетирование родителей на тему необходимости патриотического воспитания;
    •  Создание и обогащение  развивающей среды;    
    •  разработка тематического планирования.

    II. Практический этап

    •  практическая работа педагогов;
    •  совместная деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель – педагог.

    III. Итоговый этап

    • диагностика знаний;
    • проведение итоговых мероприятий.


    1. Организационный этап

    Опрос детей по теме «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? Что ты знаешь о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?»

    Для опроса мы использовали метод интервью, в ходе которого детям было предложено ответить на два вопроса:

    Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?

    Что ты знаешь о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?

    Мы воевали с плохими людьми. (Арина)

    На нас напали фашисты и всех убивали. Мой прадедушка там воевал. (Ваня)

    Было страшно. Была война. (Софа)

    Все стреляли из пистолетов и летали самолеты. (Миша)

    На войне все стреляют. Там еще танки есть и самолеты. (Саша)

    Моя мама сказала, что сейчас войны нет и думать об этом не надо. (Арина)

    Сейчас нет войны. И зачем мы будем об этом говорить? (Федя)

    У них не было игрушек. (Лера)

    Они прятались под столами от бомбежек. (Ваня)

    У них было много пистолетов. (Миша)

    Дети прятались от пуль и им было страшно. (Настя)

    Они тоже ходили в детский сад, потом война началась и они не ходили в детский сад. (Аня)

    Дети не воевали. Детям вообще не место на войне, им домой надо. (Федя)

             «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? Что ты знаешь о жизни детей в годы Великой Отечественной войны? »

    Для родителей были подготовлены анкеты по теме необходимости патриотического воспитания в детском саду.


    Вывод:

    Знания воспитанников о ВОВ и образе жизни детей в военное время ограничены только тем, что было страшно, убивали, стреляли…

    Анализ анкет показал, что родители считают нравственно-патриотическое воспитание важным. 100% (20 человек) согласны с тем, что патриотическое воспитание возможно в детском саду; 55% (11 человек) считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут и родители и педагоги; 40% (8 человек) уверены, что ответственность за патриотическое воспитание несут родители и 5% (1 человек) считает, что ответственность несут все взрослые, которые окружают ребёнка. Под термином «патриотическое воспитание» 80% (16 человек) понимают, как воспитание любви к Родине; 50% (10 человек), как воспитание уважения к старшему поколению; 70% (14 человек), как воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; 60% (12 человек), как знание истории своей страны и 35% (7 человек) согласны с тем, что все утверждения входят в понятие «патриотическое воспитание». Целью патриотического воспитания 40% (8 человек) считают знакомство детей с обычаями и традициями своего народа; 50% (10 человек) – формирование бережного отношения к природе и всему живому; 50% (10 человек) – расширять представления о родной земле, её столице, городах; 55% (11 человек) – ознакомление с историческим прошлым России; 30% (6 человек) – воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка и 20% (4 человека) согласны с тем, что всё вышеперечисленное можно включить в цель патриотического воспитания. 90% (18 человек) считают, что детей следует знакомить с символикой государства, традициями, памятными датами; 5% (1 человек) считает, что нет и 5% (1 человек) затруднился ответить. 100% (20 человек) считают актуальной темой в современном обществе ознакомление детей с родословной семьи и имеют семейные традиции.  Анализ анкет подтвердил существование запроса родителей на воспитание у детей патриотических чувств в детском саду.

    1. Создание развивающей среды

    Цель: анализ и сбор методической и дидактической литературы, сбор фотографий и исторических справок.

    Задачи:

    • собрать по теме проекта художественный и иллюстративный материал, художественную литературу;
    • формировать интерес к  военному прошлому своей Родины;
    • формировать представления детей о жизни детей военного времени;
    • создать уголок по проблеме проекта «музей в чемоданчике»;
    • расширять представления детей о Великой отечественной войне;
    • воспитывать командный дух, создавать атмосферу взаимовыручки и товарищества;
    • воспитывать у детей чувство патриотизма;
    • воспитание уважения к  истории,  интереса к жизни сверстников в военное  время;
    • воспитание гражданской и социальной активности;
    • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению  истории, к жизни сверстников  детей, которые воевали,  трудились,  погибли в годы войны;
    • приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне;
    • воспитание уважения  к  памяти погибших;
    • презентация проекта.


    Развивающая среда включает:

    • Создание «музея в чемоданчике» «Годы Великой Отечественной войны»;
    • Создание тематических папок «Невдубстрой в годы Великой Отечественной войны», «Забыть нельзя – гордиться нужно! Истории наших родных»;
    • Создание презентаций на тему «Дети в годы Великой Отечественной войны» «Дети герои войны» «Военная техника ВОВ»;
    • Фигурки солдат, артиллерия времен Великой Отечественной войны, фигурки танков и самолетов военного времени;
    • Слайды с картинами художников войны;
    • Создание уголка патриотического воспитания;
    • Дидактические игры: Путешествие по Ленинградской области, Наша страна;
    • Создание декораций и героев к съемкам мультфильмов.

    Приложение 1


    1. Разработка тематического планирования

     

    В тематическом планировании предусмотрены такие формы работы с детьми как: работа на непосредственной организованной деятельности, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, работа в книжном уголке, взаимодействие с родителями и педагогами. Все эти формы служат достижению одной цели - всестороннему развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья [Скоролупова О.А., 2007] .

    Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.

    Цель: разработка перспективного планирования, направленного на формирование у детей

    Задачи:

    1. Определение целевых групп участников;
    2. Разработка форм и методов работы с каждой группой участников;
    3. Подбор методической и дидактической литературы.

    Реализация цели осуществляется в ходе работы с детьми, родителями и педагогами.

    1. Формы и методы работы с детьми

    Согласно стандарту дошкольного образования в ДОУ существуют следующие приоритетные направления, ориентированные на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка:

    - познавательное развитие;

    -речевое;

    - художественно-эстетическое;

    - физкультурно-оздоровительное;

     - социально-личностное.

    В связи с этим, мы разработали формы и методы работы дошкольного учреждения, направленные на усвоение детьми предлагаемого материала по теме.

    Таблица 1

    Формы и методы работы с детьми

    п/п

    Направления развития

    Формы работы (занятия)

    1

    Познавательное развитие

    1. Познание

    НОД «Великая Отечественная война», «Невдубстрой в годы ВОВ», «Страницы истории - Невский пятачок, Синявинские высоты, прорыв Блокады Ленинграда», «Дети на войне», «День Победы»

    Беседы «Дети на войне», «Маленькие Ленинградцы», «Сын полка», «Юные разведчики» «Дети помощники взрослых»

    ФЭМП «Как хорошо быть

    генералом», «Припасы для армии»; «Танки в городе»

    Исследование родного края «Памятники войны в моем городе» «Война в моем городе», «Мои родные в годы войны».

    Рассматривание фото, книг, архивных материалов, изучение медалей.

    Экскурсии Памятник героям ВОВ, памятник неизвестному солдату,  библиотека.

    ИКТ Презентации «Битвы за Невдубстрой», «Дети - герои», «Кирюшка – девочка из Ленинграда», «Дети в тылу», «Дети в Блокадном Ленинграде» «Жизнь партизан»

    Встреча с ветераном ВОВ Хамзиной Ниной Андреевной, ребенком, пережившим войну, узницей немецкого концлагеря.

    Встреча с Татьяной Владимировной, внучкой солдата Великой Отечественной войны.

    Подарок для музея - диорамы «Мы правнуки героев войны»

    Просмотр фрагментов кинофильмов «Офицеры», «В бой идут одни старики» «Сын полка» «Сталинград» «Улица младшего сына»

    Создание мультипликационного фильма «Маленькие герои большой войны»

    Приложение 2

    2

    Речевое развитие

    Интервью детей «Расскажи мне о войне»

    Рассказ по картинке «Война глазами детей»

    Самостоятельный рассказ «Мой прадедушка»

    Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек», «Димкин дед»

    Пересказ «Кирюшка. Маленькие Ленинградцы» Карасева В.Е. Мальчиш-Кибальчиш А.Гайдар. «Маленькие рассказы о войне» С.Алексеев.

    Звуковое письмо «Письмо Ветерану»

    Чтение  В.Осеева «Васек Трубачев и его товарищи», «Улица младшего сына» Л. Кассиль, «Тимур и его команда» А. Гайдар.

    Кирюшка. «Маленькие Ленинградцы» Карасева В.Е.

    Алексеев С. «Детям о войне»

    Алексеев О.А. «Горячие гильзы»

    Богданов Н.В.  «Самый храбрый»

    К. Гриб  «Партизан»

    Л. Кассиль  «Твои защитники»

    Б. Окуджава «Фронт приходит к нам»

    Л. Уварова  «Дом в переулке»

    Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

    Заучивание наизусть стихов о войне, поговорок и пословиц о Родине.

    3

    Социально-личностное направление развития

    3.1Социализация

    Беседа - Рассуждение  «Чем могли помогать взрослым дети во время войны?»

    Мозговой штурм Посылка на войну

    Кто такой герой?

    Познавательный рассказ «Кировск – город, в котором мы живем»

    Д\и «Прошлое - настоящее» «Дети войны – Дети без войны»

    Д\и «Покажи и Расскажи: Мой прадедушка» «покажи и расскажи: Мое генеалогическое дерево»

    Сюжетно-ролевые игры  «Медсестры», «Разведчики», «Госпиталь», «На передовой», «Артиллеристы» «Моряки»

    Беседы  «Моя страна: герб, флаг и конституция России»

    Беседа рассуждение: «Что такое героизм?» «Мой адрес» «Улицы моего города» «Эхо войны»

    Возложение цветов в день рождение С.М. Кирова

    Экскурсия в Библиотеку

    Экскурсии к памятникам Неизвестному солдату, героям войны, солдатам, погибщим в мирное время»

    Приложение 3

    2.2 Труд

    Беседа  «Труд детей в годы войны» «Дети в тылу» «Дети в блокадном Ленинграде» «Водитель на дороге жизни» «Профессии войны»

    ТИКО: военная техника (танк, полуторка, «Катюша», самолеты, автоматы)

    Приложение 4

    2.3 Безопасность

    Анализ ситуации «на празднике Победы»

    Беседа «храбрость или глупость» - ты один на улице

    Целевая прогулка по территории детского сада «опасности вокруг нас»

    Беседа «Что такое бомбоубежище? Что такое воздушная тревога?»

    Сюжетно-ролевая игра «Пожарные: тушение зажигательных бомб»

    Практическое упражнение «Шаг за шагом»

    Игровое упражнение «Наш отряд!»

    Викторина  «Береги свой дом от пожара»

    Практическое упражнение «Дружно и организованно»  (пожарная тревога)

    Беседа «От опасности не спрячешься»

    Игровая ситуация «Загорелся дом»

    Приложение 5

    3

    Художественно-эстетическое направление развития

    3.1. Художественное творчество

     

    Рисование иллюстрации к рассказу «Кирюшка. Маленькие Ленинградцы.» «Вася курка. Рассказы о детях героях». «Рассказ о неизвестном герое»

    Лепка «танки»

     «персонажи для создания мультфильма»

    Пластилинография «День Победы»

    Аппликация «Открытка Ветерану»

    Самостоятельное рисование «Праздник победы» « Дети на войне»

    Рисование «Мы правнуки героев войны»

    Приложение 6

    3.2.Музыка

    Песни военных лет:

    В Землянке (муз. Листова, сл. Суркова), Катюша (муз. Блантера,сл. Исаковского»),  «Журавли» (муз. Френкеля, сл. Гамзатова) и т.д.

    Музыкальная игра «Летчики, на аэродром!»

    4

    Физическое направление развития

    4. 1. Физическая культура

    Военная игра «Зарницы»

    Веселые эстафеты «Успей пробежать» «Перелезь первым»  «Наш отряд – самый ловкий»

    Игровое упражнение «Командный дух»

    Игровое упражнение «Мы солдаты»

    Приложение 7

    4. 2. Здоровье

    Зарядка под музыку военных лет

    Беседа «В здоровом теле –здоровый дух»

    Практическое упражнение «Я все делаю сам»

    Взаимодействие с семьей

    (формы взаимодействия в пед.процессе)

    Создание альбома генеалогических деревьев

    Спортивный праздник «Будешь со спортом дружить – сможешь в армии служить!»

    Круглый стол «Минуты Памяти»

    Собрание печатных материалов в память о родных прошедших войну «Забыть нельзя – Гордиться нужно! Истории моих родных»

    Предметы для создания «музея в чемоданчике»

    Фото, видео материалы и презентации по теме войны для пополнения учебной базы

    Музыкально-литературная композиция «Дети войны»

    Показ мультфильма «Маленькие герои большой войны»

    Приложение 8


    1. Формы и методы работы с педагогами

    Формы и методы работы с педагогами

    (приложение 9)

    п/п

    Формы работы

    Темы

    Консультации

    «Дети на войне» «Невдубстрой в годы войны» «Дети войны – личные встречи» «Нужно ли говорить детям о войне?» «патриотическое воспитание – как залог воспитания самостоятельной личности»

    Военная игра зарницы

    Мы – защитники родного города

    Интервью у педагогов

    “Мои родные в годы войны”

    Спортивный праздник

    «Будешь со спортом дружить – сможешь в армии служить»

    Танцевальный кружок

    Танец «Идет солдат по городу»

    Музыкально-литературная композиция

    «Дети войны»

    Показ мультипликационного фильма

    «Маленькие герои большой

    войны»

    Практический этап реализации проекта

    Практический этап работы складывается из ряда направлений:

    • работа воспитателей с дошкольниками согласно тематическому планированию;
    • работа заместителя заведующей по УВР по ознакомлению педагогов с методами и формами работы с детьми;
    • взаимодействие с родителями и социумом.

    1. Итоговый  этап реализации проекта

    2. Итоговый этап реализации проекта включает в себя проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников: спортивный праздник «Будешь со спортом дружить – сможешь в армии служить!»; круглый стол «Минуты Памяти»; создание альбома «Забыть нельзя – Гордиться нужно! Истории моих родных»; музыкально-литературная композиция «Дети войны»; показ мультфильма «Маленькие герои большой войны».
    3. Также в конце проекта был создан силами воспитанников мультипликационный фильм, основанный на их представлениях о детях-героях войны и записано интервью с детьми «Что ты знаешь о детях времен войны?» «Каких детей героев ты помнишь?» «Почему дети воевали вместе с родителями?»

    Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались имеющиеся  знания по теме: «дети во время Великой Отечественной войны». Дети не только отвечают на заданные вопросы, но и могут ярко и эмоционально рассказать  о запомнившихся детях-героях войны. Дети всерьез заинтересовались военными историями своих родных и прошлого города Кировска. Они с сочувствием говорят о нелегкой жизни их сверстников и твердят: «Это наша Родина! Мы любим наш город! Мы любим нашу страну! Мы будем ее защищать!»

    Диагностика уровня развития патриотизма как нравственного качества детей старшего дошкольного возраста включала в себя:

    ➢        выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае и его культурно-исторических традициях с помощью бесед, игровой и изобразительной деятельности;

    ➢        изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к знаниям о своем родном городе, своей стране, своему народу;

    ➢        определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах деятельности.

    Активность дошкольников также проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей в самостоятельных играх  (мы солдаты, мы защищаем штаб, разведички, медсестры и т.д.), игровых действиях и отношениях, в коллективности и длительности игр; устойчивость активности – в повторении и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им некоторую информацию.


    1. Заключение

    Целью воспитательно-исследовательского проекта было формирование первичных представлений детей старшего дошкольного возраста о жизни их сверстников во время Великой Отечественной войне, о жизни родного города во время военных действий, формирование представлений о жизни родных во время войны, а также воспитания патриотических чувств.

    Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

    Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников – это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

    Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий.

    1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.

    2. Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.

    3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.

    4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.

    5. Осуществление логической последовательности этапов работы:

    - передача детям знаний в деятельностном ключе (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);

    - формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;

    - организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).

    6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.

    7. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению материала.

    8. Тесное сотрудничество с семьей.

    От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

    Символом мужества и беспримерной храбрости стали боевые подвиги детей – Лары Михеенко, Саши Ковалева, Юты Бондаровской, Володи Дубинина, Зины Портновой, Васи Курка, Леня Голиков, Марата Казей, Вали Котик, Вали Таран, Тани Савичевой, маленькой ленинградской девочки Кирюшки  и многих других. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, некоторым из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза!

    Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей.

    Маленькие герои большой войны! Они были детьми! Они защищали свою Родину!


    1. Список используемой литературы

    1. Суходымцева О. А. Кировск. Мгновения истории. СПБ, 2011г.
    2. Щербович С.М. Этот знакомый и незнакомый Кировский район СПБ, 2001г.
    3. http://vk.com/mirror_of_history Зеркало истории
    4. http://pioner.aif.ru/?1428145993688=1
    5. http://stranakids.ru/scenarii-deti-voiny
    6. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011
    7.  Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е. В.Соловьёва, Л. И. Царапенко – М.: Обруч, 2011,
    8.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
    9. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
    10. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
    11. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
    12. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
    13. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
    14. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
    15. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008_DSC0122_DSC0051


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Маленькие герои большой войны".

    Проект по ознакомлению детей с подвигами их предков, в частности с подвигами пионеров-героев в Великой Отечественной войне....

    Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Маленькие герои большой войны»

    Знакомство детей  с  событиями   Великой  Отечественной войны, расширение представлений о героическом прошлом народа, о том, как защищали свою Родину юные герои в годы Великой...

    Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

    Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству....

    "Маленькие герои - большой войны"

    Эта презентация рассказывает о детях - героях Великой Отечественной войны. О том какие подвиги они совершали, во имя чего сражались с фашистами....

    Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы "Маленькие герои большой войны"

    Приоритетная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель:Способствовать формированию у дошкольников патриотической...