Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»
методическая разработка по теме

Косинцева Юлия Анатольевна

Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_fasilitatsii_kosintseva.docx29.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

Семинар для музыкальных руководителей

«Использование технологии фасилитации

для построения эффективного взаимодействия

субъектов в ДОО»

                                                    Семинар проведен в рамках творческой группы

для музыкальных руководителей

«Современные подходы к организации

сотрудничества ДОО и семьи

в рамках реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

Выполнила: Музыкальный руководитель

 Косинцева Ю.А.

Березники, 2015.

Слайд2  - Дорогие  коллеги,  предлагаю  Вам сегодня  разобраться и узнать  кто такой фасилитатор и что такое фасилитация?

- Предлагаю Вам подумать и предположить, что это такое?

( музыкальные руководители  высказывают своё мнение).

Слайд3 -  Предлагаю  Вам познакомиться с новыми словами их значением и откуда они появились.

Фасилитация- производное от английского глагола облегчать, помогать, способствовать.

Существуют различные определения фасилитации. Википедия определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения. Фасилитатор – нейтральный лидер, который делает процесс более легким и эффективным. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация – облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.

План фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение  других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении   друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями, любящими родителями и детьми, квалифицированными педагогами и воспитанниками. Теперь мы можем сказать кто такой фасилитатор?( музыкальные руководители  высказывают своё мнение).

Слайд4 - Фасилитатор- это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности.

Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одной из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатору требуются определенные навыки и тип поведения, набор средств и методов, необходимых для работы.

Цель фасилитатора – поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.

 Слайд5 - Педагог в роли фасилитатора демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе.

Главные качества фасилитатора- способность  открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении.

Фасилитация – это разработка мероприятия и контроль самого процесса, в ходе которого участники собрания смогут успешно достичь поставленных целей. Фасилитация, как прием является искусством задавать вопросы. Фасилитировать – значит «сделать легким». Тот, кто фасилитирует – облегчает другим принятие решений. Фасилитация в глубоком смысле означает раскрытие настоящих человеческих качеств у присутствующих. Таким образом, для понимания фасилитации важно подчеркнуть следующие аспекты.

  1. Фасилитация – это косвенное содействие, ненаправленное действие, скрытое воздействие специалиста на процесс групповой работы.
  2. Фасилитация – это вовлечение всех и каждого в групповую деятельность, гибкое и оперативное управление данным процессом на основе создания ситуаций успеха и свободы самовыражения.
  3. Фасилитация приводит к эффективным результатам, благодаря совмещению усилий всех участников группы, что позволяет получить не только общий результат, но и создать атмосферу доверия и свободы в группе.

Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслителдьной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме того, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.

В современных условиях, когда родители(законные представители) воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной  образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.

Для достижения таких задач следует продумать максимально возможные и реализовать эффективные сценарии включения родителей в жизнь ребенка в детском саду.

Слайд6 - Началом и основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания в разнообразных формах – читательские конференции, круглые столы и т.д., посвященные основным этапам образовательного процесса.

На таких собраниях родители становятся полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для развития ребенка мероприятий.

Наша задача, как педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий.

Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений.

Педагог, выступающий в роли фасилитатора, должен обеспечить проведение работы и родительского собрания таким образом, чтобы у всех желающих была возможность высказаться и быть услышанными. Его основная цель: помочь  группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пути ее решения. Основной РЕЗУЛЬТАТ фасилитации: значительное повышение эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, раскрытие их потенциала. Фасилитация – процесс организации, активизации, направления плодотворной дискуссии в группе. Особенности проведения фасилитации (могут быть интересны по форме или по содержанию):

- провокация мысли;

- юмор (дискуссия не ограничивает себя рамками наукоподобия или серьезности);

- формализованная дискуссия, введение регламента;

- договоренность о принятых в дискуссии знаках  (хочу сказать, дополнение, по регламенту, др.);

- правила работы в группе  (больше двух – говорим вслух, не перебивать, уважаем мнение другого, проявляем свою реакцию «здесь и сейчас» и др.);

Совокупность ролей, позиций, стилей и форм фасилитации составляет ПРОЦЕДУРУ фасилитации в работе с родителями, в частности на родительском собрании.

Она состоит из следующих этапов:

1.Вступление. Темы и задачи, которые стоят перед ними; объяснение участникам собрания формы работы. Важно давать четкие инструкции по форме работы.

2. Постановка вопроса. Чтобы инициировать плодотворную дискуссию необходимо правильно сформулировать вопрос. Он должен быть таким, на который трудно ответить «да» или «нет», вызвать желание поделиться опытом.

3. Поддержание группового взаимодействия. Педагог избирает такую тактику ведения дискуссии, которая позволяет родителям максимально раскрыться.

4. Инициирование консолидирующего решения. Педагог стимулирует группу к принятию общего решения, выработке схемы выступления группы, принятия решения, оценке результатов работы.

Фасилитация – это проведение различных дискуссионных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные выводы.

Родительские собрания – это основа взаимодействия родителей и педагогов, которым предстоит действовать сообща в вопросах воспитания и развития ребенка. С этой целью  наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Вот некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

-«Большой круг», «Аквариум», «Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», «Деловая игра», «Мозговой штурм», «Семинар-общение», «тренинг».

Уважаемые педагоги, а какие тренинги мы можем с вами провести с родителями, и что обозначает слово тренинг?

Тренинг- это такая форма обучения, где мало теории и разговоров и много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему.

Есть живые тренинги, на них люди ставят перед собой цели и задачи, которые бы хотели перед собой поставить  в воспитательном плане по отношению к детям или к себе, затем работают над ними.

Написательные тренинги, где люди пишут  свою мечту на листке бумаги.  Делают бумажные  кораблики на которых пишут свои желания, затем отпускают их в воду.  Волшебные объявления. На этих тренингах люди учатся убирать негативные эмоции и быть уравновешенными, спокойными людьми.

Теперь давайте поговорим, что такое креатив?(педагоги высказываются)

Правильно, креатив- это создание чего-то нового.

Креативные игры -  творческие, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей. Это игра ума, идей, которая помогает разрушать барьеры обыденности, убирает стереотипы. На этой игре мы учим детей фантазировать. Специалисты советуют, чтобы ребёнок  стал креативным,  нужно чаще с ним играть в сюжетно ролевые игры, разгадывать ребусы и ассоциации, тесты, отгадывать загадки.

Мозговой штурм. Что это такое? ( педагоги отвечают).

На мозговом штурме, выбирается, задаётся  тема, и принимают участие все люди в данном вопросе. Каждый участник предлагает свой вариант ответа, затем эти варианты ответа фиксируются на листке бумаге либо на ватмане, мониторе или любом другом удобном месте. Затем отбрасываются ненужные варианты ответов и подходят к окончательному решению, доказывая, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и найти правильное решение.

 Эти формы работы, позволяют решить актуальные практические проблемы, достичь конкретных результатов « здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска проблемного результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

 Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения.

Для того, чтобы родители включились в интерактивное (взаимное) общение, освоили определённые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные  установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации

Слайд7 - Задача фасилитации- это организованные решения  и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Слайд8 - Функции  фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Слайд9 - Формы фасилитации- взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Слайд10 - Технологии фасилитации-это различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы.

Слайд11 -  Можно выделить следующие процедуры фасилитации:

1 Советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем); разработка и внедрение решений.

2.Помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы.

3.Консультирование, поддержка создание условий дл творчества.

4.Снятие барьеров и преград  в общении, деятельности по поиску решений.

5.Готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации

6. Содействие презентации субъекта

7.Выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной  работе, к организации поиска совместных решений. Повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя ( педагога) за принятое решение.

Кроме того фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей  группы.

Слайд 12 - Применение  технологий фасилитации требует от воспитателя соответствующих ролевых позиций

  1. Умение строить открытые, доверительные отношения с родителями
  2. Способность создавать особую атмосферу сотрудничества.
  3. Снимать барьеры и помехи во взаимодействии.
  4. Раскрывать ресурсы ( возможности)  участников образовательных отношений.

Наличие всех этих качеств облегчает процесс обучения детей( родителей) . Этого специалиста можно назвать фасилитатором.

Слайд13 - Педагог- фасилитатор должен придерживаться  следующих правил при взаимодействии с родителями:  

1.Внушать и демонстрировать доверие

2. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.

3. Исходить из того ,что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.

4.Выступать источником опыта.

5.Способностьпонимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7.Открыто выражать свои мысли и чувства.

8. Владеть стилем культурного общения с родителями

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, признан группой. Самое главное условие- это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Хороший  фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы и решения, способствующие достижению поставленной цели.  

Таким образом,  необходимость организации активного взаимодействия педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи мамам и папам, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: - родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения;

- педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения;

-дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и, в конечном итоге, успешнее.

Слайд14 - На сегодняшний день педагогам необходимо осознать изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с поддержанием партнёрских взаимоотношений. Надеюсь, что моё  выступление поможет Вам в Вашей нелегкой работе.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...

План по самообразованию музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии как средство развития музыкальности дошкольников"

Материал включает планирование работы музыкального руководителя  по самообразованиюр рамках ФГОС...

Использование мессенджеров в построении эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

Для педагогов ДОУ.Многие педагоги используют месенджеры  для быстрой связи с родителями. Предлагаю вашему вниманию Правила для бесконфликтного общения с родителями в групповых чатах....

Выступление на МО музыкальных руководителей: "Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения".

Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.Подготовила музыкальный руководитель Цепюк М.В....

Использование мессенджеров в построении эффективного взаимодействия с семьями воспитанников

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны ...