План работы кружка "Колесо истории"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Поповская Ольга Владимировна

Кружковая деятельность предназначена для детей 6-7 лет.Целью кружковой работы является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через осмысление своего опыта, использование различных видов деятельности. Дети познают, исследуют и закрепляют представления о предметном и  социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка «Колесо истории».

Пояснительная записка.

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Целью кружковой работы является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через осмысление своего опыта, использование различных видов деятельности.

Основными задачами деятельности являются:

1. развитие познавательно – исследовательской деятельности;

2. расширение и закрепление представлений детей о предметном и социальном окружении;

3. создание максимально благоприятных условий для выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;

4. развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

 Формы деятельности:

1. фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. постановка и разрешение проблемных ситуаций.

4. экспериментирование.

Особенностью кружка является интегрированный подход к деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, ее реализация в непосредственно образовательной деятельности. Освоение содержания образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» осуществляется в процессе организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности в объеме до 30 минут в неделю. Общее количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в учебном году – 37, из них 4  - диагностические, 3  - являются резервными, предполагающими обобщение, повторение материала в форме развлечений, конкурсов, викторин. Выбор форм и методов деятельности по реализации и освоению работы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» обусловлен принципом развивающего обучения и теорией деятельностного подхода, согласно которому основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Известно, что одна из характерных и ярких черт дошкольников -  любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Поэтому очень важно поддерживать интерес и любознательность дошкольников, учить их искать и находить ответы на них.

Тематика и задачи

Разделы

Литература

«Происхождение Земли»

- познакомить детей с историей происхождения Земли.

«Я рисую море…»

- создать образ моря различными нетрадиционными техниками.

«Что было до нашей эры»

- дать представление о первых растениях и животных.

«Наши динозавры»

- создать образ динозавра с помощью расплющивания формы.

1. Рождение Земли. Жизнь зародилась в океане (первые растения и животные)

Справочник дошкольника «История»

2. Рисование – экспериментирование (закрепление материала)

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность»

3. Эра динозавров.

Энциклопедия «Росмэн».

4. Лепка с натуры

(закрепление материала)

Энциклопедия «Что было до нашей эры».

 Сентябрь

 

  • Рассматривание альбомов, атласов, книг из серии «Что было до нашей эры»;
  • Игра «Живая – неживая природа» (например: цветок – живая природа, камень – неживая природа).

 

Октябрь

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

«Первобытный человек»

- продолжать формировать представления о первобытном человеке, его образе жизни, жилище, орудиях труда и их совершенствовании.

«Первобытный человек»

- создать образ первобытного человека.

«Первобытный человек»

- совершенствовать связную речь в процессе активных действий по установлению причинно-следственных связей.

 «Древнейшие орудия труда»

- создать образ одного орудия труда первобытного человека.

1. Первобытный человек (образ жизни, внешность, поведение).

Энциклопедия «Что было до нашей эры».

2. Рисование по представлению или с опорой на фотографию в альбоме(закрепление материала)

Энциклопедия «Что было до нашей эры».

3. Инструменты и их совершенствование. Роль огня в жизни человека.

Справочник дошкольника «История»

4. Аппликация обрывная из бумаги(закрепление материала)

Энциклопедия «Что было до нашей эры».

 

  • Игра «От пещеры до небоскребов»;
  • Игра «Разложи по порядку» (орудия труда – от древних до современных).

 

Ноябрь

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«Первобытный человек»

- дать представление об охоте первобытных людей, охотничьих принадлежностях.

 

«Веселые украшения»

- создать украшения первобытных людей с помощью различного материала.

«Первобытный человек»

- дать представление о развитии пещерного искусства, возникновении религиозных предпосылок; приручение животных.

 

1.Охота.Использование продуктов охоты: шкуры, кости, мясо, жир.

О.В. Дыбина «Что было до…»

2.Изготовление украшений древних людей с использованием природного и бросового материала (закрепление материала)

О.В. Дыбина «Что было до…»

3. Пещерное искусство. Религия.

Энциклопедия «Что было до нашей эры».

 

  • Рассматривание с детьми изображений древних орудий труда;
  • Игра «Что сначала – что потом?» (орудия труда).

Декабрь

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

«Древний Египет. Греция. Мифы и легенды древней Греции »

- познакомить с Древним Египтом, дать представление о развитии труда, о возникновении профессий, письменности, книгоиздания.

«Великая пирамида»

- создать образ египетской пирамиды  с помощью акварельных красок и обычных карандашей.

«Древний Египет»

- знакомить с легендами и мифами Древней Греции.

 

1. Древний Египет. Профессии древних египтян. Воины. Письменность, книгопечатание, иероглифы.

В.В.Успенский «Легенды мифы Древней Греции»

2. Рисование коллективное с натуры(закрепление материала)

Энциклопедия «Росмэн».

3. Религия (фараоны, храмы, гробницы).

Мифы и легенды Древней Греции.

Энциклопедия «Росмэн».

 

  • Рассматривание иллюстраций книги «Чудеса древнего мира»;
  • Лабиринт «Пройди к фараону».

Январь

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

«История Отечества »

- формировать у детей представления об истории Отечества;

- древние славяне – их религия, ремесла;

- дать представления о возникновении первых городов.

«Солнце», «Леший»

- создать многоцветные аппликативные образы солнца и лешего из бумажных квадратов.

«Древние славяне»

- раскрашивание контурных изображений нарядов древних славян.

 

1. Древние славяне – наши предки. Верования древних славян

 Справочник дошкольника «История»

2. Славяне – ремесленники и творцы. От поселков к славянским городам.

 

 Справочник дошкольника «История»

3. Изготовление изображений древнеславянских божеств (закрепление материала)

4. Рисование декоративное по иллюстрациям (закрепление материала)

Энциклопедия «Росмэн».

Энциклопедия «Росмэн».

 

  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, где в традициях древних славян изображены предметы быта («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и др.).

Февраль

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«История Отечества »

- формировать у детей основы нравственно-патриотического воспитания, любовь и уважение к истории своего города, его героическому прошлому.

«Волгоград- город красавец»

- создать выразительные образы домов; составление панорамы города.

«История Отечества»

- Великая Отечественная война: «Сталинградская битва».

«23 февраля, красный день календаря»

- изготовить подарки папам и дедушкам своими руками с помощью цветной бумаги.

1. Великая Отечественная война.

 Справочник дошкольника «История»

2. Рисование по замыслу(закрепление материала)

Справочник дошкольника «История»

3. Сталинградская битва

Справочник дошкольника «История»

4. Изготовление поделок к празднику.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность»

 

  • Рассматривание альбома «Волгоград – город-герой»;
  • Дидактические игры из серии «Люби и знай свой край»;
  • Разучивание стихов волгоградских авторов о городе, о мире и войне.

 

Март

Тематика и задачи

Разделы

Литература

«Технический прогресс »

- развивать представления детей о техническом прогрессе: развитие мореплавания, строительство.

«История мореплавания»

- раскрашивание контурных изображений.

«Технический прогресс»

- развивать представления детей о возникновении электричества.

 

1. От лодок до кораблей.

 

 

 

 

Справочник дошкольника «История»

2. От пещер до небоскребов.

Справочник дошкольника «История»

3. Рисование декоративное по иллюстрациям (закрепление материала)

Справочник дошкольника «История»

4. Электричество было не всегда.

Справочник дошкольника «История»

 

 

  • Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение изображений жилищ, плавательных средств);
  • Разрезные картинки «Что было раньше».

 

Апрель

 

Тематика и задачи        

Разделы

Литература

Продолжение темы:

«Технический прогресс »

- продолжать знакомить детей с письменностью, книгами, искусством, профессиями и современными достижениями.

 

1. Письменность и книги. Искусство (музыка, театр, танцы и др.)

 

 

 

 

 Справочник дошкольника «История»

2. Современные профессии и достижения (радио, компьютер, телевидение и т.д.).

 Справочник дошкольника «История»

 

  • Рассматривание иллюстраций «Древнегреческий театр»;
  • Игра «Что сначала – что потом» (последовательное расположение первых книг, папирус и т.д.);

Рассматривание иллюстраций «Современные достижения» - энциклопедия «РОСМЭН»;

  • Игра «Угадай профессию».

 

Май

 

Тематика и задачи

Разделы

Литература

« История в литературе»

- продолжать знакомить детей с историей на основе художественного слова; посредством литературы расширять представления детей об истории развития человека и человеческого общества: былины, мифы, сказки.

 

1. Устное народное творчество – былины: «Илья Муромец»

«Илья Муромец и соловей разбойник»

«Добрыня Никитич» и др.

 

 

 

 

 

 Л.Н. Толстой «Былины»

2. Сказки народов мира.

 Сказки народов мира.

 

Используемая литература:

1. Алёшина. Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (старший возраст). 

2. Галигузова. Л. Н. «Чудеса древнего мира».

3. Дыбина.О. В. «Что было до…».

4. Детская энциклопедия «РОСМЭН».

5. Справочник дошкольника «История».

6. Сказки народов мира.

7. Толстой. Л.Н. «Былины».

8. Успенский. В.В. «Легенды м мифы Древней Греции».

9. Ушакова. О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».

10. Энциклопедия «Что было до нашей эры».