Выступление на педагогическом совете Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями».
материал на тему

Гудимчик Елена Владимировна

Часто педагоги детских садов задают вопросы: Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовывать этот процесс?

          Действительно, современная практика дошкольного образования свидетельствует: не все педагоги готовы к взаимодействию с семьями воспитанников. Мешает педагогам существовавшая на протяжении многих лет традиция: работа с семьями сводилась к воздействию на родителей с целью научить их воспитывать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_rod_ped_sovet.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сказка»

г. Лабытнанги

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями».

                                                               Воспитатель: Кучугура Е.В.

Часто педагоги детских садов задают вопросы: Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовывать этот процесс?

           Действительно, современная практика дошкольного образования свидетельствует: не все педагоги готовы к взаимодействию с семьями воспитанников. Мешает педагогам существовавшая на протяжении многих лет традиция: работа с семьями сводилась к воздействию на родителей с целью научить их воспитывать детей.

           В статье «Родители и воспитатели. Взаимодействовать или работать?»  по мнению автора Т. Кулюциной, в настоящее время отношения между педагогами ДОУ и родителями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы личностное развитие и детей и их родителей.

           Автор Соловей С. в своей статье «Дискуссия как форма работы с родителями» считает работу с семьёй одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и  ребёнка и взрослого. Дискуссия признаётся одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры, однако как форма работы педагога с родителями она используется недостаточно.

           Дискуссия – это цивилизованный спор о том, в какой реальности мы хотим жить.

           Дискуссия имеет свои особенности: она предполагает конструктивное взаимодействие и поиск группового согласия в виде общего мнения или консолидированного решения.

           Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – создать атмосферу доброжелательности и  заинтересованного внимания к каждому.

           Объектом дискуссии может стать неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает своё мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

           Вопросы, задаваемые во время дискуссии должны быть спорными, т.е. такими, на которые можно ответить и «нет» и «да». Важно иметь в виду форму дискуссии:

- круглый стол – самая известная форма; особенность её состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

- симпозиум – обсуждение какой – либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

- дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон их опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

           Ещё одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр. Это творческое объединение нескольких семей, педагогов и работников культуры (режиссёра и актёров театральных студий) на базе детского сада, которые ориентированы на интеграцию традиций общественного и домашнего театра в целях взаимообогащения всех его участников, дальнейшего развития воспитательного потенциала семьи. Автор Евдокимова Е. в своей статье «Семейный театр в детском саду» считает, что семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, её приобщения к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравшим в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определённого жизненного уклада семьи.

           Семейный театр конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.

           Педагоги могут помочь родителям в организации семейных театральных представлений. Как? Развивая опыт «артистической и театральной» деятельности детей в дошкольном учреждении и таким образом, повышая уровень самоуважения ребёнка, который начинает осознавать свою значимость в семье, умелость, эрудицию, что благотворно скажется на его развитии в целом.

           В статье «Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников»  по мнению автора Дорохиной Н. тесный контакт ребёнка со  старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

           Специальные исследования показывают: родители недооценивают воспитательное влияние бабушек и дедушек на детей, а многие педагоги не имеют навыков работы по вовлечению представителей старшего поколения семьи в процесс воспитания внуков.

           Как изменить сложившееся положение? Как наладить духовное общение детей с пожилыми людьми? Встречи с бабушками и дедушками, досуги, праздники могут стать традиционными в работе ДОУ.

           В каждом досуге или празднике кроме выступления детей и бабушек, совместных песен, танцев, игр можно проводить разнообразные конкурсы т.к.: «Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми; бабушки и дедушки узнают себя. «Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука. «Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» на новый лад и др.

           Привлекая бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, со временем мы увидим, как станет крепче связь поколений в семье.

           Авторы О.Л. Зверева и Т.В. Кротова в методическом пособии  «Родительские собрания в ДОУ» предлагают такую форму взаимодействия с родителями как родительские собрания. Родительские собрания – это действенная форма общения педагогов с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада. В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями: спортивные праздники, КВН, вечера досугов и многие другие. Мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями. Целесообразно на собрании задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д. Интерес родителей к вопросу, который будет обсуждаться на собрании, должен быть выбран заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной, например: «Почему ребёнок не слушается?», «Можно ли обойтись без наказаний?», «Как правильно готовить ребёнка к школе?».

           В практике положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов, сделанных руками детьми.

           Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток – шоу и других. Рубрики могут повторять те, что мы видим в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно», «говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Здесь неограниченны возможности для активации родителей, столкновения различных, порой полярных точек зрения. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребёнка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции. Авторы рекомендуют начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребёнка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним, рационально организовывать его деятельность, увидеть себя со стороны как педагогов. Дальнейшие мероприятия можно планировать по своему усмотрению, в зависимости от приоритетного направления учреждения, потребностей родителей и других факторов.

Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, т.к. им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребёнка. Совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнёрский характер. Сотрудничество станет более успешным, если мы сумеем отработать двусторонний поток информации, знаний и опыта.

Использованная литература:

  1. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. Айрис дидактика. М.: 2007 г.
  2. Дошкольное воспитание. Журнал №4 2007 г. Статья «Семейный театр в д/с» Е. Евдокимова.
  3. Дошкольное воспитание. Журнал №8 2007 г. Статья «Родители и воспитатели. Взаимодействовать или работать?». Т. Кулюцина.
  4. Дошкольное воспитание. Журнал №9 2007 г. Статья «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников».
  5. Дошкольное воспитание. Журнал№10 2007 г. Статья «Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников». Н. Дорохина.
  6. Дошкольное воспитание. Журнал №2 2008 г. Статья «Дискуссия как форма работы с родителями» С. Соловей.
  7. Управление. Научно – практический журнал №6 2005 г. Статья «Детский сад в едином игровом пространстве» А.П. Трошкина.