Педагогическая практика: «Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - «Клуб взаимопомощи».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сорокина Светлана Викторовна

Педагогическая практика:

«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ  - «Клуб взаимопомощи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_praktika.docx57.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая практика:

«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ  - «Клуб взаимопомощи».

ТЕМА ПРАКТИКИ: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ «КЛУБА ВЗАИМОПОМОЩИ».

Содержание практики:

Тема практики………………………………………………………….. 3

Актуальность…………………………………………………………… 4

Цель и задачи…………………………………………………………… 6

Творческое обоснование………………………………………………. 8

Описание практики…………………………………………………….. 11

Результативность практики……………………………………………. 19

Перспективы развития практики……………………………………… 23

Библиографический список…………………………………………… 24

Автор: Сорокина Светлана Викторовна

МБДОУ ДС ОВ «Ёлочка

ТЕМА ПРАКТИКИ

На 2016 – 2017 учебный год тема моего самообразования была созвучна  с одной из задач годового плана ДОУ –  «Развитие связной речи дошкольников  с помощью нетрадиционных методов». Эта задача и стала темой моей практики. Обучение родителей стало необходимым условием для того, чтобы они могли применить полученные знания и опыт для развития речи детей. Ведь язык и речь традиционно являются в психологии, философии, педагогике отправной точкой психического развития личности - мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Обучение родителей воспитателями является зеркальным отражением их  совместной деятельности -  от воспитателей к родителям и детям и наоборот. Проводя совместные мероприятия, мы, педагоги, доносим до родителей то как можно, в игровой  непринужденной форме, развивать речь ребенка.

Задача образовательных учреждений не только обучать  и воспитывать детей, но и создать благодатную почву для раскрытия таланта, который, несомненно, есть в каждом ребенке. Чтобы это сделать нужно, формировать творческое мышление, способность нестандартно видеть окружающий мир. Этому, непременно, поспособствует хорошо развитая речь. В настоящее время речевое развитие детей имеет проблемы. Речь:

 - Состоит лишь из простых предложений. Дети неспособны грамматически правильно строить распространенные предложения.

 - Бедна, имеет  недостаточный словарный запас.

 - Засорена сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употреблением нелитературных слов и выражений.

Есть проблемы в диалогической и монологической речи. Это неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неумение построить монолог. Например, составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, или пересказать текст. В речи детей отсутствуют  логические обоснования своих утверждений и выводов. Также отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Зачастую имеют плохую дикцию.

Понимание выше перечисленного, и дало толчок  на поиск наиболее эффективных путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).

         Таким образом, пришла идея создания  «Клуба взаимопомощи», и на примере показать родителям, научить их, как педагогически правильно взаимодействовать с детьми.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

      «Клуб взаимопомощи» - это совместная организация воспитательно-образовательной деятельности  педагогов – детей – родителей, где присутствует планирование работы с учетом методических и психолого-педагогических требований. В «Клубе» могут использоваться различные формы работы:

 - творческие вечера;

 - конкурсы;

 - праздники;

 - различные мероприятия (например, спортивные, познавательные);

 - практикумы;

 - решение педагогических задач за круглым столом и др.

      Данная практика способствует  повышению компетентности  педагогов, психолого-педагогической образованности  родителей, воспитательно-образовательного уровня дошкольников  и развитию крепких уважительных  отношений  внутри  группового коллектива.

      Это трудоемкая работа, но результат того стоит. Встречаясь в «Клубе», мы помогаем родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка, побуждаем стать образцом для подражания, оказываем практическую помощь в воспитании и обучении детей, что способствует гармоническому развитию личности ребенка.

       Работая, в дошкольном  учреждении, воспитатель находится во взаимосвязи не только  с детьми, но и с их родителями. Проводя индивидуальные беседы, консультации, общаясь на родительских собраниях, приходишь к пониманию – что не все родители  в полной мере понимают свои права и обязанности по отношению к детям, имеют затруднения в вопросах воспитания и обучения дошкольников, имеют недостаточные знания в психолого-педагогической области.  С. Харрисс писал: «Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями  одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же, иметь рояль и быть пианистом». 

      Задача воспитателя  - найти эффективные методы и приемы, с помощью которых каждый ребенок должен достичь определенного результата в каком-нибудь виде образовательной деятельности. И, конечно же, это не возможно без помощи родителей. Поэтому важнейшая задача воспитателя донести до сознания родителя необходимость понимания прав и обязанностей по отношению к детям, помочь родителям стать педагогически компетентными, приобрести практические  знания.

      Традиционные формы работы с родителями (индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, родительские собрания)  не всегда эффективны, так как часто лишены практического опыта.

      Организовывая различные формы работы с детьми по развитию речи  в рамках «Клуба взаимопомощи» мы предполагаем в 2016 – 2017 учебном году, повысить уровни развития:

 - звукопроизношения;

 - связной диалогической и монологической речи;

 - умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

 - психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Идея практики:

 1. Установить с помощью «Клуба взаимопомощи» доверительные отношения между детьми, родителями, воспитателями, объединить их в одну команду, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

2. В рамках «Клуба взаимопомощи» вместе с родителями развивать связную  речь дошкольников в непринужденной игровой обстановке, используя  нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.

       Идея моей практики заключается в том, чтобы коренным образом изменить привычный подход к работе с родителями. Сделать так, чтобы родители были активными,  понимающими, инициативными участниками в жизни ребенка. Тесное  общение предполагает  развитие у родителей ощущения погружения в детство, родителю становится проще понимать внутренний мир ребенка, вместе с ним переживать его победы и неудачи. Такому родителю легко найти выход из любой психолого-педагогической  ситуации, возникающей в процессе жизнедеятельности дошкольника, он начинает понимать ребенка гораздо тоньше и глубже, и поэтому сумеет найти пути преодоления любой проблемы.

Цель практики заключается в следующем:

- создание благоприятных условий для развития связной речи детей дошкольного возраста;

- создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

- выявление затруднений, с которыми  сталкиваются  родителей  в процессе психолого-педагогического  взаимодействия с детьми;

- создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив; возрождение семейных традиций;

- оказание помощи родителям  в психолого-педагогическом воспитании детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.

Для достижения  целей моей педагогической практики помогут  решения  следующих задач:

- обеспечить эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи, создать «Клуб взаимопомощи»;

- разработать общие положения клуба, правила взаимодействия;

- разработать ряд совместных мероприятий, направленных на достижение целей практики;

 - развить связную речь детей дошкольного возраста в процессе применения нетрадиционных форм;

- обогатить детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий;

- регулярно проводить просветительскую работу с родителями в области психологии и педагогики с учетом потребностей и особенностей семей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИКИ

       При разработке своей практики я опиралась на достаточно современные материалы  по работе с родителями:

 - « Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации»  Козловой А. В., Дешеулиной Р. П.

 - «Нетрадиционные формы работы с родителями» Л.Ф. Обуховаой, Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой;  

 - «Научно-практические  основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба: Автореферат» Дядюновой И. А.

Дядюнова И. А. под руководством кандидата педагогических наук Денякиной Л. М.  в своей работе отмечает: «Модель семейного клуба обладает воспроизводимостью мер социальной поддержки, многовариантностью, перспективностью социального благополучия, призванной ликвидировать имеющий место отрыв семьи, социокультурной среды от образовательного процесса. Работа клуба направлена на формирование позитивного влияния на личность через семью посредством положительного примера родителей, оздоровления внутрисемейных отношений; на развитие социальных инициатив родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга в разных ситуациях (в выгодном свете), понять индивидуальные особенности детей. В работе семейного клуба решаются задачи создания и развития социально-педагогической базы для воспитания и развития детей; формирования готовности ребенка к активному сотрудничеству с различными социальными институтами; разработка механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ.

     Семейный клуб выполняет образовательно-воспитательную функцию, обеспечивая целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых; диагностическую функцию, изучая личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи, социального окружения, ставит «социальный диагноз», рекомендует пути решения проблем; организационно-коммуникативную функцию, способствуя включению разных специалистов в работу клуба, привлекая их к оказанию помощи семье, конкретному ребенку; прогностическую и экспертную функцию, предполагая участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума; предусматривая предупреждение негативных явлений; досуговую функцию, выявляя интересы и потребности семей в различных видах деятельности; психологическую функцию, обеспечивая допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, групповое общение».

       Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба). Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

      Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.

      Развивать связную речь ребенка, конечно же, лучше всего через игру. Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

      В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

       Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко (1888-- 1939). Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

       Таким образом, совместная  работа в  «Клубе взаимопомощи»  способствует тому, что  дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Кроме того, работа клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать». Также организация полноценной речевой работы в рамках «Клуба взаимопомощи» позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее воспитательное влияние на их развитие, построить воспитательно-образовательный процесс на интересном, понятном, ценном в воспитательном отношении содержании и материале.

СОБСТВЕННО ОПИСАНИЕ ОПЫТА

   Опыт работы опирается на два взаимосвязанных направления:

1. Организация работы «Клуба взаимопомощи».

2. Использование нетрадиционных форм организации речевой работы с детьми в рамках «Клуба взаимопомощи».

      Начиная работать со второй  младшей группой, постепенно пришло понимание необходимости более тесного сотрудничества с родителями. Решив проблему с одними родителями, возникала подобная проблема с другими. Складывалось ощущение хождения по кругу, энергии затрачивалось много, а результаты были не очень высокими. На родительском собрании было сделано предложение  - создать «Клуб взаимопомощи», которое единогласно поддержали родители.  Здесь же были определены принципы работы клуба:

 - участвовать в работе клуба на добровольной основе;

 - учитывать пожелания и предложения участников клуба;

 - строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности;

 - творчески подходить к работе клуба.

В основу взаимодействия «Клуба» заложены следующие принципы:

Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является самым  прочным фундаментом, на котором строится  вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает   опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.  Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то  и применяют  педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество

     Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им  надо воспитывать своего  ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды  педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.

Готовимся серьезно.

К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т.к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание, открытое мероприятие, заседание «круглого стола»  могут  негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.

Динамичность

Наш коллектив постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, воспитатели находятся в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей. 

       Собрания «Клуба взаимопомощи» проводятся в помещении детского сада один раз в последнюю пятницу месяца.

      Это совместная работа специалистов ДОУ и родителей по реализации образовательной программы, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

       В течение ученого года совместно с родителями было решено, планомерно, развивать связную речь детей через нетрадиционные формы работы в рамках  «Клуба взаимопомощи».

      В «Клубе взаимопомощи»  используем следующие формы работы:
- групповые мероприятия для родителей: консультации, деловые игры,  лекции,тренинги;
- совместные детско-родительские занятия, досуги, праздники, спортивные мероприятия, конкурсы, творческие вечера.

      Воспитатели, организующие деятельность детско-родительского клуба, ведут планирование и учет его деятельности, исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, с учетом психолого-педагогической необходимости и современных методических требований.

      К каждому заседанию клуба ведется тщательная подготовка, ведется четкий отбор материала, практикуются нетрадиционные формы работы, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми, проводится практическая деятельность. Все это способствует  заинтересованности родителей к посещению «Клуба взаимопомощи».

Данный опыт предполагает использование  нетрадиционных форм организации речевой деятельности: ситуации общения, творческие вечера.

     Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Типы ситуации общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает эмоциональный настрой.

      Активизировать речь дошкольников  помогает организация творческих вечеров. Творческие вечера  – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения  своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Основные виды  творческих вечеров:

1. Игровые творческие вечера. Данные знания в форме игры, усваиваются детьми дошкольного возраста быстрее, прочнее и легче, т.к. игра – основный вид деятельности дошкольника. Игра стирает грань между иллюзией и действительностью. Это некая «модель», где ребёнок может «принять» на себя любую роль. Именно в игре, он реализует возможность действовать самостоятельно, активно. Игры развивают активный словарь дошкольников, подготавливают почву для формирования монологической речи. Работа со словом формирует  интерес к словесному творчеству, в том числе и сочинению рассказов, сказок, к использованию разнообразных средств, для придания повествованию выразительности. К игровым творческим вечерам относятся:

 -  сказочное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»;

 - речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединённых сюжетом знакомой сказки;

 - пресс-конференция, где дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и т. д.;

 - конкурсы, проводимые по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими;

 - рисунки-сочинения - сочинение детьми сказок, рассказов по своим собственным рисункам;

 - сюжетно-ролевая игра.

2. Тематические творческие вечера.  Единство темы позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей.

Эффективные методы и приёмы, применяемые в работе с детьми:

      Включение диалогов (как с взрослыми, так и с детьми) обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения; вариативность рассказов, взаимодействие детей в развёртывании единого сюжета; даёт возможность реализовать потребность детей в общении со взрослыми; помогает понять педагогу ребёнка, услышать язык эмоционального сообщения.

     Создание проблемных ситуаций активизируют творческое воображение ребёнка, любопытство, любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и их воплощение во внешнюю форму: словотворчества, придумывания рифмы, загадок, продолжение стихов, рассказов.

     Моделирование - использование схем, моделей, знаков при составлении описательных рассказов детей, придумывании сюжетов сказок, фантастических истории, при пересказе художественного произведения. Они помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определять при рассматривании предмета его свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти последовательность, которая является планом.

     Использование элементов ТРИЗ помогает обогащать круг представлений детей, расширяет словарный запас, развивает творческие способности. ТРИЗ помогает формировать логику и диалектику, преодолевать застенчивость, замкнутость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно выходить из трудных положений, находить оригинальные решения, составлять творческие рассказы и сказки.

 - Решение противоречий формирует умение искать и находить своё решение;

 - Метод фокальных объектов – придумывание чего-то нового, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

 - Прием эмпатии – представление себя,  на месте какого-либо предмета, объекта;

 - Аналогия - объединение разнородных элементов; выявление сходства объекта с другим: по форме, структуре, функциям, цвету, свойствам;

 - Решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

       Метод – «мозговой штурм»  применим при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Поощряются  самые неожиданные необычные предложения. Последующим  этапом метода является выборка идей или конкретных решений. Благодаря мозговому штурму дети понимают, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации можно найти выход. Таким образом, у них формируется основы рационального мышления.  

       Мнемотехника  помогает развивать связную и диалогическую речь детей, развивать  умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью предметов заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по схемам и таблицам.  Мнемотехника развивает  у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.  Развивает  у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

      Работая над  планированием «Клуба», использую методологическое направление  интеграцию – одно из важнейших и перспективных направлений становления современного образования.  Интеграция предполагает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором они связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития  детей дошкольного возраста.  Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.  «Деятельность семейного клуба строится, исходя из принципа, предполагающего интеграцию специалистов» (Дядюнова И. А.)

      Для родителей встречи в рамках «Клуба взаимопомощи» являются праздничным, ответственным и привлекательным  событием по нескольким причинам: 

 - актуальность тем, поднимаемых при встречах;

 -насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;

  - возможность родителей наблюдать своих детей.

Праздники, мероприятия 

Во время проведения праздников, мероприятий продумываем размещение родителей,  распределяем места в зале таким образом, чтобы дети сидели лицом к своим  родителям. 

Такое размещение позволяет родителям эмоционально поддержать своего ребенка, а детям увереннее чувствовать себя.

В сценарии обязательно включаем игровые  задания, в которых участвуют родители и дети (игры разного содержания)

Стараемся, чтобы героев по сценарию играли родители.

Вначале привлекаем активных и коммуникабельных родителей.

Родители учатся преодолевать свое смущение, с пониманием относятся к волнению и неуверенности ребенка.

 

Снимается усталость, родители из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников, что, несомненно, сближает родителей и детей.

Раскрывается  творческий потенциал семьи в целом (родителей и ребенка);

 

Для родителей детский сад является не только центром педагогического просвещения, но и местом реализации их творческих способностей.

Творческие конкурсы

Конкурсы, проводимые в группе на творческих вечерах, родительских собраниях.

Очень помогают организовать родительскую деятельность,  выявить творческий и педагогический потенциал семьи.

Виды поощрений

Написание «Благодарственного письма»;

 

Объявление благодарности в гласной форме (на собрании, после праздника, во время чаепития,  в группе);

 

Вручение памятных подарков, призов (книга, набор для творчества, игрушка и др.). 

Родители получают позитивные эмоции, повышается активность других родителей.

Дети получают наглядный положительный пример, испытывают гордость за своих родителей, повышается их

авторитет в глазах ребенка.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАКТИКИ

       Таким образом, проводимая нами работа в «Клубе взаимопомощи» повышает психолого-педагогическую культуру родителей.  «Клуб»  дает возможность учиться, приобретать в  ненавязчивой форме необходимый опыт, несомненно, становясь компетентными родителями. Благодаря доброжелательной эмоционально раскрепощенной обстановке между родителями, воспитателями и детьми, происходит планомерная мягкая социализация детей, ведущая к положительной динамики развития речи дошкольников.

       В начале создания «Клуба» самым сложным было уговорить родителей стать активными участниками (играть  в ролях, читать стихи, выступать  ведущими на творческих вечерах), также была проблема низкой посещаемости. Для решения этой проблемы пришлось прибегать к различным  тактикам, например:

 - творческий вечер предполагал  семейное участие (без помощи мамы или папы ребенок не выполнил бы поставленную перед ним задачу), естественно,  в данном случае нужно было выбрать оптимально удобное для всех время;

 - для участия в каком-нибудь виде деятельности брали ребенка с проблемой в эмоциональном развитии, задача родителя – помочь ребенку своим непосредственным участием максимально снять эмоциональную зажатость.

Критериями эффективности работы «Клуба взаимопомощи» являются:

Для детей:

  • Развитая связная речь
  • Устойчивая эмоционально-волевая сфера, развитые творческие способности и интеллект
  • Осознание собственной внутренней позиции
  • Адекватная самооценка и уверенность в собственных силах
  • Ощущение комфорта в пространстве взрослых

Для родителей:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • Понимание позиций своего ребенка и его эмоционально-чувственного мира
  • Добрые семейные взаимоотношения
  • Тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ
  • Усвоение модели поведения ребенка
  • Осознание родителями собственного воспитательного опыта;
  • Снятие затруднений детско-родительских отношений;

Для педагогов:

  • Самосознание на высоком уровне
  • Апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
  •  Установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
  • Повышение профессионального мастерства воспитателей  в работе с семьей;
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.  

     Разная степень готовности к сотрудничеству в «Клубе» соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

     Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству в  «Клубе взаимопомощи за 2016 – 2017у. г. представлены в таблице. Как видим, уровень родительской мотивации к концу учебного года значительно увеличился. Данная форма работы с родителями достаточно эффективна.

Критерии

В начале

уч. года

В конце

уч. года

Психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

35%

55%

Оценка семьи на сотрудничество в «Клубе взаимопомощи».

19%

69%

Результативность практики «Развитие связной речи дошкольников в рамках  работы «Клуба» определяли с помощью педагогического мониторинга, который проводили в два этапа:

1 этап – сентябрь – подготовительный,

       2 этап  - май – заключительный.

«Выявление уровня развития  связной речи проводится по следующим критериям:

  • полнота охвата фактов и наличие связей между этими фактами;
  • логика изложения;
  • соблюдение структуры рассказы;
  • способность точно формулировать мысли.

Уровни развития связной речи детей:

Высокий – ребенок правильно формулирует основную мысль рассказа, усваивает все существенные связи; последовательно и точно строит рассказ, соблюдая структуру описания, повествования, рассуждения, самостоятельно подбирает аргументы, владеет логикой изложения материала. Правильно строит предложения, использует в речи сложные предложения, имеет навыки употребления слов в сочетании с другими словами, с учетом контекста, владеет интонационной выразительностью речи.

Средний – ребенок затрудняется в формулировке основной мысли, все существующие связи устанавливает частично, пропускает структурные части рассказа, нарушает логику изложения материала, аргументы подбирает при помощи воспитателя. Правильно строит простые предложения, не использует в речи сложные предложения, слабо владеет навыками употребления слов в сочетании с другими словами (с учетом контекста), частично владеет интонационной выразительностью речи.

Низкий -  ребенок не формулирует основную мысль рассказа, не устанавливает все существующие связи или устанавливает неверно, структура рассказа нарушена, затрудняется в построении простых предложений, сложные отсутствуют, нет навыков в употреблении слов в сочетании с другими словами, не владеет интонационной выразительностью речи.

работы по развитию связной речи складываются из достижений конкретных детей. Поэтому в методику проведения педагогического мониторинга включена работа  по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребёнка. На основании полученных данных определяются перспективы развития связной речи, как  каждого ребёнка, так  и группы в целом»  (О. Ушакова).

     Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

 - Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

 - Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

 - Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

- Появился   интерес к заучиванию стихов;

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

        Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Добиться высокого уровня речевого развития детей можно лишь, используя все виды деятельности в совокупности. Поэтому, чем раньше мы приступим к  развитию связной речи дошкольников, используя все возможные методы и приемы, тем лучше подготовим их к школе.  Так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ

       Работа в рамках «Клуба взаимопомощи» открывает широкие перспективы для совместной работы, приносящие положительные результаты для всех участников практики. В данном учебном году мы повышали уровень речевого развития дошкольников, а также компетентность их родителей по данной тематике, но работа «клуба» не ограничивается только этой образовательной областью.  С помощью анкетирования можно выявить новую, интересную для родителей и детей, область развития.   Мы, воспитатели, естественно, разработаем план работы на новый учебный год, методически грамотно оформим  различные  мероприятия, способствующие гармоничному взаимодействию и развитию всех участников клуба.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.

3. Гризик Т.Д. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54 - 56.

4.  Дядюнова И. А. Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба: Автореферат. - Нижний Новгород, 2008

5. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)

6. Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)

7. Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)

8. Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)

9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

10. Колодяжная Т.П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н / Д: ТЦ «Учитель», 2010. – 32 с.

11. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – М., 2011. – Т.35.

12. Л.Ф. Обухова, Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова . Нетрадиционные формы работы с родителями. Из-во: 5 за знания, 2005г.

13. Обобщение педагогического опыта работы тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной» (Интернет ресурс)

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/17/tema-razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta

14. Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей (Интернет ресурс) www.maam.ru/detskijsad/roditelskii-klub-kak-yefektivnaja-forma-vzaimodeistvija-dou-s-semei.html

15.Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи (Интернет ресурс) //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s

_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

16.  Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 3-8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Родительский клуб "Речевичок" как нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников первой младшей группы

В настоящее время значимой является профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с уеличением числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяе...

Использование нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда

нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда...

Выступление на педагогическом часе: «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Выступление на педагогическом часе:«Нетрадиционные формы работы с родителями»...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь и...