НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
методическая разработка

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ.  СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»

Иванец Елена Александровна

МБДОУ "Детский сад № 48 «Колокольчик»

С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…

И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как  снизить стресс у детей и обеспечить  им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста мы организовали семейный клуб «Родительские Университеты». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

Работа семейного клуба «Родительские университеты» проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого провели  «День открытых дверей»; родительское  собрание  «Первый раз в детский сад», в ходе которого   родители  познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду. Посетили семьи на дому, изучили карты здоровья детей, провели анкетирование и беседы с родителями для выявления индивидуально-личностных особенностей детей. Исследование выявило  психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы,  как дошкольников, так и их родителей.

В ходе второго этапа была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы,  журнала регистрации, отчёта о проделанной работе.

Основная цель создания семейного клуба «Родительские университеты» -  установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширение  форм работы с родителями, обеспечение социализации  детей раннего возраста и их адаптации к поступлению в ДОУ.

Основные задачи семейного клуба «Родительские университеты»:

  • решение   проблемы адаптационного периода, подготовка детей к посещению ДОУ;
  • вовлечение  родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;
  • установление  контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.

Основные направления работы семейного клуба  «Родительские университеты»:

  • оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
  • популяризация деятельности ДОУ среди населения города;
  • адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
  • профилактика и лечение заболеваний, оздоровление детского организма.

Встречи в семейном  клубе «Родительские университеты» проходили в форме деловых игр,  дискуссий, круглого стола,  решения педагогических ситуаций, обсуждения опыта семейного воспитания,  видеопросмотров материалов по организации жизни детей в ДОУ. Участие в таких мероприятиях помогло  родителям активизировать воспитательные навыки, у них появилась вера в собственные педагогические возможности.

Примерный план работы семейного клуба «Родительские университеты»

 

 

Тема мероприятия

Форма проведения

«День открытых дверей

в ДОУ».

Экскурсия по ДОУ.

Театрализованное представление.

«Первый раз в детский сад».

Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания.

 «Давайте познакомимся!»

Игра-занятие.

Обоюдное знакомство  педагогов ДОУ,  родителей и их детей.

Визитная карточка семьи. Сообщение об организации  содержания, воспитания и обучения ребёнка в ранней группе.

Игра  «Какой мой ребёнок?»

Семейная копилка: организация  режима  жизни  ребёнка в домашних условиях.

«Расти здоровым, малыш!»

(Питание детей раннего возраста в детском саду и дома.)

Практический тренинг.

Сообщение  « Где моя большая ложка?»

Дегустация блюд.

Конкурс «Меню выходного дня».

Видеоролик  «Вкусная каша».

Семейная копилка: рецепты детских блюд.

«Расти здоровым, малыш!»

(Воспитание у детей раннего возраста привычек здорового образа жизни.)

Семинар-практикум.

Сообщение: «Чистота – та же красота».

Конкурс  детских причёсок.

Разучивание с родителями потешек.

Семейная копилка:  детские песенки, потешки  и прибаутки для формирования культурно-гигиенических навыков.

«Мы играем и поём, вместе весело живём».

Круглый стол: «Хорошо ли ребёнку в детском саду?»

Видеотека: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Сообщение: «Игра – это серьёзно».

Семейная копилка: игры для детей в  группе и в семье.

«День за днём говорим и растём».

 

Игровой досуг.

Сообщение «Как помочь ребёнку заговорить?»

Блиц-диалог.

Игровая программа   «Играем вместе» (дидактические, речевые, подвижные, пальчиковые, коммуникативные  игры).

Выставка литературы:

«Устное творчество и малыши».

Семейная копилка:  развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.

 Вечер вопросов и ответов.

 

Видеогостиная  «Какими мы были, какими мы стали».

Анкетирование.

Чаепитие. Обсуждение планов

на следующий год.

Семейная копилка:  фотоальбом «Счастливые моменты жизни в детском саду».

Активное участие в работе Клуба принимали педагоги и специалисты ДОУ: заместитель заведующей  по ВМР, педагог-психолог,  социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр, медицинская сестра, шеф-повар.

В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводилась наглядной информации. Ежемесячно оформлялись  папки-передвижки, которые представляли собой  советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбирались  по запросу родителей: «Я иду в детский сад»,  «Первый раз в детский сад», « Я живу по расписанию», «Что необходимо знать о развитии своего ребёнка» и др.

В конце каждого заседания для пополнения «Семейной копилки» родителям  вручались буклеты, представляющие собой рекомендации, шпаргалки по воспитанию детей.

Название буклета

Содержание

  • Рекомендации

«Я иду в детский сад!»

Примерный режим дня, правила поведения родителей в адаптационный период

  • Как правильно одевать ребёнка

на прогулку, в помещениях ДОУ.

«Рациональное питание – залог здоровья вашего малыша»

Принципы здорового питания, рецепты овощных салатов, детских каш для малышей.

  • «Можно – нельзя» (какие

продукты можно или нельзя употреблять в пищу ребёнку).

«Расти здоровым, малыш!»

Раскрывается понятие «здоровый образ жизни», как обучить ребёнка правилам личной гигиены.

  • Потешки, песенки, прибаутки,

которые способствуют  формированию культурно-гигиенических навыков малыша.

«Папы и мамы, начните общаться со своим ребёнком!»

Советы, которые  помогут родителям научиться общаться со своим ребёнком и развить его речь!

  • Словесные игры для малышей

и их родителей.

«Папа, мама, поиграйте со мной!»

Влияние игры на всестороннее развитие личности ребёнка.

  • Правила организации

совместной игры взрослого и ребёнка.

 

На третьем этапе, в конце учебного года, была проведена психолого-педагогическая диагностика. Результаты  показали  следующие изменения:

- процесс привыкания детей (18 чел.) к детскому саду прошёл успешно: степень адаптации  лёгкая (65% (13 детей)),  и средняя (25%  (5 детей));

- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей;

- родители стали активно включаться в процесс социального воспитания;

- установились партнерские отношения между детьми, родителями и воспитателями.

Нетрадиционные формы  организации  встреч семейного клуба  повысили интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей.   Общение в непринуждённой, эмоционально насыщенной обстановке способствовало сближению педагогов, родителей и детей. Мамы и папы, увидев собственного ребёнка в другой обстановке, во время его общения со сверстниками и педагогами, открывали в нём новые черты и способности. Совместная деятельность сблизила  родителей и детей, сделала их настоящими партнёрами. Отчёт о работе семейного  клуба «Родительские университеты»  заслушался на итоговом педагогическом совете ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Речевичок" как нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников первой младшей группы

В настоящее время значимой является профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с уеличением числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяе...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...

Педагогическая практика: «Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - «Клуб взаимопомощи».

Педагогическая практика:«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ  - «Клуб взаимопомощи»....

Нетрадиционная форма работы с родителями - День родительского самоуправления

Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Для устано...

Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы

В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....