Программа дополнительного образования по художественному труду «Умелые ручки»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ярцева Ольга Анатольевна

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:

·        дети научатся приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

·        дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;

·        у детей разовьется мелкая моторика рук;

·        сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;

·        разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

·        сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

·        сформируются навыки самостоятельности.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад  №11 «Колосок» г.Валдай»

                                           

Программа

дополнительного образования

по художественному труду

«Умелые ручки»

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей 3 – 4 года.

Составил:

воспитатель МАДОУ № 11 «Колосок»

Ярцева Ольга Анатольевна

г. Валдай 2015 год

Пояснительная записка.


          Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение, творческие способности.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.

Задачи. 
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 
2. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление,  зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей. 
3. Формировать навыки учебной деятельности: 

  • умение действовать по словесным инструкциям; 
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; 
  • контроль за собственными действиями. 

4.Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. 
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду. 

          Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий не более 15 минут. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

     Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5. Наклеивание природного материала на плоскостное изображение.

6. Скрепление различных деталей.

7. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков, раковин.

8. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

9. Лепка предметов из теста.

10. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

Материал для работы:

Разные виды бумаги, картон, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клеёнки, детские фартуки.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Блок

Количество занятий

1.

Вводное занятие

1

2.

Тестопластика

6

3.

Пластилинография

24

4.

Обработка природных материалов

11

5.

Нетрадиционная техника рисования

12

6.

Объёмная аппликация

15

7.

Итоговое занятие (презентация)

1

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Блок

Цель

Кол – во занятий

сентябрь

1.

Вводное занятие

Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами.

Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы).

1

2.

Радуга – дуга

Пластилинография

Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, но разной длины.

1

3.

Солнышко лучистое

Нетрадиционная техника рисования

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пальцеграфией, т.е. ладошками или пальцами.

1

4.

Весёлые мухоморы

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами - пальцеграфией.

1

5.

Рябиновая кисть

Нетрадиционная техника рисования

обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

1

6.

Угощайся, зайка! 

Пластилинография

Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (морковка для зайчика).

1

7.

Ёжик

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования ладошкой и пальчиками, аккуратно наносить краску, пользоваться салфеткой.

1

8.

Румяное яблочко

Пластилинография

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета.

1

октябрь

1.

Осенняя фантазия

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить детей с приёмом рисования по мокрой бумаге методом кляксографии.

1

2.

Шарики для клоуна

Пластилинография

Учить аккуратно заполнять  контур тонким слоем пластилина.

1

3.

Овечка

Объёмная аппликация

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.

1

4.

Созрели яблочки в саду

Пластилинография

учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их.

1

5.

Лошадка

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью

1

6.

Консервируем помидорки и огурчики

Пластилинография

Познакомить с приёмами лепки: скатыванию шариков и колбасок и расплющиванию, учить передавать форму известных предметов.

1

7.

Золотая рыбка

Коллективная работа

Пластилинография

Учить выполнять аппликацию из пластилиновых лепёшек и колбасок.

1

8.

Золотые листочки

Нетрадиционная техника рисования

Учить делать оттиск осеннего листа покрывая краской весь лист соответствующими цветами.

1

ноябрь

1.

Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки

Пластилинография

Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру.

1

2.

Пирамидка

Аппликация

Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения.

1

3.

Вкусные витамины

Пластилинография

Учить использовать в работе дополнительные детали для передачи характерных признаков предметов.

1

4.

Воздушные шары

Пластилинография

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямым движением ладоней.

1

5-6.

Подарок для мамочки. Пион

Объёмная аппликация

Учить делать из полосок петельки и аккуратно наклеивать их на форму. Учить собирать из отдельных заготовок поделку.

2

7.

Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы

Тестопластика

Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, продолжать учить различным приёмам лепки

1

8.

Колобок

Тестопластика

Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями.

1

декабрь

1.

Рябина для снегирей

Пластилинография

Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении.

1

2-3.

Хвост крючком, нос пятачком

Поделки из природных материалов

Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями.

2

4.

Снеговик

Объёмная аппликация

Учить выполнять аппликацию из кусочков ваты, заполняя всё пространство.

1

5.

Дед Мороз

Коллективная работа

Пластилинография

Учить выполнять мозаику из пластилиновых шариков.

1

6-7.

Разноцветные шары

Тестопластика

Закрепить умение отщипывать большие и маленькие кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски.

2

8.

Маленькой ёлочке холодно зимой

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью, рисование пальчиками.

1

январь

1.

Светофор

Пластилинография

Упражнять в технике рисования пластилином, повторить правила дорожного движения.

1

2.

Волшебные рисунки

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить с техникой рисования свечой, учить аккуратно закрашивать лист краской.

1

3.

Уточка на озере

Тестопластика

Закрепить умение лепить предметы округлой формы, дополнять работу мелкими деталями, создавать композицию.

1

4-5.

Здравствуй, солнышко!

Объёмная аппликация

Учить окрашивать ватные диски методом примакивания, наклеивать их цепочкой.

2

6.

Цветик – семицветик

Коллективная работа

Пластилинография

Закрепить навыки работы с пластилином. Учить выполнять аппликацию из шариков.

1

февраль

1-2.

Кашалотик - кашалот

Пластилинография

Учить передавать форму и характерные детали животного с помощью пластилинографии.

2

3.

Свитер для моих друзей

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить с техникой рисования на мятой мокрой бумаге.

1

4-5.

Плывёт по морю лодочка

Обработка природных материалов

Учить действовать по словесной инструкции, дополнять поделку мелкими деталями.

2

6.

Цыпленок

Объёмная аппликация

Учить выполнять поделку из комков бумаги.

1

7.

Весёлые осьминожки

Нетрадиционная техника рисования

Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя нетрадиционные приемы в рисовании.

1

8.

Улитка, улитка, выпусти рога

Пластилинография

Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски в спираль.

1

март

1.

Платье для мамочки

Аппликация

Учить раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их.

1

2.

Букет для бабушки

Нетрадиционная техника рисования

Учить рисовать цветы методом отпечатков.

1

3.

Дерево

Обработка природных материалов

Учить закреплять детали при помощи пластилина, создавая макет дерева

1

4.

Мимоза

Объёмная аппликация

Учить выполнять композицию из бумажных шариков.

1

5.

Подсолнух

Обработка природных материалов

Учить закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина

1

6.

Божьи коровки

Обработка природных материалов

Учить раскрашивать скорлупу ореха, передавая характерные признаки насекомого.

1

7.

Самолёт летит

Пластилинография

Закрепить умение делить брусок пластилина на две равные части и раскатывать его.

1

8.

Первоцветы

Объёмная аппликация

Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника.

1

апрель

1.

Звёздное небо

Пластилинография

Научить делить готовую форму на части при помощи стеки и скатывать из них маленькие шарики.

1

2.

Высоко летит ракета

Объёмная аппликация

Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги.

1

3.

Клубочки для котёнка

Пластилинография

Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, сворачивать колбаски в спираль.

1

4.

Пасхальное яичко

Обработка природных материалов

Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, продолжать учить пользоваться  кистью и клеем.

1

5-6.

Чудесная птица - павлин

Обработка природных материалов

Учить аккуратно наносить краску на шишку, отрабатывать умения детей работать с пластилином.

2

7.

Черепашки

Обработка природных материалов

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовку.

1

8.

Овечка на полянке

Пластилинография

Познакомить с новым приёмом работы с пластилином.

1

май

1.

Букет для ветеранов

Объёмная аппликация

Учить способу изготовления гвоздики из салфеток. Отработать умение делать короткие прямые надрезы ножницами. Учить вырезать фигуру с закруглённым краем.

1

2.

Открытка к 9 мая

Пластилинография

Отработать умение скатывать ровные пластилиновые шарики и заполнять ими контур рисунка, раскрашивать, не выходя за линии.

1

3.

Салют Победы

Пластилинография

Закреплять умение скатывать шарики одинакового размера, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие.

1

4.

Аквариум

Коллективная работа

Объёмная аппликация

Учить делать из бумажных тарелок рыбок, раскрашивая их разными цветами.

1

5.

Отпечаток ладошки

Тестопластика

Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони.

1

6.

Покормим цыплёнка

Обработка природных материалов

Научить делать поделки из крупы и ватных дисков.

1

7.

Лягушонок

Объёмная аппликация

Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки.

1

8.

Итоговое занятие (презентация)

Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ.

1

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:

  • дети научатся приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
  • дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;
  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

Формы подведения итогов:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • составление альбома лучших работ;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Базик И.Я., Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала», М., 1984г.
  2. Гибсон Р., Тайлер Д. «Весёлые игры», М., 1994г.
  3. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М., 2008 г.
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», М., 2011г.
  5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», М., 2008г.
  6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование», М., 2005г.
  7. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М., 2005г.
  8. Конощук С.И. «Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей», М., 2011г.
  9. Пищикова И.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», М., 2007г.
  10.  Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», С.-П., 2008г.
  11.  Тихомирова О.Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., 2011г.
  12.  Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
  13.  Цвитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»,  М., 2011г.
  14.  Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись. Методическое пособие», М., 2010г.
  15.  Ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".

Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 3-4 лет....

кружок по ручному труду "Умелые ручки"

Очень люблю заниматься ручным трудом, хочу научить этому своих воспитанников....

Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"

·         Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки",  для руководителя кружковой работы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми по художественному и ручному труду «Умелые ручки» Возраст воспитанников 5-6 лет.

Программа по художественному и ручному труду направлена на развитие творческого потенциала дошкольников и воспитание у детей интереса к разным видам художественной деятельности, стремление участвовать...