Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данный проект предназначен к приобщению ребенка к истории и культуре своего города; пополнитю знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитанию уважения к его традициям и обычаям, развивитию потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_svoy_kray_-_lyubi_i_znay.docx | 195.31 КБ |
Занятие получилось очень интересным.Пишите, скину видео. | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал…
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»
К. Симонов
Актуальность
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы», где особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, формированию отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены основные направления работы «по формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы родного края».
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Проблемы
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате мониторинга знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды было выявлено ряд проблем:
- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
- дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать знаменательные места города Городца;
- дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
- Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Городце.
- Недостаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Городцом.
По итогам опроса родителей видно, что у родителей имеются эпизодические знания о нашем городе, и они не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.
Учитывая данные проблемы необходимо систематизировать знания дошкольников с родным городом, введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам), формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- Создание в группе предметно-развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
- Организовать работу с родителями таким образом, чтобы возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории родного города Городца, чтоб их знания и любовь к Городецкому краю были переданы детям.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать гипотезу, цель, задачи и предполагаемый результат проекта.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Городца, местным достопримечательностям, формировать нравственно – патриотические чувства к родному краю; воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному городу.
Задачи реализации проекта:
- Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
- Знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного края.
- Расширять представление детей об истории родного города Городца.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Городец.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, природе.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать воображение, творческие способности.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.
- Оснащение предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении ребенка, родном городе и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, городу, традициям, культуре и быту родного края
Вид проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2014 – май 2015)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
- Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологии описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным-давно») и настоящее («наши дни»). С этой целью подобран материал о городе Городце, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
- Принцип гумманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой, краеведческим музеем и т.п.
Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Городца.
Основные направления в работе:
Познавательное развитие:
- Экскурсии с детьми по улицам, к памятным местам, красивым архитектурным сооружениям «Как прекрасен наш город».
- Рассматривание альбома фотографий, слайдов с изображением достопримечательностей города, улиц, памятных мест, мест культурного отдыха горожан.
- Посещение массовых мероприятий города (музей, День защиты детей, День Победы, День города и др.)
- Вечера встреч с интересными людьми, родителями, работающими на градообразующих предприятиях нашего города.
- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Беседы с детьми «Город и горожане», «Путешествие по родному городу».
- Рассматривание и чтение детям художественной литературы о городе, заучивание стихов, конкурс чтецов.
- Цикл занятий «Знакомство с историей родного города и его символами».
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры «Где это находится», «Узнай по описанию», «Знатоки Городецкого края», «Кто подберет больше слов?», «Знаешь ли ты город?», «Вот так построили!» (с использованием ЛЕГО).
- Игры с макетом «Улицы нашего города».
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу», «Наша улица».
- Игровые упражнения «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Все ли верно? Докажи».
- Режиссерская игра «Дом для домовёнка Кузи» (учить разворачивать режиссерскую игру на основе созданной постройки).
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование:
- «Улицы нашего города».
- «Осенний Городец».
- «Наш город в будущем».
- «Городецкая роспись».
- «Мой папа – защитник Отечества».
- «Наши мамы самые красивые».
- «Памятник Александру Невскому».
- «Мы рисуем мир».
- Аппликация:
- «Герб нашего города» (познакомить с геральдикой).
- «У города Мастеров» - обрывная аппликация.
- «Строим блочный дом» (формировать умение изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать симметричное строение).
- «Дома на нашей улице».
- «Наш микрорайон» - коллективная работа.
Предметно-развивающая среда:
- Альбом фотографии с улицами, достопримечательностями города Городца.
- Альбом «Люди, прославившие наш город».
- Альбом «Русские народные костюмы».
- Карта Нижегородской области, города Городца.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм по профессиям.
- Дидактические игры по ознакомлению с городом.
- Мини – музей «Русская изба».
- Настольные игры по ознакомлению со старинными русскими предметами.
- Дидактические игры для закрепления знаний о народных промыслах.
Работа с родителями
- Предложить родителям посетить вместе с детьми памятники, красивые места нашего города.
- Поручить родителям вместе с детьми зарисовать понравившиеся места.
- Организация выставки «Где мы были, мы расскажем», «Мы рисуем мир».
- Создание фотоколлажа «Мамины дочки - сыночки», «Наши Защитники».
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
- Расширение знаний об истории родного города Городца, ответственное отношение к общественно-значимым местам города, достопримечательностям.
- Развитие инициативы, активности, самостоятельности, самореализация.
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
- Формирование заботливого отношения к родному городу.
Родители:
- Повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, между родителями и ДОУ, самореализация, повышение родительской компетентности по данной проблеме, участие семьи в учебно-воспитательном процессе.
- Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Перспективный план реализации проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки | Результат |
| Анкетирование родителей | Сентябрь | Выявление представлений родителей о родном городе. |
Мониторинг знаний детей о родном городе | Сентябрь | Выявление знаний и представлений детей о родном городе | |
| Сентябрь | Повышение компетентности по данной проблеме. | |
Составление информационных листов для родителей. | Сентябрь | Повышение компетентности представлений родителей о родном городе. | |
II Основной | Непосредственно образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом «Родной свой край – люби и знай!» | Сентябрь- май | Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. |
Совместные мероприятия с семьями воспитанников. | Сентябрь- май | Повышение детской и родительской компетентности. | |
Экскурсии | Сентябрь- май | Повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре города. | |
Краеведческие мини – центры в группах | Постоянно | Пополнение развивающей среды. | |
Выставки:
| Ежеквартально | Выставки детских работ | |
Анализ результативности реализации проекта | Февраль | Выявление уровня знаний и представлений детей о родном городе для корректировки работы по данной проблеме. | |
III Итоговый | Систематизация практического материала (конспекты, фото, игры, детская продуктивная деятельность). | Май | Систематизация практического материала. |
Педагогический анализ сформированности знаний и представлений детей о родном городе. | Май | Выявление знаний и представлений детей о родном городе. | |
Анализ результатов. | Май | Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме. |
Перспективный план работы реализации проекта через разные виды деятельности.
Время проведения | Формы совместной деятельности детей и педагога | Формы работы с родителями |
СЕНТЯБРЬ | Диагностика «Знаешь ли ты свой город?» Цель: определение уровня знаний детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию. | Знакомство с памяткой по проектной деятельности. |
НОД «Городец – прошлое и настоящее». Цель: знакомство детей с историей возникновения города. Формирование устойчивого интереса к истории своего города. | Оказание помощи в поисках информации. | |
НОД «Улицы нашего города» (рисование). Цель: формирование умений передавать в рисунке красоту родного города. Дидактическая игра «Прогулка по городу». Экскурсия по микрорайону. Просмотр презентации «Улицы нашего города». Словесно – дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: формировать умение составлять небольшой рассказ про улицу города, узнавать улицу по словесному описанию. | Оказание помощи в организации экскурсии, в подборе материала для презентации. | |
ОКТЯБРЬ | НОД «Моя малая Родина - Городец». Цель: познакомить с символами Городецкой земли (герб). | Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города. |
Аппликация «Герб города Городца». Цель: закреплять знания детей о символике города на основе ранее полученных знаний. | ||
Дидактическая игра «Собери герб города Городца». | ||
Экскурсия к памятнику Александру Невскому. | Оказание помощи в организации экскурсии. | |
Конкурс чтецов «Городец – мой край родной!» | Заучивание с детьми стихотворений о родном городе. | |
НОЯБРЬ | Рассматривание альбома «Люди, прославившие Городец». Цель: расширять знания о знаменитых людях города. | Помощь в подборе и оформлении материала. Создание с детьми поделок на тему «Осенний натюрморт». Создание фотоколлажа «Мамины дочки – сыночки». Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников». |
Экскурсия в детскую библиотеку «Исторический калейдоскоп». Цель: дать представления о том, что с историей родного города можно познакомиться из книг, которые находятся в библиотеке. | ||
Рисование «Осенний Городец». Цель: формировать умения детей передавать в рисунке красоту осеннего города. | ||
Дидактическая игра «Так бывает». Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать воображение, мышление. | ||
Экскурсия в музей «Городецкий пряник» | Оказание помощи в организации экскурсии. | |
ДЕКАБРЬ | НОД «Русская изба» (с использованием мини – музея). Цель: познакомить с русской избой, домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | Изготовление макета русской избы. |
Просматривание альбома «Русские народные костюмы». | Оказание помощи в оформлении альбома и дидактических игр. Выставка совместного творчества «Рукавичка для Деда Мороза» | |
Дидактическая игра «Собери картинку» (предметы домашней старинной утвари). | ||
Дидактическая игра «Отгадай». Цель: закрепление знаний о старинных русских предметах. | ||
Экскурсия в «Краеведческий музей». | Оказание помощи в проведении экскурсии. | |
ЯНВАРЬ | Видео – экскурсия «Предприятия родного города». Цель: расширять представления о предприятиях родного города, изготавливаемой продукции. | Непосредственное участие в экскурсии, рассказы о предприятиях своего места работы. |
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». | ||
«Юные архитекторы» (конструирование детского сада) | ||
ФЕВРАЛЬ | Беседа с использованием мультимедийной презентации «Достопримечательности родного города». Цель: расширять представления детей о достопримечательностях родного города. | Помощь в подборе материала и создании презентации. Создание фотоколлажа «Наши Защитники». |
Рисование «Наши папы – Защитники Отечества». Цель: формировать умение передавать в рисунке портрет близкого человека. | ||
Экскурсия в Город Мастеров | Оказание помощи в организации экскурсии. | |
Творческое задание. Обрывная аппликация «У города Мастеров». | ||
Анализ результативности проекта. | ||
МАРТ | Рисование «Наши мамы – самые красивые». Цель: формировать умение передавать в рисунке образ близкого человека. | |
Дидактическая игра «Замочная скважина». Цель: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе. Развивать внимание, память, пространственное мышление. | Подбор материала, оформление игры. | |
Видео – экскурсия «Музеи нашего города». | Оказание помощи в создании видеопрезентации. | |
Дидактическая игра «Музейный квартал». Цель: систематизировать знания детей о музеях города. | ||
Экскурсия на мастер – класс в «Детский музей на Купеческой» - «Яичко ко Христову дню». | Оказание помощи в организации экскурсии. | |
АПРЕЛЬ | Беседа с использованием презентации «Этих дней не смолкнет слава!» Цель: формировать представление о празднике, посвященному Дню Победы (традиция города). | Выставка совместного творчества «Пасхальная открытка». Исследовательская деятельность совместно с детьми «История моей семьи – история победы». Составление рассказов о родственниках – участниках ВОВ. |
Открытое интегрированное занятие с использованием мультимедийной презентации и ручного труда «Путешествие по Городу Мастеров» | Выставка совместного творчества «Открытка ветерану». Создание плакатов «Я рисую мир». | |
Игровое упражнение «Продолжи». Цель: закреплять знания о достопримечательностях города. | ||
МАЙ | Анкетирование «Что ты знаешь о своей малой Родине?» Цель: определение уровня полученных знаний у детей и родителей. | |
Систематизация практического материала. | ||
Систематизация методического материала, обобщение опыта по данной проблеме. |
Анализ результативности реализации проекта:
Анализируя результативность реализации проекта, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы видим, что проводимая нами работа помогает детям проявлять любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложения
Приложение 1
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей седьмого года жизни.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Городца.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Городца.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно и без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Городецкого герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «Личностное отношение к родному городу».
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Городец?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал, посещая музеи нашего города. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с новыми достопримечательностями.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Высокий уровень (8-9 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает герб города Городца, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (5-7 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; герб города Городца; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (менее 4 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Приложение 2.
Сводные данные мониторинга уровня сформированности знаний о родном городе у детей седьмого года жизни.
Протокол обследования знаний о родном городе у детей 6 -7 лет.
Фамилия, имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | Личностное отношение к родному городу | Итого: | ||
Абрамова Ира | 3 | 2 | 2 | 7 | |
Баусов Миша | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Булгаков Вова | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Бусаров Кирилл | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Варакина Ульяна | 2 | 3 | 1 | 6 | |
Веселова Катя | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Голованова Ульяна | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Губанов Коля | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Железов Ваня | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Комина Настя | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Киселева Женя | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Кулаков Саша | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Кухнин Вова | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Матвеичев Богдан | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Нужина Варя | 3 | 2 | 2 | 7 | |
Поляков Сережа | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Пришляк Дионис | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Рукавишников Никита | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Рыжухин Саша | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Сиротина Маша | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Трошина Даша | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Усова Настя | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Чурочкина Оля | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Шестаков Максим | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Шкапин Сережа | 1 | 2 | 1 | 4 | |
Щукина Кристина | 1 | 2 | 1 | 4 |
Приложение 3.
Анкета для родителей.
1.Что, по – вашему, является главным в формировании патриотизма:
- просмотр фильма
- чтение литературы
- изучение архивов семьи
- посещение музеев, выставок.
2.Проявляет ли ваш ребенок интерес к нашему городу?
- да
- нет
- Иногда
3.Как проявляется этот интерес?
- задает вопросы
- просит сходить к памятным местам
- изучает историю
- никак
4.Что именно больше всего интересует вашего ребенка?
- улицы и площади
- памятники
- исторические места
- парки
5.Интересуется ли ваш ребенок историей нашего города?
- да
- нет
- не очень
6.Как часто вы совершаете экскурсии по нашему городу с детьми?
- часто
- редко
- периодически
7.Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
- знания на данную тему
- организации экскурсий
- никакой помощи.
Приложение 4.
Сводная диагностика результатов анкетирования родителей.
Результаты анкетирования родителей:
1. | Просмотр фильма | Чтение худ. литературы | Изучение архивов семьи | Посещение музеев |
25% | 25% | 25% | 25% | |
2. | Да | Нет | Иногда | |
45% | 30% | 25% | ||
3. | Задает вопросы | Просит сходить к памятным местам | Изучает историю | Никак |
37% | 40% | 13% | 10% | |
4. | Улицы и площади | Парки | Памятники | Исторические места |
18% | 20% | 16% | 46% | |
5. | Да | Нет | Не очень | |
34% | 54% | 12% | ||
6. | Часто | Редко | Периодически | |
11% | 58% | 31% | ||
7. | Знания на данную тему | Организации экскурсий | Никакой помощи | |
67% | 17% | 16% |
Приложение 5.
Анализ результативности реализации проекта.
Сводные данные мониторинга уровня сформированности знаний о родном городе у детей седьмого года жизни.
Протокол обследования знаний о родном городе у детей 6 -7 лет.
Фамилия, имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | Личностное отношение к родному городу | Итого: | ||
Абрамова Ира | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Баусов Миша | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Булгаков Вова | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Бусаров Кирилл | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Варакина Ульяна | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Веселова Катя | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Голованова Ульяна | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Губанов Коля | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Железов Ваня | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Комина Настя | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Киселева Женя | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Кулаков Саша | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Кухнин Вова | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Матвеичев Богдан | 3 | 3 | 1 | 7 | |
Нужина Варя | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Поляков Сережа | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Пришляк Дионис | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Рукавишников Никита | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Рыжухин Саша | 2 | 3 | 1 | 6 | |
Сиротина Маша | 3 | 3 | 3 | 9 | |
Трошина Даша | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Усова Настя | 2 | 3 | 2 | 7 | |
Чурочкина Оля | 3 | 3 | 2 | 8 | |
Шестаков Максим | 2 | 3 | 1 | 6 | |
Шкапин Сережа | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Щукина Кристина | 2 | 2 | 1 | 5 |
Приложение 6.
Сводная диагностика результатов анкетирования родителей.
Протокол анкетирования родителей:
1. | Просмотр фильма | Чтение худ. литературы | Изучение архивов семьи | Посещение музеев |
15% | 30% | 35% | 20% | |
2. | Да | Нет | Иногда | |
68% | 17% | 15% | ||
3. | Задает вопросы | Просит сходить к памятным местам | Изучает историю | Никак |
38% | 32% | 23% | 7% | |
4. | Улицы и площади | Парки | Памятники | Исторические места |
21% | 16% | 18% | 45% | |
5. | Да | Нет | Не очень | |
48% | 45% | 7% | ||
6. | Часто | Редко | Периодически | |
27% | 34% | 39% | ||
7. | Знания на данную тему | Организации экскурсий | Никакой помощи | |
73% | 18% | 9% |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Путешествие по Городу Мастеров»
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о ремеслах родного города Городца. Формировать умение создавать изделие народного ремесла на основе ранее полученных знаний.
Задачи:
- Закреплять знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.
- Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- Развивать познавательную активность детей.
- Формировать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Предварительная работа:
- Цикл занятий: «Прошлое и настоящее города Городца», «Ремесла города Городца», «Знакомство с Городецкой росписью», рисование «Городецкие узоры».
- Экскурсии в «Музей пряников», «Краеведческий музей», к памятнику Александру Невскому, в Город Мастеров, по улицам родного города.
- Беседа с детьми «Где я люблю гулять в родном городе».
- Создание альбомов «Городец – прошлое и настоящее», «Городецкие ремесла».
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Прогулка по городу», «Русский сувенир».
- Видео – экскурсия по знаменитым местам города.
- Просмотр мультфильма «Путешествуй с нами. Городец».
- Просмотр фильма «Городец – чудо городок», «И я там был. Городец – родной брат Москвы».
Материалы и оборудование:
- Клубок.
- Видеопроектор.
- Видео – презентация.
- Дидактическая игра «Сложи картинку».
- Ключик
- Иллюстрации с изображением ремесел.
- Формы для изготовления печатных пряников.
- Скалки
- Разделочные доски.
- Джем или варенье.
- Тесто для пряников.
- Фартуки на каждого ребенка.
- Влажные салфетки.
Методика и организация совместной деятельности.
В.: - Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом. Постарайтесь отгадать, кто же это.
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком…
Дети: клубок.
В.: - Правильно, это клубок.
(В группу вкатывается клубок, беру его в руки и прикладываю к уху…)
В.: - Ребята, клубочек пришел к нам с необычной загадкой. Попробуем отгадать?
Д.: Да.
Видео 1.
В.: - Давным-давно, много лет тому назад, князь Юрий Долгорукий основал на левом берегу реки Волги город. Этот город несколько раз сжигали сначала татаро – монголы, а затем только татары. Но город этот все – равно заново отстраивали. Догадались, что это за город?
Дети: Это наш родной город Городец.
Видео 2.
В.: - Верно, это наш город Городец, который сейчас выглядит совершенно по-другому, чем несколько столетий назад. Посмотрите, какие красивые дома и улочки сегодня каждый день встречают нас. Кажется, что прошлое и настоящее тесно переплетены между собой. Можно долго бродить по улицам нашего города, любоваться узорами наличников и фасадов домов с затейливыми кружевами печных труб.
- А клубочек предлагает нам отправиться в путешествие, да не простое, а в Город Мастеров. Вы согласны?
Д.: Да, согласны.
В.: - Ребята, а чем же город Мастеров отличается от других строений нашего города? Почему его так назвали?
Д.: Потому что в нем есть залы, которые относятся к ремеслам нашего города.
В.: - Вы правы, ребята, город Мастеров – это деревянные рубленые строения, соединенные переходами, которые позволяют, не выходя на улицу, посетить мастерские по народным художественным ремеслам и два выставочных зала художественных промыслов.
В.: - А какими ремеслами славен наш город Городец?
Д.: Резьба по дереву, городецкая роспись, пряничное дело и городецкая золотная вышивка.
В.: - Молодцы, ребята, все вспомнили, ничего не забыли. А сейчас давайте закроем глаза и перенесемся в удивительный и неповторимый город Мастеров.
Дети вместе с воспитателем закрывают глаза. (Звук 1). Звучит сказочная волшебная музыка.
Видео 3.
В.: - Посмотрите, ребята, клубочек привел нас в город Мастеров, который уже встречает нас…Но, чтобы попасть внутрь, необходимо найти ключ, который спрятался в картинках. Вам нужно из отдельных фрагментов собрать целое изображение относящееся к какому-то ремеслу нашего города. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).
(Дети собирают разрезные картинки с изображением предметов народно-прикладного искусства.)
В.: - Вот мы и нашли ключик от города Мастеров. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, что же там нас ждет.
(Входим в 1 зал – Городецкая роспись).
В.: - Посмотрите, какая красивая выставка изделий. Полюбуйтесь на эти чудесные красочные яркие узоры.
В.: - Ребята, вы догадались, в какой зал мы попали?
Д.: В зал Городецкой росписи. Здесь предметы сделаны из дерева, а расписаны городецкой росписью.
В.: - Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
В.: - Ребята, скажите, какие элементы городецкой росписи вы знаете?
Д.: Розан, ромашку, глазки, бутоны, листья, оживка (дуги, точки, прямые линии).
В.: - Какие цвета преобладают в росписи?
Д.: Розовый, красный, синий, голубой, белый, черный, зеленый (оранжевый, коричневый).
В.: - Кто может рассказать про Городецкую роспись?
Д: - Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой - нибудь другой – она очень яркая и лаконичная. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на конях, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей). А еще городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери.
В.: - А клубочек приглашает нас уже в другой зал, давайте посмотрим, что там нас ожидает.
(Входим во 2 зал - Резьба по дереву)
В.: - Посмотрите, внимательно и скажите, к какому ремеслу относится этот зал?
Д.: - Это зал резьбы по дереву.
В.: - Да, вы правильно заметили, это зал резьбы по дереву. Сюжетная «глухая резьба» есть только в Городце. Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. Основой узора городецкой глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь со сказочными изображениями полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.
Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной. Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных.
В.: - Ребята, смотрите, наш друг клубочек покатился дальше, и нам пора за ним.
(Входим в 3 зал – Городецкая золотная вышивка)
В.: - И куда же сейчас привел нас клубочек?
Д.: Клубочек привел нас в зал городецкой золотной вышивки.
В.: - А как вы догадались, что это зал городецкой золотной вышивки?
Д.: Здесь представлены изделия вышитые золотыми нитями.
В.: - Действительно, Городец всегда славился своей вышивкой. Вышивка – это традиционное занятие русской женщины. Ею украшали платки и костюмы. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
В.: - Ребята, посмотрите, мы с вами прошли все залы, на все посмотрели и теперь нам пора возвращаться обратно, в наш детский сад. Давайте закроем глаза и перенесемся обратно, а клубочек нам покажет дорогу.
В.: - Вот мы и дома. Ребята, клубочек шепчет мне, что ему уже пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним и скажем ему спасибо за это необыкновенное путешествие.
Д.: Спасибо, клубочек! Досвидания!
В.: - Скажите, ребята, все ли ремесла и промыслы мы с вами увидели в доме Мастеров?
Д.: Нет, мы еще не видели городецких печатных пряников.
В.: - Верно, ребята, а где мы можем увидеть экспонаты городецких печатных пряников?
Д.: В музее «Городецкий пряник».
В.: - Правильно, в музее «Городецкого пряника», куда мы с вами недавно ездили. Вы помните, что нам рассказывали о Городецких пряниках?
Д.: Да. Нам рассказывали о том, как пекли пряники, что в них добавляли и показывали, как их можно сделать.
В.: - Вспомните, пожалуйста, откуда произошло слово пряник?
Д.: В пряничное тесто добавляли разные пряности, поэтому их так и назвали – «пряники».
В.: - Какие виды пряников вы запомнили?
Д.: Печатные, вырубные и лепные.
В.: - Как делают лепные пряники?
Д.: Их просто лепят из теста.
В.: - Молодцы, а вырубные пряники?
Д.: Вырубные или по-другому вырезные пряники вырезают из теста.
В.: - А почему пряники называются печатными?
Д.: Потому что, их изготавливают с помощью резных пряничных досок. С их помощью формуют, т.е. печатают лицевую сторону пряника
Видео 4.
В.: - А вы знаете, что пряничная история связана с разными обрядами? Девушки в полнолуние с наговорами и молитвами замешивали тесто с различными травами и этими пряниками угощали людей. Считалось, что Городецкие пряники обладают исцеляющей силой. И, наконец, ни одно торжество на Руси не обходилась без пряников, а заканчивалось пиршество тем, что гостям давали отведать по кусочку особого пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонным» или «разгоня».
Пальчиковая гимнастика «Вертушки».
В.: - Ребята, сейчас я хочу вам предложить стать настоящими пряничными мастерами и изготовить свои печатные пряники. Вы согласны?
Д.: Да, мы согласны.
В.: - Тогда надевайте скорее фартуки, протирайте руки салфетками и приступим.
Д. Надевают фартуки, вытирают руки салфетками, встают около своих мест.
В.: - Давайте вспомним, как изготавливают эти пряники. Итак, для начала нам нужно взять форму, смазать ее хорошенько маслом, чтобы тесто не пристало при выпекании.
- Затем мы берем тесто, разрезаем его на равные части. Берем одну часть и раскатываем ее на обильно посыпанной мукой доске в ровный пласт примерно 1-2 сантиметра.
- Далее этот пласт мы выкладываем в форму и приминаем руками, чтобы форма отпечаталась на нашем прянике.
- Потом мы берем ложечку джема и намазываем этот пласт теста в форме.
- Затем берем второй кусочек теста и также раскатываем его, как предыдущий. Накладываем этот пласт теста на джем в форму и прищипываем края, чтобы пряник получился ровным.
- Берем форму и опрокидываем ее на разделочную доску. Отделяем форму от теста с отпечатанным рисунком.
Дети выполняют операции по ходу объяснения.
В.: - Вот какие красивые печатные пряники у нас получились! Сейчас мы с вами попросим наших поваров испечь пряники, которые мы изготовили с вами. А пока они пекутся, мы приведем себя в порядок – вымоем руки и повесим фартучки на место.
В.: - А вот и наши пряники готовы!
Пряники печатные – вкусные, да сладкие!
Мы сейчас их возьмем, да чайку пойдем попьем!
В.: - Но сначала скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?
Д.: Да.
В.: - А что особенно запомнилось?
Дети отвечают, слежу за тем, чтобы отвечали полными ответами.
В.: - Ребята, скажите, пожалуйста, что нового и, может быть, интересного вы для себя сегодня узнали?
Дети отвечают, что нового узнали.
В.: - Скажите, ребята, а что у вас вызвало затруднения?
Дети отвечают полными ответами.
В.: - Мне очень понравилось наше путешествие и то, какими внимательными и организованными путешественниками вы сегодня были. Спасибо вам за внимание!
В.: - Ребята, я слышу, что у нас уже кипит самовар, пойдемте пить чай с нашими вкусными пряниками!
Дети встают и организованной группой выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Воспитание чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...
Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».
Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...
Педагогический проект взаимодействия ДОУ с семьей в подготовительной к школе группе по теме: «Родной свой край люби и знай»
авторский проект по патротическому воспитанию. В материале также представлен педсовет в форме деловой игры по теме: "Родной свой край люби и знай"....
Конспект педагогического мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край - люби и знай".
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Каждому человеку нужно з...