Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
проект (старшая группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

Воспитание чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида « Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей

г. Пыть- Ях

Проект

«Родной свой край люби и знай»

                                                                                          Воспитатели: Таюнда Т.М.,

                                                                                                                     Лымарева Н.В.

                                                                                                                                                                 

                   «Человеку никак нельзя жить без Родины,

                                  как нельзя жить без сердца».

                                                                                               К. Паустовский

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
 Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Мы провели среди детей и родителей воспитанников  опрос  вот, что он показал:

- у детей низкий уровень знаний об истории и культуре нашего города, края;

- многие родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

- многие родители не знают  истории города, края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.

На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация  проекта: «Родной свой край люби и знай!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Гипотеза:

Не следует  ждать от детей  взрослых форм  проявления  любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Предполагаемый  результат:

  1. Итоговым результатом является- Викторина, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

- дать знания детям о Родине, родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в  стране, городе;

- познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш, город, округ;

- расширить знания детей о флоре и фауне Ханты-Мансийского края;

- воспитывать  любовь к  своей стране, родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться ими;

- познакомить с культурой и традициями,  Ханты-Мансийского края;

- формировать экологическую культуру  детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей – подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года ( 2016- 2017г.г.)

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный

- Изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город  Пыть - Ях – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ханты-Мансийский край!»;

- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга ХМАО»,  «Животный и растительный мир  Ханты-Мансийского края»;

- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;

- Оформление дидактических игр по краеведению: 
«Узнай, где я нахожусь?»,  «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;

- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);

- Лепка «Животные и птицы Ханты-Мансийского края»;

- Экскурсии и фото экскурсии по городу;

- Разучивание стихов песен о нашем городе;

 - Оформление музыкального уголка в русских традициях;

- Оформление центра в группе «К Юбилею Ханты-Мансийского  края»;

- Изготовление поделок и рисунков  « Ко дню Ханты-Мансийского округа»;

- Проведение развлечения посвящённого ко дню округа «В гостях у хозяйки тайги».

III. Завершающий

- Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;

- Викторина «Путешествие по городам нашей малой родины»;

- Выставка  продуктов  детской деятельности;

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Рефлексивный

- Подведение итогов;

- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Необходимые условия реализации проекта:

- Интерес детей и родителей;

- Методические разработки;

- Взаимодействия со специалистами детского сада.

Методы проекта:

- наблюдение;

- совместные игры;

- анкетирование;

- познавательные игровые занятия;

- беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

- данный проект будет проводиться  в течении учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;

- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

- самостоятельной детской деятельности;

- деятельности детей и родителей.

Достигнутые результаты на начальном этапе:

 На данном этапе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность :

- объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

-рост познавательной активности детей повысился;

-родители с детьми активно  участвовали  в конкурсе рисунков  и поделок к юбилею округа;

-проведено развлечение  «В гостях у хозяйки Тайги».

 «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.                                                                                                                 Развивающая  среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики.                                                                                                                                    Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа - потешками, поговорками , песнями , танцами и т.д.                                                                                                                                Занятия по изобразительной деятельности приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д ) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из пяти блоков:

1.«Профессии, труд людей»

2.«Моя семья», «Моя мама» - Праздник международный женский день 8 марта.

3.«Моя страна, округ, город, в котором я живу»

4.«Народные праздники, культура и традиции»

5.« День защитника отечества- 23 февраля»,  «Этот День Победы…»

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- подбор исторической литературы;

- подбор произведений русского народного творчества;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка разного вида бросового материала;

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическая литература:

1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9. Интернет- материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"

Данный проект предназначен к  приобщению ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнитю  знаний   детей о  городе,  в  котором  мы  живем, ...

Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...

Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».

Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...

Педагогический проект взаимодействия ДОУ с семьей в подготовительной к школе группе по теме: «Родной свой край люби и знай»

авторский проект по патротическому воспитанию. В материале также представлен педсовет в форме деловой игры по теме: "Родной свой край люби и знай"....

Конспект педагогического мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край - люби и знай".

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Каждому человеку нужно з...