Мастер-класс "Формирование доверительных детско-родительских отношений"
план-конспект занятия по теме

Рожнова Оксана Сергеевна

Мастер-класс для родителей  "Формирование доверительных детско-родительских отношений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 7»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, Саратовская область, г. Энгельс, 1-ый Микрорайон, тел.: 8(8453) 562712

Мастер-класс

для родителей

«ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Разработала

Педагог-психолог

Рожнова О.С.

Энгельс

2015

Мастер-класс для родителей

«Формирование доверительных  детско-родительских отношений».

Целевая группа: родители, детей дошкольного возраста.

Цель:  формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и детей.

Цели занятия:

1. Создание эмоционально непринужденной обстановки в группе, атмосферы поддержки.

2. Развитие доверительных детско-родительских отношений.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества.

Ресурсное обеспечение:  мягкая игрушка – медвежонок, мяч, карандаши.

Литература:                                                                                                                1.Л.В.Чернецкая Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д. – Феникс, 2006.                                                                                                                                        

2. Ю.Б.Гиппенрейтер Общаться с детьми. Как? – М., 2000.

3. М.А.Панфилова Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 4 / Фопель К.; пер. с нем. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

1. Приветствие - упражнение «Друг к дружке». Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроения. Сплочение группы.

Психолог: «Сегодня мы будем здороваться друг с другом без слов. Таким способом, который я вам назову, вы должны поздороваться со своими соседями справа и слева. Начинаем: ладошка к ладошке; спинка к спинке; коленка к коленке; плечо к плечу; локоть к локтю; пальчик к пальчику; пятка к пятке; кулак к кулаку и т.д.»

 

II.Разминка

2. Упражнение «Снежный ком». Знакомство с новыми участниками, представление себя, запоминание имен других участников, развитие памяти.

Психолог: «Следующая игра поможет нам вспомнить имена участников сегодняшней группы и узнать новые. Сейчас мы будем называть свои имена с передачей мяча вправо; каждый следующий участник называет последовательно все имена, названные до него, и в конце – свое имя». Повторение игры в обратную сторону.

 

III.Теоретический блок.

3. Доверительные детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики гармоничных детско — родительских отношений:

Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско — родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско — родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально — психологической природы.

И в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

 Все эти качественные характеристики и условия детско — родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка.

 Детско-родительские отношения — двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта — родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя — образ его ребенка, так и у ребенка — образ его родителя.

 Система детско — родительских отношений имеет особое значение для развития любого человека и решения жизненно важных задач, а также для совладания с трудными жизненными ситуациями.

Эйдемилер Э.Г. выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:

1.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль)

2.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

3.Оптимальный тип.

Тип излишней вовлечённости

Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы »растворяется», становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия «можно-нельзя», »хорошо-плохо» ему не понятны. Гиперопека фиксирует существующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стену из любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитие многих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе. Такой ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным и беспомощным. При поступлении в школу, прежде всего, обнаружат себя сложности в волевой и эмоциональной сферах.Возможно дальнейшую жизнь в эмоциональном плане он посвятит поиску родителя-волшебника, а пока Ваше дитя просто капризничает.

Тип излишней отстраненности

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Природные качества не подкрепляются или подавляются. Не получая возможности проявиться и развиться, эти качества могут приобрести отрицательную направленность: упорство перейдёт в упрямство, живость и активность в неустойчивость, неспешность и осторожность в пассивность. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». Отсутствие позитивного опыта взаимодействия со старшими близкими приводит к тому, что такие дети «варятся в собственном соку», закрепляя эмоциональный опыт, сложившийся на основе детских реакций. В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений – крайнее неуважение к личности другого человека.

Оптимальный тип детско-родительских отношений

Для него характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В отношениях присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей как ребёнка, так и взрослого. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» (В.Каган);

- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;

- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;

- принцип взаимного уважения друг к другу.

«Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своё дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней». (А.С.Спиваковская).

 Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

 Каждому родителю нужно научится:

  • безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть
  • узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании
  • конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)
  • применять «активное слушание»
  • избегать автоматических реакций
  • доносить до ребенка свои эмоции и переживания
  • создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал
  • создавать сокровищницу самооценки своего ребенка
  • контролировать негативные эмоции

 Что следует знать каждому родителю?!

9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):

 Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

 Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.


Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):

  1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
  2. Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
  5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
  6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.


Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. 

  1. Безусловно принимать его.
  2. Активно слушать его переживания, и потребности.
  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
  10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день.

 IV. Практическая часть. 

4. Игра «Объятия».
 
Цель: развитие сплоченности.

Задачи: выразить положительные чувства, научиться более близко общаться.

Игровой материал: отсутствует.

Возраст: с 6 лет.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра.

Время проведения: 5 минут.

Ход игры: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным участникам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами участник участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами участника. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

 

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

 5.Игра «Карандашный мостик». Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации; сплочение группы.

Психолог: «Играем в игру «Карандашный мостик». Сейчас вы в паре должны подойти к столу и без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Договориться нужно молча, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый из вас может пользоваться только одним пальцем. Затем вы двигаетесь по комнате, стараясь не уронить карандаш (походить, сесть на пол, попрыгать, присесть, потанцевать). Далее задание усложняется: удерживая «первый мостик», пальцами свободной руки вы берете со стола второй карандаш и проделываете те же самые движения. Начинаем!»

Рефлексия: Какие чувства испытывали во время упражнения? Какие способы взаимодействия вы придумали? Какие возникали трудности? Что получилось без проблем, легко?

 

V. Заключительный этап.

6. Диагностический тест «Стратегии семейного воспитания».

Тест «Стратегия семейного воспитания»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5.Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию своего ребенка?

А. Постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8.Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9.Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.                                    

Б. Стараюсь.                                      

В.Надеюсь.

Г.Не знаю.

Стиль поведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

б

в

в

г

в

г

а

б

г

б

Авторитарный

а

а

г

в

б

б

б

а

а

а

Либеральный

в

б

б

б

а

а

в

в

в

в

Индифферентный

г

г

а

а

г

в

г

г

б

г

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Авторитарный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Либеральный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

7. АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Фамилия, имя _______________________________________________

Название тренинга ___________________________________________ ____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

Спасибо за сотрудничество.

1. Мое настроение до мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10                                                                                    

2. Мое настроение после мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

4. Насколько мне было интересно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

8. Как много я получил от группы.

0  |__________|__________|__________|__________| 10                              

Дата _____________

8. Буклет для родителей.

«Рекомендации психолога».



Предварительный просмотр:

 АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Фамилия, имя _______________________________________________

Название тренинга ___________________________________________ ____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

Спасибо за сотрудничество.

1. Мое настроение до мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10          

                                                                           

2. Мое настроение после мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

4. Насколько мне было интересно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

8. Как много я получил от группы.

0  |__________|__________|__________|__________| 10        

                     

Дата _____________

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Фамилия, имя _______________________________________________

Название тренинга ___________________________________________ ____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваше мнение о прошедшем мастер-классе очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

Спасибо за сотрудничество.

1. Мое настроение до мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10          

                                                                           

2. Мое настроение после мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

4. Насколько мне было интересно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

8. Как много я получил от группы.

0  |__________|__________|__________|__________| 10        

                     

Дата _____________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностический тест "Творческий потенциал ребенка"

Диагностика творческих способностей

Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-10 лет. На вопросы может отвечать один из родителей или другой взрослый, хорошо знающий ребенка (воспитатель, педагог). За каждый ответ "да" начисляется 1 балл.

Суммируйте баллы - по 1 баллу за каждый ответ "да".

Результаты теста: 

От 20 да 23 баллов. Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. У него есть все задатки творческой личности.Самое время развивать его творческие способности!

От 15 до 19 баллов. Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.Поддерживайте его интересы и развивайте их.

От 9 до 14 баллов. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.Попробуйте дать ребенку больше свободы действий в повседневных делах, играх, учебных задачах. Пробуйте нестандартные способы решения!

От 4 до 8 баллов. Творческие способности выражены слабо. Поощряйте любые попытки ребенка проявить себя и свою позицию, интересуйтесь его мнением. Спрашивайте, а как еще можно решить ту или иную задачу, как можно поступить по-другому.

Менее 4 баллов. Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Диагностический тест "Творческий потенциал ребенка"

Диагностика творческих способностей

Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-10 лет. На вопросы может отвечать один из родителей или другой взрослый, хорошо знающий ребенка (воспитатель, педагог). За каждый ответ "да" начисляется 1 балл.

Суммируйте баллы - по 1 баллу за каждый ответ "да".

Результаты теста: 

От 20 да 23 баллов. Ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. У него есть все задатки творческой личности.Самое время развивать его творческие способности!

От 15 до 19 баллов. Ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.Поддерживайте его интересы и развивайте их.

От 9 до 14 баллов. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.Попробуйте дать ребенку больше свободы действий в повседневных делах, играх, учебных задачах. Пробуйте нестандартные способы решения!

От 4 до 8 баллов. Творческие способности выражены слабо. Поощряйте любые попытки ребенка проявить себя и свою позицию, интересуйтесь его мнением. Спрашивайте, а как еще можно решить ту или иную задачу, как можно поступить по-другому.

Менее 4 баллов. Ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Творческий потенциал ребенка

Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-10 лет. На вопросы может отвечать один из родителей или другой взрослый, хорошо знающий ребенка (воспитатель, педагог). За каждый ответ "да" начисляется 1 балл.

Суммируйте баллы - по 1 баллу за каждый ответ "да".

Вопросы:

Да

Нет

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

 

 

2. Меняет ли он свои наклонности?

 

 

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

 

 

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

 

 

5. Любит ли фантастические истории?

 

 

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

 

 

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

 

 

8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?

 

 

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

 

 

10. Боится ли темноты?

 

 

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

 

 

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

 

 

13.Прбоовал ли переставлять мебель по своему разумению?

 

 

14. Был ли удачен этот замысел?

 

 

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

 

 

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

 

 

17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

 

 

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

 

 

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

 

 

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

 

 

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

 

 

22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

 

 

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 

 

Творческий потенциал ребенка

Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-10 лет. На вопросы может отвечать один из родителей или другой взрослый, хорошо знающий ребенка (воспитатель, педагог). За каждый ответ "да" начисляется 1 балл.

Суммируйте баллы - по 1 баллу за каждый ответ "да".

Вопросы:

Да

Нет

1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

 

 

2. Меняет ли он свои наклонности?

 

 

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

 

 

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

 

 

5. Любит ли фантастические истории?

 

 

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

 

 

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

 

 

8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?

 

 

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

 

 

10. Боится ли темноты?

 

 

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

 

 

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

 

 

13.Прбоовал ли переставлять мебель по своему разумению?

 

 

14. Был ли удачен этот замысел?

 

 

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

 

 

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

 

 

17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

 

 

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

 

 

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

 

 

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

 

 

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

 

 

22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?

 

 

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

 

 



Предварительный просмотр:

Тест «Стратегия семейного воспитания»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5.Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию своего ребенка?

А. Постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8.Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9.Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.                                    

Б. Стараюсь.                                      

В.Надеюсь.

Г.Не знаю.

Стиль поведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

б

в

в

г

в

г

а

б

г

б

Авторитарный

а

а

г

в

б

б

б

а

а

а

Либеральный

в

б

б

б

а

а

в

в

в

в

Индифферентный

г

г

а

а

г

в

г

г

б

г

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Авторитарный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Либеральный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

"Несколько простых правил взаимодействия родителя со своим  ребенком, которые помогут сделать детско-родительские отношения более близкими и доверительными"

В консультации раскрываются основные правила взаимодействия родителей со своими детьми, направленные на улучшение детско-родительских отношений....