Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.
статья на тему

Мешкова Лариса Николаевна

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», созданной Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровским, В.В. Давыдовым, Е.В. Бодровой, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. Позднее В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определили основные принципы, ставшие основополагающими для построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. Исследования С.Л. Новоселовой, О.А. Артамоновой, Т.М. Бабуновой, М.П. Поляковой дополнили формирование концептуальных принципов построения предметно-развивающей среды. Особенностью всех этих исследований является построение предметно-пространственной среды как развивающей при обязательном условии реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых.

В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую активность дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных, а значит и гендерных, особенностей.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж.Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, учета этих особенностей при построении развивающей предметно-пространственной среды.

Отмечается более ранее созревание девочек. У девочек лучше развиты вербальные способности, они более дружелюбны и контактны. В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане превосходят мальчиков. Рисунки девочек и ярче, и с большим количеством мелких деталей, и они всегда рисуют существительные. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им  достаточно маленького уголка. У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.). Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, адаптируются.

Все это необходимо учитывать при построении развивающей предметно-пространственной среды. Рекомендуется подбирать приемы взаимодействия с ориентацией на слуховой канал восприятия, предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, трудовые поручения. Для девочек необходимо иметь в группе мини-уголки, в кукольных уголках можно обсудить вместе с девочками наиболее удобный вариант расстановки мебели. Девочкам можно чаще предлагать игры с мелкими предметами, рисование, также им можно предлагать повторение типовых заданий. Девочек обязательно нужно хвалить и давать оценку, окрашенную эмоционально.

Для мальчиков характерны такие особенности, как хорошо развитое зрительное восприятие, развитые визуально-пространственные способности, хорошо выраженные математические способности, способности к поисковой деятельности. При этом, по сравнению с девочками, у мальчиков хуже развита мелкая моторика, меньше развиты вербальные способности, мальчики чаще проявляют неумение справляться с рутинными, монотонными заданиями. Кроме того, мальчикам присуща скрытая эмоциональность; стремление к лидерству, стремление к игре большими группами, агрессивность. Рекомендуется подбирать приемы взаимодействия с ориентацией на визуальный канал восприятия, предоставлять большее пространство для игр, желательно иметь игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости, мальчикам нужно чаще предлагать индивидуальные задания, чаще хвалить за выполненное задание, для мальчиков необходимо создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем.

В настоящее время в детских садах часто встречается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине – воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Таким образом, чрезвычайно важно учитывать гендерные особенности детей и формировать гармоничную развивающую предметно-пространственную среду.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», созданной Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровским, В.В. Давыдовым, Е.В. Бодровой, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. Позднее В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определили основные принципы, ставшие основополагающими для построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. Исследования С.Л. Новоселовой, О.А. Артамоновой, Т.М. Бабуновой, М.П. Поляковой дополнили формирование концептуальных принципов построения предметно-развивающей среды. Особенностью всех этих исследований является построение предметно-пространственной среды как развивающей при обязательном условии реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых.

В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую активность дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных, а значит и гендерных, особенностей.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж.Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек, учета этих особенностей при построении развивающей предметно-пространственной среды.

Отмечается более ранее созревание девочек. У девочек лучше развиты вербальные способности, они более дружелюбны и контактны. В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане превосходят мальчиков. Рисунки девочек и ярче, и с большим количеством мелких деталей, и они всегда рисуют существительные. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им  достаточно маленького уголка. У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.). Девочки, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, адаптируются.

Все это необходимо учитывать при построении развивающей предметно-пространственной среды. Рекомендуется подбирать приемы взаимодействия с ориентацией на слуховой канал восприятия, предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, трудовые поручения. Для девочек необходимо иметь в группе мини-уголки, в кукольных уголках можно обсудить вместе с девочками наиболее удобный вариант расстановки мебели. Девочкам можно чаще предлагать игры с мелкими предметами, рисование, также им можно предлагать повторение типовых заданий. Девочек обязательно нужно хвалить и давать оценку, окрашенную эмоционально.

Для мальчиков характерны такие особенности, как хорошо развитое зрительное восприятие, развитые визуально-пространственные способности, хорошо выраженные математические способности, способности к поисковой деятельности. При этом, по сравнению с девочками, у мальчиков хуже развита мелкая моторика, меньше развиты вербальные способности, мальчики чаще проявляют неумение справляться с рутинными, монотонными заданиями. Кроме того, мальчикам присуща скрытая эмоциональность; стремление к лидерству, стремление к игре большими группами, агрессивность. Рекомендуется подбирать приемы взаимодействия с ориентацией на визуальный канал восприятия, предоставлять большее пространство для игр, желательно иметь игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости, мальчикам нужно чаще предлагать индивидуальные задания, чаще хвалить за выполненное задание, для мальчиков необходимо создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем.

В настоящее время в детских садах часто встречается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине – воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Таким образом, чрезвычайно важно учитывать гендерные особенности детей и формировать гармоничную развивающую предметно-пространственную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Данный материал содержит инновационные подходы  в организации РППС В ДОУ...

Реализация гендерного подхода при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольника.

Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируют. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя вос...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС

Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГО...